Контент


ЖУРНАЛ «ГЕОГРАФИЯ И ЭКОЛОГИЯ В ШКОЛЕ XXI ВЕКА»

Главный редактор И.И. Баринова, доктор педагогических наук, профессор.

Журнал выходит 10 раз в год (кроме июня и июля). Индексируется в РИНЦ.

E-mail: geoeco21@rambler.ru

Оформить подписку можно:

1. В агентстве «Роспечать». Единый индекс 82425.

2. Подписка через группу компаний «Урал-Пресс».
– Найдите представительство в своём регионе: http://ural-press.ru/contact
– Отправьте заявку на подписку по факсу или электронной почте в ваше региональное подразделение «Урал-Пресс», указав название «География и экология в школе XXI века».
– Вам будет назначен персональный менеджер, который оформит документы и
ответит на все вопросы.
– Все документы и выписанные издания курьер доставит вам в офис.
Сайт: http://ural-press.ru
Телефон: +7 (343) 226-08- 01
Почта: info@ural-press.ru

3. ООО «ИВИС» (www.ivis.ru). Подписка на журнал в электронном виде для юридических лиц (оплата по б/н расчету с пакетом документов).
Для оформления подписки необходимо позвонить по тел. 8 (495) 777-65-57 или 8 (495) 777-65-58 или направить соответствующее письмо в произвольной форме на адрес электронной почты sales@ivis.ru

НОМЕР 8-2020

География и экология

В.Л. Мартынов, Е.А. Сазонова. Флаги республик бывшего СССР.
Сведения о формировании флажной системы современного мира и флагах государств, ранее входивших в состав СССР, могут быть полезны при изучении курсов экономической географии как в школе, так и в высшей школе. Возможно также их использование во внеурочной работе при проведении разнообразных факультативных занятий.
Ключевые слова: флаг, знамя, география, история, вексиллология, вексиллогеография, бывший СССР, республики, государственная символика.

Б.И. Кочуров, Е.А. Минакова. Социальная экология.
Авторы знакомят читателей с достаточно новым направлением науки — социальной экологией, рассматривают разные подходы к определению предмета этой науки, основные ее понятия.
Ключевые слова: геоэкосоциосистема, экологическая структура устойчивого развития, экологический каркас территории, урбосреда, качество жизни.

В.И. Гусаров. Новое энергетическое чудо в Африке.
В статье автор пишет о строительстве ГЭС «Возрождение» в Эфиопии с целью получения электроэнергии и решения проблемы обеспечения населения электроэнергией и водой.
Ключевые слова: строительство Великой эфиопской плотины, проблемы с пограничными государствами, ГЭС «Возрождение».

М.А. Воронина. Водитель фрегатов (к 280-летию со дня рождения Ж.Ф.Лаперуза).
Увлекательный рассказ о жизни, плаваниях и открытиях знаменитого французского мореплавателя Жана Франсуа Лаперуза.
Ключевые слова: выбор профессии, военные походы, тихоокеанская экспедиция, открытие острова Сахалин, трагический финал экспедиции, имя Лаперуза на карте.

Теория и методика обучения и воспитания

Ю.С. Репринцева. Общеучебные приемы понимания текста учебника как основа развития навыков смыслового чтения.
В статье раскрывается значение развития навыка смыслового чтения как универсального учебного действия, способа получения знаний и средства развития личности обучающегося.
Ключевые слова: смысловое чтение, общеучебные приёмы понимания текста, сложность текста, трудность текста.

В.А. Рябов, О.В. Петунин, О.В. Митрохина. Опыт использования УМК по «Социально-экономической географии Кемеровской области» в преподавании курса «География России. Хозяйство. Регионы».
В статье рассмотрен опыт использования регионального учебно-методического комплекса в преподавании социально-экономической географии в школе, описаны методические подходы и определено место В.регионального компонента образования в реализации ФГОС, показа положительный опыт и результаты работы по систематическому использованию учебно-методического комплекса по социально-экономической географии Кемеровской области — Кузбасса в школьной практике.
Ключевые слова: региональный компонент географического образования,ФГОС, социально-экономическая география Кемеровской области — Кузбасса, методика преподавания географии.

И.Н. Нечипорук. Выставка одного экспоната «Во славу семьи и Отечества…» в школьном музее «Страницы истории Ижорской Земли».
Представлена разработка экскурсии по выставке в музее ГБОУ школы № 621 Колпинского района «Страницы истории Ижорской земли», посвященной представителям семьи Захаровых, жителей села Усть-Ижора, владельцам кирпичных заводов.
Ключевые слова: школьный краеведческий музей, кирпичное производство, заводское клеймо, Усть-Ижора, династия Захаровых.

Н.Н. Колосова. Географические кроссворды.

М.В. Беляева. Моя бабушка Нина.
Трепетный рассказ о замечательной бабушке с трудной судьбой, но с сильным и волевым характером, воспитавшей шестерых детей и многих внуков.
Ключевые слова: врач-ординатор на фронте, педиатр в Казани, Орден Отечественной войны II степени, юбилейные медали СССР, медали Мать-героиня, Ветеран труда.

Информируем читателей

Всероссийский конкурс «Я люблю тебя, Россия, дорогая моя Русь…»

НОМЕР 7-2020

География и экология

Д.Л. Лопатников. Благосостояние населения и уровень зрелости гражданского общества как факторы экологизации хозяйства высокоразвитых стран.
Утилитарный подход к природе как был в индустриальный период, так и сохраняется в постиндустриальный. Качество окружающей среды становится ресурсом для современного общества и тем самым приобретает экономическую ценность. Значимым компонентом качества жизни в современном обществе становятся экологические параметры условий жизни человека.
Ключевые слова: экологизация, общество экологического потребления, гражданское общество, высокоразвитые постиндустриальные страны.

В.Л. Мартынов, И.Е. Сазонова. География внутреннего водного транспорта Сибири: Енисейский бассейн.
Рассматривается историческое развитие и современное состояние внутреннего водного транспорта Сибири на примере Енисейского бассейна. Характеризуются условия судоходства, анализируются грузовые и пассажирские потоки, рассматриваются основные порты и пристани.
Ключевые слова: внутренние водные пути, Енисейский бассейн, историческая география, условия судоходства, перевозки, порты.

О.А. Лапшова. Прибайкалье.
Увлекательный рассказ учителя географии о своеобразии природы Прибайкалья, о своеобразии озера и окружающих его территорий.
Ключевые слова: Прибайкалье, Байкал, остров Ольхон, особенности ландшафтов, внутренний туризм.

С.С. Зорин. Ботанические сады Демидовых.
В России Демидовы создали первые ботанические сады в Соликамске, в Москве, а также и во время проживания в других странах создавали прекрасные сады и парки.
Ключевые слова: Ботанический сад, Соликамский сад, «Нескучный сад», вилла «Сан-Донато», вилла «Медичи» — Пратолино, вилла «Абамелек», вилла «Сан-Мартино».

А.В.Филинов, К.А. Филинова. Смотритель ливней и снежных бурь (о книге Г.Торо «Уолден, или Жизнь в лесу»).
Интересный рассказ о книге Г. Торо, о его взглядах на роль природы в жизни человека и филосовских размышлениях.
Ключевые слова: Уолден, времена года в Уолдене, жизнь в лесу, Уолденский пруд.

Теория и методика обучения и воспитания

Л.В. Тарасова. Уроки цифровой трансформации образования.
Актуальная и очень полезная для учителей статья по проблеме дистанционного образования, дан анализ опыта работы школ Санкт-Петербурга в условиях дистанционного обучения.
Ключевые слова: цифровизация, дистанционное образование, новая модель организации учебного процесса, сильные и слабые стороны дистанционного образования.

К.И. Мирхусанова. Преимущества и недостатки информационно-коммуникативных технологий в образовании.
Данная статья посвящена анализу преимуществ и недостатков инновационно-коммуникационных технологий в образовании, а именно при дистанционном обучении.
Ключевые слова: информационно-коммуникационные технологии (ИКТ), дистанционная форма, удалённая работа, дистанционное обучение (ДО), образовательная сфера, преимущества и недостатки ИКТ.

Ю.Ю. Онищенко. Спилс-карта — персонализированная модель обучения в игре.
Автор подробно рассказывает о применении спилс-карт на уроке и во внеурочное работе, отмечает высокие результаты усвоения знаний и умений.
Ключевые слова: спилс-карта, игровая форма обучения, усвоение географической номенклатуры, реализация требований ФГОС ООО.

О.А. Корженко. Педагогические технологии работы с ученическим активом школьного музея.
В статье рассмотрены технологии работы педагога-организатора с ученическим активом на краеведческой основе, предлагаются различные определения понятия «педагогическая технология», даются его основные характеристики, Уделяется внимание рассмотрению собственной работы с ученическим активом на краеведческой основе.
Ключевые слова: технологии работы педагога-организатора, педагогическая технология, краеведческая основа, ученический актив, применение технологий.

Н.Л. Лупахина, Н.В. Лебедева. Туристская составляющая в оборонно-спортивных и туристических играх «Зарница».
Рассмотрены вопросы туристской составляющей оборонно-спортивных и туристских игр «Зарница» (блок «Туристская подготовка») и основные принципы подготовки судейской бригады при прохождении этапа «Контрольный туристский маршрут».
Ключевые слова: «Зарница», туристская подготовка, карта, пешеходный туризм, маршрут, снаряжение.

К.Н. Мамирова. Формирование содержания образовательной программы в высшем учебном заведении.
В статье формирование содержания географического образования в вузе рассмотрено исходя из принципов научности, гуманизации образования, экологизации, проблемности и системности, что позволяет готовить квалифицированных географов, обладающих социально-профессиональными, личностными, инструментальными и предметными знаниями и компетенциями.
Ключевые слова: географическое образование, содержание географического образования, подготовка специалистов-географов, социально-профессиональные компетенции компетенции.

