Актуальная тема: Углубленный уровень изучения обществознания в старшей школе
Е.К. Калуцкая, М.И. Богачев. Тема «Государство» на углубленном уровне в курсе «Обществознание» в средней школе: содержание и методические приемы.
В статье представлен вариант раскрытия темы «Государство» на уроках обществознания в средней школе. Авторы предлагают ряд содержательных и методических расширений темы для увеличения вовлеченности учащихся в учебный процесс. В частности авторы предлагают дополнить тему раскрытием: однолинейной схемы политогенеза (бэнд — племя — вождество — государство), трех этапов развития уже государственных форм политогенеза, а также критическим взглядом на функции и признаки государств.
Ключевые слова: обществознание, политология, политика, государство.
История и обществоведение
А.А. Антоновская. Влияние русско-валашских и русско-молдавских отношений на итоги внешней политики Петра I.
В данной статье рассматривается предыстория Прутского похода (1711 г.) и его значение для внешней политики России XVIII века. Автор приходит к выводу, что именно характер русско-молдавских и русско-валашских отношений в XVII в., а не борьба предшественников Петра Алексеевича за выход к Черному морю, стал одной из основных причин, благодаря которой проведение Прутского похода стало возможным.
Ключевые слова: Прутский поход, внешняя политика России в XVII веке, внешняя политика России в XVIII веке, Петр I, Дмитрий Кантемир, Константин Брынковяну, русско-молдавские отношения, русско-валашские отношения.
О.Г. Щенина. Эволюция правового образования школьников в контексте учебного предмета Обществознание».
В статье рассматриваются проблемы необходимости повышения качества образования в ракурсе правового образования и воспитания школьников на уроках обществознания. Представлен анализ правовой грамотности школьников в контексте результатов ЕГЭ по обществознанию. Показано, что правовая тематика является важным компонентом урочной и внеурочной деятельности учителя обществознания.
Ключевые слова: обществознание, правовое образование, правовое воспитание, правовая грамотность, Единый государственный экзамен.
О.П. Окопная. К вопросу организации помощи раненым и больным воинам в годы Первой мировой войны (на материалах Области войска Донского).
В статье на основе привлечения архивных данных и периодики предпринята попытка восполнить существующий пробел в освещении данных исторических событий и провести анализ организации помощи раненым и больным воинам в годы Первой мировой войны. Рассматривается работа различных организаций, ведомств, а также добровольцев и благотворителей. Автор подчеркивает, что получившие раны и увечья воины получали не только медицинскую и психологическую помощь, но сердечную заботу и хороший уход. Местные власти стремились оказать поддержку семьям участников боевых действий.
Ключевые слова: благотворительность, добровольчество, Первая мировая война, оказание медицинской помощи, поддержка, раненые и больные войны.
В.С. Меркурьева, С.В. Огай. Изучение положений Университетских уставов России XIX века при организации проектной деятельности учащихся старших классов.
Статья посвящена рассмотрению положений университетских уставов как механизма организации проектной деятельности учащихся. Авторы статьи анализируют нормативно-правовые акты, регулирующие деятельность судов в университетах, выясняя процесс делопроизводства и структуру судов, а также меры наказаний, которым могли подвергнуться студенты за совершение правонарушений.
Ключевые слова: университет, университетский суд, университетский устав, право, заседание, взыскание, инструкция.
А.В. Палецких. Особенности соблюдения США и Великобританией норм Международного гуманитарного права в военной сфере.
Исследуемая тема имеет актуальную историко-политическую направленность. Автор публикации провел анализ ряда войн и военных конфликтов в 1950-2020 гг. с участием США и Великобритании, сопровождавшихся проявлением жестокости к противнику и применением преступных способов ведения боевых действий. Но всегда, когда США и Великобритания принимали решение о вторжении вооруженных сил на территорию других государств, они считали свои действия вполне законными и не противоречащими международному праву, которые характеризовались наличием фактов военных преступлений в военных конфликтах с участием вооруженных сил этих стран, что определило необходимость исследования военных преступлений, совершенных с участием вооруженных сил США и Великобритании в вышеназванный период.
Ключевые слова: международное гуманитарное право, США и Великобритания, военные преступления, повстанцы, массовый характер, национальная независимость, убийство мирных жителей, нарушение международного права.
Методика
Н.С. Калмыкова. Методика формирования оценочных суждений учащихся VII класса в рамках курса всеобщей истории.
Статья посвящена проблеме формирования оценочных суждений семиклассников на уроках всеобщей истории. Автором предложены практико-ориентированные задания по формированию оценочных суждений к каждой теме курса в соответствии с Концепцией реализации единой образовательной программы.
Ключевые слова: оценочные суждения, методика преподавания истории, всеобщая история, VII класс.
О.Ю. Ужан. Интегрированный урок как метод формирования опыта познавательной деятельности обучающихся.
В статье рассмотрены некоторые особенности интегрированных уроков как нестандартных методов обучения для формирования опыта познавательной деятельности обучающихся в современной школе. Отмечены принципы интегрированного обучения. Приведены фрагменты интегрированных уроков с применением нестандартных методов обучения.
Ключевые слова: опыт познавательной деятельности, интегрированный урок, нестандартные методы обучения, принципы интегрированного обучения.
В.А. Иващенко, А.А. Ромазан, Ю.В.Андрющенко. Опыт проведения патриотических акций «Майский вальс» и «Победный вальс» на примере города Воинской славы Хабаровска.
В статье рассматривается методика организации и проведения культурно-массовых мероприятий исторической направленности — «Майский вальс» и «Победный вальс» на примере опыта г. Хабаровска. Обобщается десятилетний опыт работы, направленный на сохранение памяти поколений о подвигах советского народа в Великой Отечественной войне и рассматривается их значение для роста патриотического самосознания современного общества.
Ключевые слова: воспитание, мотивация, День Победы, танец, акция, патриотизм.
ЕГЭ и ОГЭ
В.В. Горский. К вопросу об оптимизации структуры и выполнения задания №19 ЕГЭ по истории в формате 2024 года на определение исторического понятия и его фактологическую конкретизацию.
Статья посвящена разбору концепции задания № 19 в модели ЕГЭ по истории, предложенной ФИПИ для использования на экзаменах летом 2024 г. и связанных с ней сложных вопросов. Автор демонстрирует на примере из демоверсии, предложенной ФИПИ, противоречия, с которыми сталкиваются как составители данного типа задания, так и выполняющие его, сопоставляет требуемую для выполнения информацию с наличной в школьной учебной литературе, мыслительными умениями и навыками осуществления логических процедур, вырабатываемыми в процессе получения среднего образования, и предлагает возможную методику оптимизации подготовительной работы на основе максимального использования информации, предлагаемой учебными пособиями базового уровня для общеобразовательных организаций и дополнительных знаний в области элементарной логики, которые могут быть даны в процессе подготовки учащихся к экзамену.
Ключевые слова: задание № 19, ЕГЭ, понятие, определение, логика, информация, учебные пособия.
Комментарии (0)
Будьте в курсе обсуждения, подпишитесь на RSS ленту комментариев к этой записи.