Информируем читателей

Л.В. Макарцева. Юбилей кафедры экономической и социальной географии Саратовского государственного университета.
Подробный рассказ о работе одной из старейших кафедр страны — кафедре экономической и социальной географии Саратовского государственного университета, об основных направлениях исследования и коллективе кафедры. 
Ключевые слова: кафедра экономической и социальной географии Саратовского национального исследовательского университета им. Н.Г. Чернышевского, развитие направлений исследования, коллектив кафедры.
Всероссийская научно-практическая конференция «Региональный аспект эколого-географического образования в школе и вузе» (30 октября 2000 г., Казань)

 

НОМЕР 6-2020

Колонка главного редактора
Каким будет новый учебный год?

География и экология

Н.А. Нарочницкая. Европа: на пороге неотвратимых перемен.
Автор размышляет о сложных взаимоотношениях Европы и России в разные исторические периоды, об общехристианском наследии Европы, о христианских ценностях и самобытности России.
Ключевые слова: европейская цивилизация, дилемма «Россия и Европа», общехристианское наследие Европы, христианские ценности, философия либертаризма, ценностный нигилизм, самобытность России.

В.И. Гусаров. Системные противоречия между афро-азиатскими реалиями и скандинавской действительностью: истоки и последствия.
В статье показано, как и почему увеличивались потоки мигрантов из Африки и стран юго-восточной Азии в страны Скандинавии, как и почему нарастали конфликты между коренным населением и мигрантами.
Ключевые слова: потоки мигрантов, причины миграции, социальные и криминальные конфликты, ужесточение законов для въезжающих.

А.В. Матвеев. Бразилиа — достояние человечества.
В статье дан подробный рассказ о возникновении и реализации идеи переноса столицы Бразилии из перенаселенного Рио в центр страны, увлекательно рассказано о достопримечательностях и уникальности Бразилиа.
Ключевые слова: Бразилиа — новая столица Бразилии, особенности aпланировки и архитектуры, достопримечательности, уникальность города.

Г.М. Майнашева. Биологическое разнообразие как условие жизни на Земле.
Рассмотрены вопросы воздействия человека на биосферу, важность сохранения биоразнообразия, необходимость формирования экологической культуры и природосообразного поведения в школе.
Ключевые слова: биологическое разнообразие, устойчивое развитие, антропогенное воздействие, экологическая культура.

О.А. Лапшова. Путешествие по Эвбее.
Интересный рассказ о природе одного из островов Греции — Эвбее — настоящего географа-путешественника.
Ключевые слова: греческие острова, тектоническое происхождение Эвбеи, особенности природных зон, водопады, термальные воды, приливы и отливы.

Теория и методика обучения и воспитания

М.С. Смирнова, Л.Е. Штанова. Московская электронная школа: возможности
и проблемы использования при изучении естественнонаучных дисциплин (на примере предмета «Окружающий мир»).
В статье рассматриваются возможности он-лайн платформы Московская электронная школа для изучения предмета «Окружающий мир». Обращается внимание на контент МЭШ (естественнонаучного характера), методические проблемы учителей при работе с платформой МЭШ. Показаны некоторые пути решения указанных проблем.
Ключевые слова: Московская электронная школа, предмет «Окружающий мир», начальная школа, естественнонаучные дисциплины, география, экология, атомарный контент.

И.А. Лев. О дистанционном обучении.
В статье автор размышляет об опыте применения дистанционного обучения из-за пандемии, отмечает слабые стороны электронной школы и возможные перспективы использования дистанционного обучения.
Ключевые слова: электронная школа, дистанционные технологии, проблемы и перспективы дистанционного обучения.

И.В. Митрофанов. Московская электронная школа: тесты для 7 класса.
Автор статьи представляет читателям примеры тестов по географии 7 класса, которые используются в московской электронной школе.
Ключевые слова: тесты, функции тестов, примеры тестов для МЭШ.

Ю.С. Репринцева. Структура, содержание, методические условия ценностного обучения школьной географии.
В статье автор рассматривает характерные черты ценностного обучения географии в общеобразовательной школе. Приводится пример ценностно-ориентационного современного урока географии, направленного на формирование личностных результатов обучения.
Ключевые слова: ценностное обучение, аксиосфера школьной географии, терминальные ценности, инструментальные ценности.

Г.Н. Паневина, О.Ю. Стрелова. Новый региональный учебник: пересечение истории и географии.
В статье представлена подробная характеристика регионального учебника Хабаровского края, в котором авторам удалось тесно связать исторические и географические знания и использовать оригинальные способы подачи материала с опорой на современные педагогические технологии.
Ключевые слова: региональный учебник, модель регионального учебного пособия, взаимодействие всех компонентов учебника, система заданий, специфика современного этапа регионализации образования.

75-летие Великой Победы. Бессмертный полк

Артем Шевель. Бессмертный полк: славим подвиг и мужество.

НОМЕР 5-2020

К 75-летию Великой Победы

Г.К. Жуков. Берлинская операция.
Приведена часть главы «Берлинская операция» из книги автора «Воспоминания и размышления».
G.K. Zhukov. Berlin operation.
The part of the chapter «Berlin Operation» from the author’s book «Memoirs and Reflections» is given.

Итоги Всероссийского конкурса «Памяти павших будем достойны», посвященного 75-летию Великой Победы.
The results of the All-Russian contest «In memory of the fallen we will be worthy», dedicated to the 75th anniversary of the Great Victory.

Работы участников Всероссийского конкурса «Памяти павших будем достойны», посвященного
75-летию Великой Победы

О.А. Артющенко. Роль Советского Союза в освобождении Европы от фашистов.
В статье представлены материалы для урока или внеурочного мероприятия о роли СССР в победе над фашизмом, об огромной цене победы, о роли победы для формирования новой геополитической картины мира, о недопустимости искажения правды о результатах Второй Мировой войны.
O.N. Artyushchenko. The role of the Soviet Union in the liberation of Europe from the nazis.
The article presents materials for a lesson or extracurricular event on the role of the USSR in the victory over fascism, on the enormous cost of victory, on the role of victory for the formation of a new geopolitical picture of the world, on the inadmissibility of distorting the truth about the results of World War II.

Д.С. Бац. Освобождение Европы от фашизма.
В статье рассмотрена роль советской армии в разгроме фашистов и освобождении 11 стран Европы, потери СССР, попытки переписать историю в наши дни.
D.S. Bats. The liberation of Europe from fascism.
The article considers the role of the Soviet army in the defeat of the Nazis and the liberation of 11 European countries, the loss of the USSR, and attempts to rewrite history today.

М.В. Овчаренко. Уроки мужества: «За Волгой земли для нас нет».
Представлен сценарий Урока мужества, посвященного Сталинградской битве, с проникновенными стихами о героях этого сражения.
M.V. Ovcharenko. Lessons of courage: «Beyond the Volga there is no land for us …»
The scenario of the Lesson of Courage, dedicated to the Battle of Stalingrad, with soulful poems about the heroes of this battle is presented.

Т.Н. Потапова. Классный час: «Сталинградская битва: страницы героического подвига советского народа».
Автор предлагает материал для внеурочного мероприятия, посвященный одной из самых тяжелых битв Великой Отечественной войны, показывает стойкость, мужество и героизм советских солдат — представителей всех республик СССР, рассказывает о том, как чтут память героев.
T.N. Potapova. Classroom hour: «The Battle of Stalin-grad: pages of the heroic feat of the Soviet people».
The author offers material for an extracurricular event dedicated to one of the most difficult battles of the Great Patriotic War, shows the stamina, courage and heroism of Soviet soldiers — representatives of all republics of the USSR, talks about how the memory of heroes is honored.

Михаил Титов. В.П. Кисляков — первый Герой Советского Союза на Северном флоте.
Увлекательный рассказ о героическом боевом пути Василия Кислякова, о трудностях обороны Заполярья, о присвоении ему звания Героя Советского Союза.
Mikhail Titov. First hero of the Soviet Union in the Northern fleet.
A fascinating story about the heroic battle path of Vasily Kislyakov, about the difficulties of the defense of the Arctic, about the assignment of the title of Hero of the Soviet Union to him.

Н.А.Семенова, А.М. Зюзина. М.В. Исаковский: его песни времени сильней.
Земляки М.В. Исаковского эмоционально рассказали о том, как на родине замечательного русского поэта-песенника берегут и чтут его память.
N.A. Semenova, A.M. Zyuzina. M.V. Isakovsky: his songs of time are stronger
Countrymen M.V. Isakovsky was emotionally told about how, in the homeland of a wonderful Russian songwriter, they cherish and honor his memory.

Л.А. Плугатырёва. Летят белые журавли.
Автор рассказывает о том, как воевали его родные, как они скромно умалчивали о своих ратных подвигах, как не любили вспоминать о войне.
L.A. Plugatyrova. White cranes are flying.
The author talks about how his family fought, how they modestly kept silent about their military exploits, how they did not like to remember the war.

Алёна Алексеева. Маньчжурская операция. Порт-Артур.
В статье описывается освобождение стратегического объекта Порт-Артура советскими войсками вместе с китайскими и северо-корейскими военными соединениями как части Маньчжурской операции в 1945 году.
Аlena Alekseeva. Manchu operation. Port Arthur.
The article describes the liberation of the strategic facility of Port Arthur by the Soviet forces along with Chinese and North Korean military units as part of the Manchu operation in 1945.

Илона Петриашвили. «Полк бессмертных идет по России».
Эмоциональный рассказ о своем прадеде-танкисте, о шествии Бессмертного полка в г.Константиновск 9 мая 2019 года.
Ilona Petriashvili. «The regiment of immortals is in Russia …»
An emotional story about his great-grandfather, a tankman, about the procession of the Immortal Regiment in Konstantinovsk on May 9, 2019.

Дарья Мезникова, Яна Илющенко. Маленькие герои Великой Отечественной: им не было еще и шестнадцати.
В статье поднята проблема детей войны, их страдания в плену и на оккупированной территории, рассказано о судьбе А.М.Осипчук из Хабаровского края.
Daria Meznikova, Yana Ilushchenko. Little heroes of the Great Patriotic War: they were not yet sixteen.
The article addresses the problem of children of war, their suffering in captivity and in the occupied territory, tells about the fate of A.M. Osipchuk from the, Khabarovsk Territory.

Керлах Анастасия. Памятник Григорию Агееву от благодарных шахтеров Ургала
В статье рассказано о трудовом и боевом пути Героя Советского Союза А.Г. Агеева, о его роли в развитии угольной промышленности в Хабаровском крае, о памяти благодарных потомков.
Kerlach Anastasia. Monument to Grigory Ageev from the grateful miners of Urgal.
The article tells about the labor and combat path of the Hero of the Soviet Union A.G. Ageev, about his role in the development of the coal industry in the Khabarovsk Territory, about the memory of grateful descendants.

Иванов Ильяс. Герои моей семьи.
Эссе ученика с рассказом о прадедушках, участниках Великой Отечественной войны.
Ivanov Ilyas. Heroes of my family.
An essay of a student with a story about great-grandfathers of the participants of the Great Patriotic War.

НОМЕР 4-2020

К 75-летию Великой Победы

Выступление И.В. Сталина на параде 7 ноября 1941года в честь 24-й годовщины Великой Октябрьской революции
Speech by I.V. Stalin at the parade on November 7, 1941 in honor of the 24th anniversary of the Great October Revolution

Г.К. Жуков. Битва за Москву.
G.K. Zhukov. Battle for Moscow.

Работы участников Всероссийского конкурса «Памяти павших будем достойны», посвященного
75-летию Великой Победы

Т.В. Клочкова. Вклад москвичей в дело Великой Победы.
Обстоятельный рассказ о трагических событиях первых месяцев на южных рубежах под Москвой, о героизме летчиков — защитников Москвы, о трудовом героизме москвичей, строивших оборонительные сооружения. Статья основана на воспоминаниях очевидцев событий.
T.V. Klochkova. The contribution of our countrymen to the cause of the Great Victory.
A detailed story about the tragic events of the first months on the southern borders near Moscow, about the heroism of the pilots — the defenders of Moscow, about the labor heroism of the Muscovites who were building defenses. The article is based on the recollections of eyewitnesses of the events.

В.А. Ямковой. Амурская область в Великой Отечественной войне.
В статье подробно рассказано о вкладе Амурской области в победу, о ратных и трудовых подвигах амурцев,их беззаветной преданности Родине.
V.A. Yamkovoy. Amur Region in the Great Patriotic War.
The article details the contribution of the Amur Region to the victory, the military and labor exploits of the Amur people, their selfless devotion to the Motherland.

Дмитрий Погорельский. Ученые-географы для победы: на фронте и в тылу.
В статье показано, как ведущие ученые-географы СССР работали в тылу, помогая обеспечивать фронт всем необходимым и как они сражались на фронтах.
Dmitry Pogorelsky. Geographical scientists for victory: at the front and in the rear.
The article shows how leading Soviet geographers worked in the rear, helping to provide the front with everything they need and how they fought on the fronts.

Дмитрий Кондратенко. Директора школ Георгиевского района — участники Великой Отечественной войны.
Оригинальная тема работа представлена автором — директора школ участники ВОВ. Показаны ратные подвиги и успехи в воспитании школьников в мирные годы директоров 7 школ района.
Dmitry Kondratenko. School directors of the Georgievsky district — participants of the Great Patriotic war.
The original theme of the work is presented by the author — principals of the participants of the Second World War. The feats of arms and successes in the education of schoolchildren in the peaceful years of directors of 7 schools of the district are shown.

Е.А. Каманина. Поля воинской славы России.
Автор подробно рассказывает о роли трех полей русской славы — Куликовом, Бородинском, Прохоровском в истории нашей страны, о влиянии их на формирование национального самосознания.
E.A. Kamanina. Fields of military glory of Russia.
The author talks in detail about the role of the three fields of Russian glory — Kulikov, Borodinsky, Prokhorovsky in the history of our country, about their influence on the formation of national identity.

Ю.А. Телепенко. Урок-память: Герой Советского Союза П.М. Однобоков (9 класс).
В статье подробно представлены результаты самостоятельной работы учеников по изучению жизненного и военного пути Героя Советского Союза летчика П.М. Однобокова.
Yu.A. Telepenko. Lesson-memory: Hero of the Soviet Union P.M. One-sided (9th grade).
The article presents in detail the results of independent work of students to study the life and military path of the Hero of the Soviet Union pilot P.M. One-sided.

 

НОМЕР 3-2020

К 75-летию Великой Победы

А.С. Кремень, О.А. Ревина. Смоленщина — западный форпост Москвы (к истории Смоленского сражения с фашистами летом-осенью 1941 года).
Авторы рассказывают о Смоленском сражении 1941 года, о роли его в крушении гитлеровского плана «молниеносной войны против СССР, об оценке этого сражения выдающимися полководцами СССР и о том, как благодарные потомки хранят память о защитниках Отечества.
A.S. Kremen, O.A. Revina. Smolensk region — the western outpost of Moscow (on the history of the Smolensk battle with the Nazis in the summer and fall of 1941).
The authors talk about the Smolensk battle of 1941, about its role in the collapse of Hitler’s plan of «lightning war» against the USSR, about the assessment of this battle by outstanding commanders of the USSR and how grateful descendants keep the memory of the defenders of the Fatherland.
Ключевые слова: Смоленское сражение, значение этого сражения для обороны Москвы, герои Смоленщины, Города-герои и Города Воинской славы России.
Keywords: Smolensk battle, the significance of this battle for the defense of Moscow, heroes of the Smolensk region, Hero-cities and Cities of the Military Glory of Russia.

География и экология

Н.А. Нарочницкая. Крым в исторической судьбе России.
Автор анализирует роль Крыма в судьбе России на протяжении веков, показывает геополитическое значение этого небольшого полуострова в течение длительного исторического времени.
N.A. Narochnitskaya. Crimea in the historical fate of Russia.
The author analyzes the role of Crimea in the fate of Russia over the centuries, shows the geopolitical significance of this small peninsula for a long historical time.
Ключевые слова: Таврида, Крым, геополитическое положение, военно-морская твердыня, геополитическое значение внутренних морей, морское право.
Keywords: Tauris, Crimea, geopolitical position, naval stronghold, geopolitical significance of inland seas, maritime law.

А.В.Кузнецов. Скопа — символ Дарвинского заповедника.
Увлекательный рассказ об уникальности Дарвиновского заповедника и о жизни одной из самых уникальных птиц — скопы: об условиях жизни, гнездовании, регионах распространения, миграции, о взаимоотношении в скопиной семье.
A.V. Kuznetsov. Osprey — the winged symbol of the Darwin Reserve
A fascinating story about the uniqueness of the Darwin Reserve and the life of one of the most unique birds — osprey: about living conditions, nesting, regions of distribution, migration, about the relationship in the skopina family.
Ключевые слова: особенности Дарвиновского заповедника, уникальность скопы, условия обитания, регионы распространения, миграции скоп, гнездовые платформы.
Keywords: features of the Darwin Reserve, osprey uniqueness, habitat conditions, distribution regions, osprey migration, nesting platforms.

Ю.Н. Гладкий, В.Д. Сухоруков. Жизнь во благо науки: к 100-летию со дня рождения выдающегося географа-африкановеда Ю.Д. Дмитревского.
Статья посвящена жизни и деятельности выдающегося советского и российского географа Ю.Д.Дмитревского, рассказу о его нелегком жизненном пути, о вкладе в развитие новых направлений в географии и о разносторонних интересах этого замечательного Человека.
Yu.N. Gladkiy, V.D. Sukhorukov. Life for the benefit of science: On the occasion of the 100th birthday of the outstanding Soviet geographer and African scholar Yu.D. Dmitrevsky.
The article is dedicated to the life and work of the outstanding Soviet and Russian geographer Yu.D. Dmitrevsky, the story of his difficult life path, his contribution to the development of new directions in geography and the diverse interests of this remarkable Person.
Ключевые слова: Ю.Д. Дмитриевский, научные труды, экономическая и социальная география развивающихся стран, региональные учебники.
Keywords: Yu.D. Dmitrievsky, scientific papers, economic and social geography of developing countries, regional textbooks.

Теория и методика обучения и воспитания

И.И. Баринова. Особенности обновленной линии классических учебников географии для основной школы.
В статье показаны особенности обновленной линии классических учебников географии для основной школы, которые подготовлены с учетом современных требований к результатам образования.
I.I. Barinova. Features of the updated line of classical geography textbooks for basic school.
The article shows the features of the updated line of classical geography textbooks for the primary school, which are prepared taking into account modern requirements for educational results.
Ключевые слова: учебник, учебно-методический комплекс, дидактические функции учебника, роль учебника в учебном процессе, новые методические идеи.
Keywords: textbook, educational complex, didactic functions of the textbook, the role of the textbook in the educational process, new methodological ideas.

Ю.С. Репринцева. Методические основы изучения межотраслевых комплексов в школьных курсах географии (на примере машиностроительного комплекса).
В статье подробно рассмотрен вопрос об особенностях содержания и методики изучения темы «Межотраслевые комплексы» в 9-10 классах школы.
Yu.S. Reprintseva. Methodological foundations of the study of intersectoral complexes in school courses of geography (for example, machine-building complex).
The article discusses in detail the features of the content and methods of studying the topic «Intersectoral complexes» in grades 9-10 of the school.
Ключевые слова: отрасль, межотраслевой комплекс(МОК), экономико-географическая характеристика МОК, типовой план, методические основы изучения МОК.
Keywords: industry, interdisciplinary complex (IOC), economic and geographical characteristics of the IOC, model plan, methodological foundations of studying the IOC.

Г.И. Сулягина, Г.А. Ефремова. Школьный музей как база изучения предметов гуманитарного цикла.
В статье говорится о необходимости использования краеведческого материала школьного музея «Из истории гимназии № 402» учителями-предметниками на уроках географии, литературы, изобразительного искусства, истории.
G.I. Sulyagina, G.A. Yefremova. School museum as a base for the study of the subjects of the humanitarian cycle.
The article talks about the need to use the local history material of the school museum «From the History of Gymnasium No. 402» by subject teachers in the lessons of geography, literature, fine art, history.
Ключевые слова: краеведческое исследование, гуманитарные предметы, экскурсии, межпредметные связи, патриотическое воспитание, развитие личности.
Keywords: local history research, humanitarian subjects, excursions, intersubject communications, patriotic education, personality development.

В.И. Васильева. О некоторых формах музейно-педагогических занятий (по материалам школьного музея педагогической памяти).
Статья посвящена истории создания и развития школьного музея в гимназии 446 «Музей педагогической памяти», в котором собраны уникальные материалы об учителях нашего города, о развитии народного образования Колпинского района с конца XIX в. и по сегодняшний день, об истории Колпина,о роли музея в образовательном пространстве гимназии и образовательных учреждениях нашего района.
V.I. Vasilieva. On some forms of museum-pedagogical studies (based on materials from the school museum of pedagogical memory).
The article is devoted to the history of the creation and development of the school museum in the gymnasium 446 «Museum of Pedagogical Memory», which contains unique materials about the teachers of our city, about the development of public education in the Kolpino district from the end of the 19th century. and to this day, about the history of Kolpin, about the role of the museum in the educational space of the gymnasium and the educational institutions of our region.
Ключевые слова: история образования, концепция развития школьного музея, традиции школьного музея, музейные мероприятия.
Keywords: history of education, the concept of the development of the school museum, the traditions of the school museum, museum events.

Информируем читателей

Приглашаем принять участие
Международная конференция в Челябинске
We invite you to participate
International Conference in Chelyabinsk

НОМЕР 2-2020

География и экология

Т.И. Горкина. Пространственные аспекты развития ТНК ЛУКОЙЛ.
В статье дан обстоятельный анализ развития ЛУКОЙЛ как одной из первых вертикально интегрированных транснациональных компаний.
T.I. Gorkina. Spatial aspects of the development of TNK LUKOIL.
The article provides a detailed analysis of the development of LUKOIL as one of the first vertically integrated multinational companies.
Ключевые слова: добыча нефти и газа, транспортная инфраструктура, экологическая политика, вертикальная и горизонтальная интеграция, бизнес-стратегия.
Keywords: oil and gas production, transport infrastructure, ecology policy, vertical and horizontal integration, business strategy.

А.С. Шамбурова. Регионы Италии и особенности их развития.
В статье рассмотрены особенности создания единого государства и современная региональная структура Италии.
A.S. Shamburova. Regions of Italy and features of their development.
The article discusses the features of creating a single state and the modern regional structure of Italy.
Ключевые слова: экономико-географические регионы, проблемы развития экономики Севера и Юга Италии, депрессивный Юг, сицилийская мафия.
Keywords: economic and geographical regions, problems of economic development of the North and South of Italy, the depressed South, Sicilian mafia.

А.В. Филинов. Экспедиция в Гоби (записки из дневника на Баин-ширэ).
В статье автор повествует об экспедиции в пустыню Гоби, маршрут которой был пройдет И.А.Ефремовым еще в середине прошлого века.
A.V. Filinov. Expedition to the Gobi desert (notes from the diary on Bain Shire).
In the article, the author tells of an expedition to the Gobi desert, the route of which was passed by I.A. Efremov in the middle of the last century.
Ключевые слова: экспедиция, пустыня Гоби, Баин-шире, динозавры, позднемеловая эпоха мезозойской эры.
Keywords: expedition, Gobi desert, Bain-shire, dinosaurs, late cretaceous era of the mesozoic era.

Теория и методика обучения и воспитания

Н.О. Верещагина, В.П. Соломин, В.Д. Сухоруков. Слово об Учителе.
Авторы рассказывают о жизни и творчестве замечательного географа-педагога А.В. Даринского, о его роли в развитии географического образования России. Статья подготовлена в преддверии 100-летия со дня рождения этого удивительного педагога-интеллектуала.
N.O. Vereshchagina, V.P. Solomin, V.D. Sukhorukov. Word about the Mentor.
The authors talk about the life and work of the remarkable geographer-teacher A.V. Darinsky, on his role in the development of the geographical formation of Russia. The article was prepared on the eve of the 100th anniversary of the birth of this amazing intellectual teacher.
Ключевые слова: академик А.В. Даринский, научные труды, факты биографии, ученый-педагог, краевед.
Keywords: academician A.V. Darinsky, scientific works, biography facts, scientist-teacher, local historian.

В.В. Николина. Социокультурная обусловленность изменения содержания географического образования.
В статье раскрывается социальная обусловленность и тенденции развития содержания географического образования в современных условиях. Рассмотрены компоненты его содержания.
V.V. Nikolina. Sociocultural conditionality of changes in the content of geographical education.
The article reveals the social conditionality and trends in the development of the content of geographical education in modern conditions. The components of its content are considered.
Ключевые слова: социокультурная обусловленность изменения образования; географическое образование, содержание географического образования, компоненты содержания географического образования, тенденции развития содержания географического образования.
Keywords: socio-cultural conditionality of changes in education; geographical education, the content of geographical education, components of the content of geographical education, trends in the development of the content of geographical education.

В.Г. Суслов, Б.М. Абдурахмонов. Построение урока географии на основе деятельностного подхода.
Авторы рассматривают особенности современного урока географии с позиции деятельностного подхода.
V.G. Suslov, B.M. Abdurahmonov. Building a geography lesson based on an activity approach.
The authors consider the features of the modern geography lesson from the standpoint of an activity approach.
Ключевые слова: современный урок географии, деятельностный подход, теория о поэтапном формировании умственных действий.
Keywords: modern geography lesson, activity approach, theory of the gradual formation of mental actions.

Е.Н. Коробкова, Н.Г. Шейко. Новое краеведение для новой школы.
В статье поднимается вопрос о содержании широко используемого в педагогической среде термина «новое краеведение». Авторы анализируют историю становления и развития школьного краеведения в России, описывают современные подходы к организации процесса освоения учащимися истории и культуры родного края.
E.N. Korobkova, N.G. Sheyko. New local history for a new school.
The article raises the question of the content of the term «new local history» widely used in the pedagogical environment. The authors analyze the history of the formation and development of school regional studies in Russia, describe modern approaches to organizing the process of students mastering the history and culture of their native land.
Ключевые слова: новое краеведение, культурологическое краеведение, антропологическое краеведение, социальное краеведение.
Keywords: new regional studies, cultural studies of local lore, anthropological study of local lore, social study of local lore.

А.В. Лысенко, И.П. Супрунчук, В.В. Чихичин. Открытая олимпиада для школьников «45 параллель» по географии в Северо-Кавказском федеральном университете: задания 2018-2019 учебного года.
В данном материале приведены примеры региональных олимпиадных заданий для 6-11 классов.
A.V. Lysenko, I.P. Suprunchuk, V.V. Chikhichin. Open Olympiad of the North Caucasus Federal University for schoolchildren «45 parallel» in geography: history and modernity.
This material gives examples of regional olympiad tasks for grades 6-11.
Ключевые слова: олимпиадное движение, олимпиада по географии, Северо-Кавказский федеральный университет, Ставрополь, популяризация географии.
Keywords: olympiad movement, geography olympiad, North-Caucasus Federal University, Stavropol, popularization of geography.

Информируем читателей

Всероссийский конкурс, посвященный 75-летию Великой Победы
All-Russian competition dedicated to the 75th anniversary of the Great Victory

Б.И. Кочуров, В.А. Горбанев, Н.В. Яковенко, И.И. Митрофанов. Резолюция Международной научно-практической конференции «Теоретические и прикладные проблемы географической науки: демографический, правовой, экономический и экологический аспекты».
B.I. Kochurov, V.A. Gorbanev, N.V. Yakovenko, I.I. Mitrofanov. Resolution of the International Scientific and Practical Conference «Theoretical and applied problems of geographical science: demographic, legal, economic and environmental aspects».

Ром Витольд Яковлевич (1928-2019)
Rom Vitold Yakovlevich (1928-2019)

НОМЕР 1-2020

География и экология

Е.А. Скупинова. К 40-летию природоохранных экспедиций Вологодского государственного университета.
В статье рассмотрены результаты многолетней работы экспедиций Вологодского педагогического института/университета, вклад ученых и студентов в формирование и развитие системы ООПТ Вологодской области.
E.A. Skupinova. On the occasion of the 40th anniversary of environmental expeditions at Vologda State University.
The article discusses the results of many years of work of expeditions of the Vologda Pedagogical Institute / University, the contribution of scientists and students to the formation and development of the protected areas of the Vologda region.

Г.А. Воробьев. «Кто бывал в экспедиции…»
В статье содержатся воспоминания автора об особенностях научно-исследовательской работы преподавателей и студентов ВГПИ/ВГПУ в разные годы и о результатах этой работы.
G.A. Vorobyov. «Who has been on the expedition…»
The article contains the author’s recollections about the features of the research work of teachers and students of VGPI / VGPU in different years and the results of this work.

В.А. Кузнецов. Заповедник на Рыбинском водохранилище.
Обзорная статья посвящена Дарвиновскому заповеднику, созданному на берегах Рыбинского водохранилища.
A.V. Kuznetsov. The reserve on the Rybinsk reservoir
A review article is devoted to the Darwin Reserve, created on the banks of the Rybinsk reservoir.

М.В. Бабушкин. Современные исследования миграции редких орлов в Дарвиновском заповеднике.
Материал статьи знакомит с современными методами исследования особенностей миграций и жизни редких пернатых хищников, обитающих в заповедниках России.
M.V. Babushkin. Modern studies of the migration of rare eagles in the Darwin Reserve.
The material of the article introduces modern methods of studying the characteristics of migrations and the lives of rare birds of prey living in nature reserves in Russia.

Е.А. Лоханова. Эколого-просветительская работа Дарвинского заповедника со школьниками.
Статья посвящена большой эколого-просветительской работе сотрудников Дарвинского заповедника, современным методам организации этой важной работы.
E.A. Lohanova. Environmental and educational work of the Darwin Reserve with schoolchildren.
The article is devoted to the large environmental and educational work of the employees of the Darwin Reserve, modern methods of organizing this important work.

Н.А. Губайдулина. Национальный парк «Русский Север» — территория контрастов.
Интересный рассказ об уникальности национального парка «Русский Север», в котором органично сочетаются природные и культурные памятники России.
O.N. Gubaidullina. National Park «Russian North» — a territory of contrasts.
An interesting story about the uniqueness of the Russian North National Park, which organically combines natural and cultural monuments of Russia.

Л.В. Кузнецова. Орхидеи национального парка «Русский Север».
Автор рассматривает районы распространения бореального вида семейства Орхидных, показывает особенности этого вида на территории Национального парка «Русский Север».
L.V. Kuznetsova. Orchids of the Russian North National Park.
The author considers the distribution areas of the boreal species of the Orchid family, shows the features of this species in the territory of the Russian North National Park.

Теория и методика обучения и воспитания

Е.А. Скупинова. Методика организации исследовательской деятельности школьников на ООПТ Вологодской области.
В статье представлен интересный опыт работы школьных и школьно-вузовских экспедиций по прогнозированию создания новых ООПТ в Вологодской области.
V.A. Skupinova. Methodology of organizing research activities of schoolchildren in protected areas of the Vologda Oblast.
The article presents an interesting experience of school and school-school expeditions in predicting the creation of new protected areas in the Vologda оblast.

О.А. Золотова. Место региональной географии в формировании системы знаний об ООПТ.
Статья посвящена роли знаний об ООПТ в системе географических знаний, о значении регионального курса в формировании знаний об ООПТ.
O.A. Zolotova. The place of regional geography in the formation of a system of knowledge about specially protected natural territories.
The article is devoted to the role of knowledge about protected areas in the system of geographical knowledge, about the importance of the regional course in the formation of knowledge about protected areas.

О.В. Баженова. Об изучении культурного наследия в сети ООПТ.
В статье речь идет о необходимости изучения объектов культурного наследия в сети ООПТ. На примере Вологодской области показано, как проводится инвентаризация таких объектов.
O.V. Bagenova. On the study of cultural heritage in a network of specially protected natural areas.
The article deals with the need to study cultural heritage sites in the network of protected areas. The example of the Vologda Oblast shows how an inventory of such objects is carried out.

Е.Н. Соколова. Участие школьников в исследовании карстовых озер и рек Вологодской области.
В статье увлекательно рассказано о феномене исчезающих рек и озер в районах с карбонатными породами. Подробно охарактеризованы три уникальных гидрологических заказника. Показаны исследования школьников в заказнике «Озеро Дружинное».
E.N. Sokolova. Participation of schoolchildren in studies of karst lakes and rivers in the Vologda Oblast.
The article tells fascinatingly about the phenomenon of endangered rivers and lakes in areas with carbonate rocks. Three unique hydrological reserves are described in detail. The studies of schoolchildren in the reserve «Lake Druzhinnoye» are shown.

Л.Е. Городишенина, А.Ф. Осолодкина. Заказник «Ёюгский бор» как результат проектно-исследовательской деятельности школьников.
Авторы подробно рассказывают об организации исследовательской деятельности школьников по изучению территории и обоснованию создания заказника «Ёюгский бор».
L.E. Gorodishenina, A.F. Osolodkina. The «Yoyugskiy bor» forest reserve as a result of design and research activities of schoolchildren.
The authors talk in detail about the organization of research activities of schoolchildren to study the territory and justify the creation of the Yoyug Bor forest reserve.

Информируем читателей

Приглашаем принять участие
Всероссийский конкурс, посвященный 75-летию Великой Победы
Указатель статей, опубликованных в 2019 году
We invite you to participate
All-Russian competition dedicated to the 75th anniversary of the Great Victory
Index of articles published in 2019
.

 

НОМЕР 10-2019

Дворец творчества детей и молодежи Колпино

Приветственное слово депутата Законодательного собрания Санкт-Петербурга Киселевой Е.Ю.
Welcome speech of the deputy of the Legislative Assembly of St. Petersburg Kiseleva E.Yu.

Приветственное слово депутата Законодательного Собрания Санкт-Петербурга Киселевой Е. Ю.
Welcome speech of the deputy of the Legislative Assembly of St. Petersburg Kiseleva E.Yu.

Н.Е. Самсонова, И.В. Касаткина. Дворец творчества детей и молодежи Колпино: проекты, инновации, перспективы развития.
В статье рассматривается деятельность ГБУДО ДТДиМ Колпинского района Санкт-Петербурга по реализации дополнительных образовательных программ и воспитанию детей и молодежи. Внимание акцентируется на инновационной и методической работе учреждения, направленной на повышение качества дополнительного образования.
N.E. Samsonova, I.V. Kasatkina. Palace of creativity for children and youth in Kolpino: projects, innovations, development prospects.
The article discusses the activities of GBUDO DTDiM Kolpinsky district of St. Petersburg in the implementation of additional educational programs and the education of children and youth. Attention is focused on the innovative and methodological work of the institution, aimed at improving the quality of further education.
Ключевые слова: Дворец творчества детей и молодежи, Колпино, образовательное учреждение, инновационная деятельность.
Keywords: Palace of Children and Youth Creativity, Kolpino, educational institution, innovative activity.

Н.Е. Самсонова, А.М. Макарский, А.А. Соколова, С.В. Бочкарев. Ресурсный центр как инновационная туристско-краеведческая площадка.
В статье представлены основные направления работы Ресурсного центра дополнительного образования Санкт-Петербурга, действующего на базе ГБУДО Дворец творчества детей и молодежи Колпинского района.
N.E. Samsonova, A.M. Makarsky, A.A. Sokolova, S.V. Bochkarev. Resource center as an innovative tourist and local history site.
The article presents the main areas of work of the Resource Center for Further Education of St. Petersburg, operating on the basis of GBUDO Palace of Creativity for Children and Youth of the Kolpinsky District.
Ключевые слова: ресурсный центр, дополнительное образование, туристско-краеведческая деятельность, воспитание патриотизма, Колпинские чтения по краеведению и туризму.
Keywords: resource center, additional education, tourist and local history activities, education of patriotism, Kolpino readings on local history and tourism.

Т.С. Комиссарова. Дворец творчества детей и молодежи — ядро туристско-краеведческого образовательного кластера.
Статья посвящена кластерному подходу в разработке концепции краеведческого образования Колпинского района и связана с поиском инновационных форм деятельности в туристско-краеведческой и музейной деятельности. Представлена модель кластера в котором вся деятельность будет происходить через активизацию ресурсного потенциала общего, дополнительного и неформального образования.
T.S. Komyssarova. The Palace of children and youth creativity is the core of the tourism and local history educational cluster.
The article is devoted to the cluster approach in the development of the concept of local history education in the Kolpino region and is related to the search for innovative forms of activity in the tourism and local history and museum activities. A cluster model is presented in which all activity will occur through the activation of the resource potential of general, additional and non-formal education.
Ключевые слова: кластерный, кластерный подход, региональное образование, кластерная политика и образование, туризм и региональный кластер, кластерная модель.
Keywords: cluster, cluster approach, regional education, cluster policy and education, tourism and regional cluster, cluster model.

Л.Л. Стогова. Ижорская земля: этническое развитие и образовательные ресурсы.
В статье рассмотрены основные этапы этнического развития территории Ижорской земли до середины XX в. и причины, вызывавшие этнические смены.
L.L. Stogova. Izhora land: ethnic development and educational resources.
The article considers the main stages of the ethnic development of the territory of Izhora until the middle of the 20th century. and the reasons causing ethnic shifts.
Ключевые слова: ижора, водь, славяне, ингерманландские финны, немцы-колонисты, Ижорская земля, Ингерманландия.
Keywords: izhora, Vod, Slavs, Ingermanland Finns, German colonists, Izhora land, Ingermanland.

Е.П. Сизёнов. Вехи истории Колпино.
В статье кратко изложена история города Колпино. Выделены основные вехи и этапы его развития.
E.P. Sizenov. Milestones in Kolpin’s history.
The article summarizes the history of G. Kolpino. The main milestones and stages are highlighted.
Ключевые слова: ижорские заводы, население, градостроительство, форпост обороны Ленинграда, Колпино — Город Воинской Славы.
Keywords: izhora factories, population, urban planning, outpost of defense of Leningrad, Kolpino — city of military gory.

Г.И. Сулягина. Краеведческие исследования как средство патриотического воспитания школьников.
В статье представлена тематика краеведческих исследований учащихся гимназии, проводимых на базе музея «Из истории гимназии № 402». Определены проблемы, возникающие в процессе подготовки исследовательских работ.
G.I. Sulyagina. Local history studies as a means of patriotic education of schoolchildren.
The article presents the theme of local lore research of gymnasium students, conducted on the basis of the Museum «from the history of the gymnasium№ 402». The problems arising in the course of preparation of research papers are defined.
Ключевые слова: сетевой проект, Малая академия наук «ЭКОСФЕРА», экология, выявление и поддержка интеллектуального потенциала одаренных и проявляющих признаки одаренности учащихся.
Keywords: network project, ECOSPHERE Small Academy of Sciences, ecology, identification and support of the intellectual potential of gifted and exhibiting signs of gifted students.

Е.Б. Голубева, Н.А. Захарова. Сетевой проект «Малая Академия наук «Экосфера» как способ выявления и сопровождения одаренных детей в муниципальной образовательной среде».
Обосновывается необходимость создания и реализации сетевого проекта «Малой академии наук «ЭКОСФЕРА», который позволит осуществлять как выявление, так и грамотное педагогическое сопровождение интеллектуально одаренных детей в муниципальной образовательной среде в условиях сетевого центра.
E.B. Golubeva, N.A. Zaharova. Network project «Small Academy of Sciences» Ecosphere «as a way to identify and accompany gifted children in the municipal educational environment».
The necessity of creating and implementing the ECOSPHERE Small Academy of Sciences network project is substantiated, which will allow both identification and competent pedagogical support of intellectually gifted children in the municipal educational environment in the context of a network center.
Ключевые слова: сетевой проект, Малая академия наук «ЭКОСФЕРА», экология, выявление и поддержка интеллектуального потенциала одаренных и проявляющих признаки одаренности учащихся.
Keywords: network project, ECOSPHERE Small Academy of Sciences, ecology, identification and support of the intellectual potential of gifted and exhibiting signs of gifted students.

А.М. Макарский, И.Н. Петушкова. Конструирование модели организации жизнедеятельности детского туристско-краеведческого объединения
Статья посвящена конструированию и организации жизнедеятельности детского туристско-краеведческого объединения. Особое внимание уделено коллективной творческой деятельности и методике работы с детскими объединениями.
A.M. Makarsky, I.N. Petushkova. Designing a model of the organization of life of the children’s tourist and local lore association.
The article is devoted to the design and organization of life activities of the children’s tourist and local lore association. Particular attention is paid to collective creative activity and the methodology of working with children’s associations.
Ключевые слова: коллективная организаторская деятельность, коллективная творческая деятельность, технология КТД, методика воспитания.
Keywords: collective organizing activity, collective creative activity, technology of design documentation, methodology of education.

М.И. Таперо. Историко-культурный потенциал поселка Усть-Ижора для развития туризма.
Рассмотрен историко-культурный потенциал поселка Усть-Ижора, представлены направления развития образовательного (познавательного) и событийного туризма.
M.I.Tapero. The historical and cultural potential of the village of Ust-Izhora for the development of tourism.
The historical and cultural potential of the village of Ust-Izhora is considered, directions for the development of educational (cognitive) and event tourism are presented.
Ключевые слова: историко-культурный потенциал, экскурсия, познавательный и событийный туризм, Александр Невский, Усть-Ижора.
Keywords: historical and cultural potential, tour, cognitive and event tourism, Alexander Nevsky, Ust-Izhora.

Е.В. Илларионов. Опыт комплексного изучения ландшафта и этноса на школьном экологическом маршруте.
Комплексное изучение этноса и ландшафта в ходе маршрутной экспедиции повышает образовательное и воспитательное значение мероприятия. Представлены результаты полевых наблюдений в природном парке «Вепсский лес». Предложена схема экологического маршрута, разработаны предложения охране природной среды по линии движения.
E.V. Illaryonov. Experience in a comprehensive study of the landscape and ethnic group on the school ecological route.
A comprehensive study of the ethnic group and landscape during the route expedition increases the educational and educational value of the event. The results of field observations in the Veps forest natural park are presented. A scheme of the ecological route is proposed, and proposals for the protection of the natural environment along the line of movement are developed.
Ключевые слова: этнос, ландшафт, экологический туризм, туристско-краеведческая деятельность, комплексные экспедиции школьников, Вепсовская возвышенность, природный парк «Вепсский лес».
Keywords: ethnic group, landscape, ecological tourism, tourist and local history activities, comprehensive expeditions for schoolchildren, the Veps Upland, the Veps Forest natural park.

Иевлев Н.В. «Серебряное кольцо России»: историко-культурное и духовное наследие северо-запада России.
Статья посвящена практическому продвижению проекта «Серебряное кольцо России» на территории Невского края и конструированию туристских маршрутов на территории Северо-Запада России.
N.V. Ievlev. «The Silver Ring of Russia»: Historical, Cultural and Spiritual Heritage of the North-West of Russia.
The article is devoted to the practical promotion of the «Silver Ring of Russia» project in the Nevsky Territory and the construction of tourist routes in the North-West of Russia.
Ключевые слова: «Серебряное кольцо России», историко-культурное наследие, духовное наследие, архитектурно-ландшафтная зона, туристический маршрут.
Keywords: «Silver ring of Russia», historical and cultural heritage, spiritual heritage, architectural and landscape zone, tourist route.

Г.А. Ефимова, Е.П. Сизёнов. Оборона Колпино в годы Великой отечественной войны.
Статья представляет собой краткое изложение событий, связанных с обороной города Колпино в годы Великой Отечественной войны, даётся информация о боях на колпинском участке фронта. Отмечена роль самих жителей Колпина и рабочих Ижорского завода в защите родного города. Изложен боевой путь Ижорского батальона.
G.A. Efimova, E.P. Sizenov. Defense of the city of Kolpino during the Great Patriotic War.
The article is a summary of the events related to the defense of the city of Kolpino during the Great Patriotic War; information is given on the fighting on the Kolpino section of the front. The role of the inhabitants of Kolpin and the workers of the Izhora plant in protecting their hometown is noted. The combat path of the Izhora battalion is outlined.
Ключевые слова: линия обороны Колпина, Ижорский батальон, блокада, город воинской славы.
Keywords: Kolpin defense line, Izhora battalion, blockade, city of military glory.

М.П. Смагина, Л.А. Бирюкова. Исторический подход в реализации межмузейной историко-краеведческой программы «Защита колпинских рубежей».
Статья посвящена истории создания и концепции развития музея Дворца творчества детей и молодёжи Колпинского района, основным направлениям деятельности музея учреждения дополнительного образования.
M.P. Smagina, L.A. Byrukova. Historical approach to the implementation of the inter-museum historical-local history program «Protection of the Kolpino Frontiers».
The article is devoted to the history and concept of the Museum Palace of children and youth Kolpino district, the main activities of the Museum institutions of additional education.
Ключевые слова: музей учреждения дополнительного образования, концепция развития музея, деятельностный подход в краеведении, информальное образование.
Keywords: museum of the institution of continuing education, the concept of the development of the museum, an active approach in local history, informal education.

В.А. Алексеева. Школьный музей — важное звено для решения общепедагогических задач.
Статья раскрывает гражданско-патриотические традиции образовательного учреждения и образовательный потенциал школьного музея. Проанализированы возможности школьного музея как ресурсной площадки для решения образовательных задач, определённых ФГОС.
V.A. Alekseeva. The school museum is an important link for solving general pedagogical problems.
The article reveals the civil-patriotic traditions of the educational institution and the educational potential of the school museum. The possibilities of the school museum as a resource platform for solving the educational tasks defined by the Federal State Educational Standard are analyzed.
Ключевые слова: Колпино, город Воинской славы, военно-исторический музей, воспитательный и образовательный потенциал, ресурсная площадка для реализации ФГОС.
Keywords: Kolpino, city of military glory, military history museum, upbringing and educational potential, resource platform for the implementation of the Federal State Educational Standard.

О.А. Корженко. Игровые технологии как основа проведения краеведческих межмузейных программ.
В статье рассмотрен опыт применения игровых технологий в работе по краеведческим межмузейным программам. Представлены различные виды игровых технологий.
O.A. Korzhenko. Gaming technologies as the basis for conducting local history inter-museum programs.
The article discusses the experience of using gaming technologies in work on local history inter-museum programs. Various types of gaming technologies are presented.
Ключевые слова: игровые технологии, краеведческая межмузейная программа, музей, применение игровых технологий.
Keywords: game technologies, local history inter-museum program, museum, application of game technologies.

Т.С. Ганюта, З.В. Гасинова, М.Л. Торопова. Музей природы ДТДиМ как средство экологического и патриотического воспитания.
В статье показан опыт создания Музея Природы как образовательного пространства в системе дополнительного образования детей с целью реализации задач экологического образования и воспитания любви к природе Родины, формирования ценностной системы личности.
T.S. Ganyuta, M.L. Toropova, Z.V. Gasinova. Museum of nature DTDiM as a means of environmental and patriotic education.
The article shows the experience of creating the Museum of Nature as an educational space in the system of additional education of children in order to implement the tasks of environmental education and foster love for the nature of the motherland, the formation of the value system of the individual.
Ключевые слова: музей природы, естественнонаучная направленность музея, экологическое образование и просвещение.
Keywords: museum of natural history, nature, environmental education and upbringing.

НОМЕР 9-2019

География и экология

А.А. Медведков. Экологические проблемы России.
В статье рассмотрены экологические проблемы России на примере регионов старого и нового освоения, показана роль нашей страны в мировой глобальной экосистеме.
A.A. Medvedkov. Ecological problems of modern Russia.
The article discusses the environmental problems of Russia on the example of the regions of old and new development, shows the role of our country in the global global ecosystem.
Ключевые слова: экологическая проблема, урбанизированные территории, «грязные» отрасли промышленности, степень освоения территории, уязвимость ландшафтов.
Keywords: environmental problem, urban areas, «dirty» industries, degree of development of the territory, landscape vulnerability.

А.В. Нагирная. Проблемы информатизации России в условиях географической неравномерности и глобальной нестабильности.
Статья посвящена анализу проблем информатизации России в условиях особенностей географических условий и глобальной нестабильности.
A.V. Nagirnaya. Problems of informatization of Russia in the conditions of geographical unevenness and global instability.
The article is devoted to the analysis of the problems of informatization of Russia in the context of the peculiarities of geographical conditions and global instability.
Ключевые слова: информатизация, интернет, мобильный интернет, абонентская нагрузка, неравномерность развития информационно-коммуникативных технологий.
Keywords: informatization, Internet, mobile Internet, subscriber load, uneven development of information and communication technologies.

В.П. Максаковский. Актуальные проблемы России: проблема преодоления кризиса культуры.
Автор рассматривает кризис культуры, охвативший многих россиян, отмечая, что культура — это высшее проявление образованности и профессиональной компетентности человека.
V.P. Maksakovsky. Actual problems of Russia: the problem of overcoming the crisis of culture.
The author considers the cultural crisis that has swept many Russians, noting that culture is the highest manifestation of human education and professional competence.
Ключевые слова: культура, кризис культуры, девальвация семейных отношений, акоголизм и курение, культура речи.
Keywords: culture, crisis of culture, devaluation of family relations, acogolism and smoking, speech culture.

Географическому факультету МПГУ 85 лет!
The Geographical Faculty of Moscow State Pedagogical University is 85 years old!

Теория и методика обучения и воспитания

М.И. Беляева. Формирование гражданской идентичности на основе экскурсий по географиия.
В статье раскрыты возможности формирования гражданской идентичности через образовательный потенциал экскурсий по географии, приведены примеры содержания экскурсионного занятия для обучающихся 5-6 классов по теме «Сезонные изменения в природе».
M.V. Belyaeva. The formation of civic identity on the basis of excursions in geography.
The article reveals the possibilities of creating a civic identity through the educational potential of geography tours, provides examples of the content of the excursion classes for students of grades 5-6 on the topic «Seasonal Changes in Nature».
Ключевые слова: гражданская идентичность, экскурсия, экскурсионная деятельность, маршрут экскурсии, этапы экскурсии, задания, «воронья охота».
Keywords: civic identity, excursion, excursion activity, excursion route, excursion stages, tasks, «crow hunting».

Н.Ф. Винокурова, Н.Н. Демидова. Региональный потенциал экологического образования для устойчивого развития.
В статье рассмотрены теоретические и методические основы становления регионального экологического образования, разработанные в русле идей устойчивого развития. Представлен многолетний опыт реализации экологического краеведения в Нижегородском регионе.
N.F. Vinokurova, N.N. Demidova. Regional Potential of Environmental Education for Sustainable Development.
The article discusses the theoretical and methodological foundations of the formation of regional environmental education, developed in line with the ideas of sustainable development. It presents many years of experience in the implementation of environmental studies in the Nizhny Novgorod region.
Ключевые слова: регион как образовательное пространство, экологическое образование в интересах устойчивого развития, экологическая культура, нижегородская школа экологического образования.
Keywords: region as an educational space, environmental education in the interests of sustainable development, environmental culture, Nizhny Novgorod school of environmental education.

В.В. Николина. Методика организации образовательного путешествия на основе учебников географии серии «Полярная звезда».
В статье раскрываются сущность и особенные методики организации образовательного путешествия на основе учебников географии серии «Полярная звезда». Показаны варианты конструирования параграфа и приемы проектирования уроков — путешествий.
V.V. Nikolina. The methodology of organizing educational trips based on geography textbooks of the Polar Star series.
The article reveals the essence and special methods of organizing an educational trip based on geography textbooks of the Polar Star series. Paragraph design options and design techniques for lesson travel are shown.
Ключевые слова: образовательное путешествие, серия учебников «Полярная звезда», приемы проектирования уроков, конструирование параграфов-путешествий.
Keywords: educational journey, a series of textbooks «The Polar Star», techniques for designing lessons, designing travel paragraphs.

А.В. Лысенко, И.П. Супрунчук, В.В. Чихичин. Открытая олимпиада Северо-Кавказского федерального университета для школьников «45 параллель» по географии: история и современность.
В данном материале приведены примеры региональных олимпиадных заданий для 6-11 классов.
A.V. Lysenko, I.P. Suprunchuk, V.V. Chikhichin. Open Olympiad of the North Caucasus Federal University for schoolchildren «45 parallel» in geography: history and modernity.
This material gives examples of regional olympiad tasks for grades 6-11.
Ключевые слова: олимпиадное движение, олимпиада по географии, Северо-Кавказский федеральный университет, Ставрополь, популяризация географии.
Keywords: olympiad movement, geography olympiad, North-Caucasus Federal University, Stavropol, popularization of geography.

Мельник Мария. Праздники современной России.
Статья посвящена основным праздникам России.
Melnyk Maria. Holidays in modern Russia.
The article is devoted to the main holidays of Russia.

Информируем читателей

Всероссийский конкурс «Памяти павших будем достойны», посвященный 75-летию Великой Победы
All-Russian contest «In memory of the fallen we will be worthy», dedicated to the 75th anniversary of the Great Victory

НОМЕР 8-2019

География и экология

А.П. Горкин, Е.Е. Демидова, Л.А. Кадилова. Территориально неограниченные ресурсы стран мира.
В статье рассмотрены важнейшие проблемы обеспеченности ресурсами человеческой цивилизации, изменения «жизненных приоритетов» и появление новых видов ресурсов в ХХI веке.
Gorkin A.P., Demidova E.E., Kadilova L.A. Geographically unlimited resources of the countries of the world.
The article discusses the most important problems of providing resources for human civilization, changing «life priorities» and the emergence of new types of resources in the twenty-first century.
Ключевые слова: территориально неограниченные ресурсы, «неосязаемые» и «осязаемые» ресурсы, интеллектуальные ресурсы, природный капитал, национальное богатство, потенциал будущей деятельности.
Keywords: geographically unlimited resources, «intangible» and «tangible» resources, intellectual resources, natural capital, national wealth, potential for future activities.

В.О. Дубовик. Транспортная система стран Латинской Америки.
Автор дает обстоятельную характеристику транспортным системам стран Южной Америки, используя данные статистических ведомств этих стран.
V.O. Dubovyk. South America transport systems.
The author gives a detailed description of the transport systems of the countries of South America, using data from the statistical agencies of these countries.
Ключевые слова: транспортная система, транспортное покрытие территории, диспропорции развития транспортной сети, причины особенностей транспортных систем разных стран: природные, социально-экономические.
Keywords: transport system, transport coverage of the territory, imbalances in the development of the transport network, the reasons for the features of transport systems in different countries: natural, socio-economic.

Т.С. Комиссарова. Методологическое значение парадигмы геопространства и его визуализация.
В статье описывается парадигма геопространства, излагается авторская концепция «педагогической проекции» картографического метода исследования в картографический метод обучения. При этом в его основе лежат приемы визуализации геопространства средствами географикации, геокартографии и геоинформатики. Графическая грамотность рассматривается как аспект компетентности личности специалиста в области наук о Земле.
T.S. Komissarova. The methodological significance of the geospatial paradigm and its visualization.
The article describes the geospatial paradigm, sets out the author’s concept of «pedagogical projection» of the cartographic method of research into the cartographic method of teaching. Moreover, it is based on the methods of visualization of geospace by means of geography, geo-cartography and geoinformatics. Graphic literacy is considered as an aspect of the competence of the personality of a specialist in the field of earth sciences.
Ключевые слова: картография, геопространство, графический образ, географикация.
Keywords: cartography, geospace, graphic image, metamethodics.

И.Б. Митрофанова, В.Л. Лиознер. Этапы политико-экономического развития Тайваня.
В статье показаны особенности исторического развития Тайваня. Описана экономическая ситуация для каждого из исторических, в том числе для современного, этапов.
I.B. Mitrofanova, V.L. Liozner. Stages of political and economic development of Taiwan.
The article describes the features of the historical development of Taiwan. The economic situation typical for each of the historical stages, including the modern one, is described. It is concluded that the confrontation between the two parties had a positive impact on the country’s economy.
Ключевые слова: территориальные захваты, методы ведения сельского хозяйства, существование двух китайских государств, мощная финансовая поддержка, серия четырёхлетних планов, демократизация жизни, переход к постиндустриальной стадии.
Keywords: territorial seizures, methods of agriculture, the existence of two Chinese States, strong financial support, series of four-year plans, democratization of life, the transition to the post-industrial stage.

Теория и методика обучения и воспитания

Ю.С. Репринцева. Методы рефлексивной оценки личностных достижений обучающихся на уроках географии: от теории к практике.
В статье показано значение рефлексии в формировании личности школьника, в развитии способности самостоятельно мыслить и действовать.
Yu.S. Reprintseva. Methods of reflexive assessment of personal achievements of students in a geography lesson: from theory to practice.
The article shows the importance of reflection in the formation of the student’s personality, in the development of the ability to think and act independently.
Ключевые слова: рефлексия, виды рефлексии, личность, рефлексивное осознание.
Keywords: reflection, types of reflection, personality, reflective awareness.

Ю.Н. Голубчиков. Россиеведение как интегрирующая дисциплина школьного образования.
Предлагается соотнести географию с феноменом массовой вовлеченности населения в туризм и на новой основе впечатлений возродить страноведение. Курсы географии и истории предлагается совместить в рамках «краеведения» и «страноведения». Главным страноведческим предметом признается россиеведение.
Yu.N. Golubchikov. About Russia as an integrating discipline of school education.
It is proposed to correlate geography with the phenomenon of mass involvement of the population in tourism and, on a new basis of impressions, to revive geography. Geography and history courses are proposed to be combined in the framework of «regional studies» and «regional studies». The main regional study subject is Russian Studies.
Ключевые слова: страноведение, россиеведение, экология, русский язык, идеология.
Keywords: regional studies, Russian studies, ecology, Russian language, ideology.

О.А. Золотова. Проектная технология в краеведении (на примере географии Вологодской области).
В статье рассматриваются особенности применения проектной технологии в рамках краеведения как при подготовке студентов, так и учителей с опорой на учебное пособие по географии Вологодской области.
O.A. Zolotova. Design technology in local history (on the example of the geography of the Vologda region).
The article discusses the features of the application of design technology in the framework of regional studies both in the preparation of students and teachers, relying on a textbook on the geography of the Vologda region.
Ключевые слова: проектная технология, учебное проектирование, краеведение, Вологодская область.
Keywords: design technology, educational design, regional studies, Vologda region.

Арина Рыбникова. Прошлое, настоящее и будущее музея-заповедника «Старая Сарепта».
Представлены результаты работы над проектом «Прошлое, настоящее и будущее музея-заповедника «Старая Сарепта» в Волгограде.
Arina Rybnikova. «Past, Present and Future of the Museum-Reserve «Old Sarepta».
The results of work on the project «Past, Present and Future of the Museum-Reserve «Old Sarepta» in Volgograd are presented.
Ключевые слова: культурное наследие, Сарепта, гернгутеры, памятники архитектуры Сарепты.
Keywords: cultural heritage, Sarepta, herngu-ters, architectural monuments of Sarepta.

НОМЕР 7-2019

География и экология

Д.В. Севастьянов. Природный и этно-культурный потенция Русского Севера как основа развития краеведения и туризма.
Рассматриваются проблемы формирования туристско-рекреационного пространства и рационального использования богатейшего природного и культурного наследия на севере Европейской территории России как фактора устойчивого развития региона.
D.V. Sevastyanov. Natural and ethno-cultural potential of the Russian North as a basis for the development of local history and tourism.
The problems of forming a tourist and recreational space and the rational use of the richest natural and cultural heritage in the north of the European territory of Russia as a factor in the sustainable development of the region are considered.
Ключевые слова: Русский север, туристско-рекреационное пространство, природное и культурное наследие, рекреационное природопользование.
Keywords: Russian North, tourist and recreational space, natural and cultural heritage, recreational nature management.

Юрий Алексеев. География туристической индустрии и роль туризма
в мировой экономике.
В статье рассмотрены этапы формирования мировой туристической индустрии, описаны различные виды туризма, названы мировые центры туриндустрии, показана роль туризма в развитии экономике страны.
Yu. Alekseev. The geography of the tourism industry and the role of tourism in the global economy.
The article discusses the stages of formation of the global tourism industry, describes various types of tourism, names the world centers of the tourism industry, shows the role of tourism in the development of the country’s economy.
Ключевые слова: стадии развития туризма, виды туризма, влияние туризма на экономику страны, география мировых туристических центров.
Keywords: stages of tourism development, types of tourism, the impact of tourism on the country’s economy, geography of world tourist centers.

Т.С. Комиссарова. След в географии (научное наследие В.С. Жекулина).
В статье показаны разнообразные грани личности профессора Жекулина В.С., основные результаты его вклада в развитие географии.
T.S. Komissarova. Trace in geography (scientific heritage of Professor V.S. Zhekulin).
The article shows the various facets of the personality of Professor V. Zhekulin, the main results of his contribution to the development of geography.
Ключевые слова: экологическая проблематика, геоэкологическая парадигма, историческая география, уникальные ландшафты СССР, географическое образование, географическое мышление.
Keywords: environmental issues, geoecological paradigm, historical geography, unique landscapes of the USSR, geographic education, geographical thinking.

М.А. Воронина. Автопутешествие «Приморье — Крым — Кавказ»: географические зарисовки.
Увлекательный рассказ о преимуществах автопутешествия по нашей огромной, столь прекрасной и разнообразной стране и ближайших государствах.
M.A. Voronina. Road trip «Primorye — Crimea — Caucasus»: geographical sketches.
A fascinating story about the advantages of autotravel in our vast, so beautiful and diverse country and nearby states.
Ключевые слова: автопутешествие, Байкал — голубое око Сибири, Кымыз-Фест в Петропавловске, житница страны Ставрополье, агротуризм.
Keywords: autotravel, Baikal — the blue eye of Siberia, Kymyz-Fest in Petropavlovsk, granary of the country of Stavropol Territory, agrotourism.

Теория и методика обучения и воспитания

М.С. Смирнова. Почему школьники любят географию.
В статье анализируются причины удовлетворенности и неудовлетворенности учащихся процессом обучения географии в школе, затронуты проблемы преподавания географии.
M.S. Smirnova. What is the reason for love or dislike of geography.
The article analyzes the reasons for satisfaction and dissatisfaction of students with the process of teaching geography at school, touches upon the problems of teaching geography.
Ключевые слова: география в школе, познавательный интерес, методика преподавания географии.
Keywords: school geography, cognitive interest, methods of teaching geography.

О.Е. Козлова. Как подготовить отличный проект на городской конкурс.
Автор делится опытом работы в качестве эксперта в городском конкурсе и дает ценные советы тем, кто будет участвовать в конкурсах проектов.
O.E. Kozlova. How to prepare an excellent project for the city contest «Resource Saving: Innovation and Talent».
The author shares his experience as an expert in the city competition and gives valuable advice to those who will participate in project competitions.
Ключевые слова: конкурсный проект, положения конкурса, критерии оценки проекта, культура защиты проекта.
Keywords: competition project, competition provisions, project evaluation criteria, project protection culture.

Ю.А. Телепенко, Г.Н. Ымыдыкова. Урок мини-фестиваль: «Источники звука. Звуковые колебания и волны» (интегрированный урок по физике, географии, МХК).
Представлен оригинальный авторский интегрированный урок в форме мини-фестиваля, разработанный учителями географии, физики и МХК.
Yu.A. Telepenko, G.N. Ymydykova. Lesson mini-festival «Sources of sound. Sound vibrations and waves» (integrated lesson in physics, geography, MHC)
An original author’s integrated lesson in the form of a mini-festival, developed by teachers of geography, physics and the Moscow Art Theater, is presented.
Ключевые слова: естественные и искусственные источники звука, звуковые колебания и волны, интегрированный урок, музыкальные инструменты.
Keywords: natural and artificial sources of sound, sound vibrations and waves, integrated lesson, musical instruments.

Н.И. Острикова. Образовательный потенциал геопоэтического образа территории и методика его формирования.
В статье осуществляется поиск путей более полной реализации образовательного потенциала геопоэтики, как средства формирования географического образа территории. Представлены некоторые методы формирования геопоэтического образа у учащихся в школьном курсе географии.
N.I. Ostrikova. Educational potential of a geopoetic image of the territory and methods of its formation.
The article searches for ways to more fully realize the educational potential of geopoetics as a means of forming a geographical image of a territory. Some methods of forming a geopoetic image of students in a school course in geography are presented.
Ключевые слова: географический образ, геопоэтика, геопоэтический образ, культурная география, ментальное пространство.
Keywords: geographical image, geopoetics, geopoetic image, cultural geography, mental space.

Л.В. Макарцева, Р.Х. Хабибуллин. «География Саратовской области»: реализация концепции развития общего и среднего географического образования.
В статье показано, как в Саратовской области на материале краеведческого материала реализуются идеи нового ФГОС ООО.
L.V. Makartseva, R.Kh. Khabibullin. «Geography of the Saratov region»: implementation of the concept of development of general and secondary geographical education.
The article shows how in the Saratov region on the basis of the material of local lore material the ideas of the new FSES LLC are realized.
Ключевые слова: краеведение, УМК по географии родного края, тематическое планирование курса, самостоятельные работы школьников.
Keywords: local history, teaching materials on geography of the native land, thematic course planning, independent work of schoolchildren.

НОМЕР 6-2019

География и экология

Д.Л. Лопатников. Концепция устойчивого развития: верная дорога или очередная иллюзия?
Автор статьи анализирует концепцию устойчивого развития, критически оценивая результаты работы по ее реализации.
D.L. Lopatnykov. The concept of sustainable development: the right way or another illusion?
The author of the article analyzes the concept of sustainable development, critically evaluating the results of work on its implementation.
Ключевые слова: концепция устойчивого развития, антропогенное потепление климата, глобальный демографический переход.
Keywords: concept of sustainable development, anthropogenic warming of the climate, global demographic transition.

И.Л. Кароль, А.А. Киселев. Россия — Terra cognita. Российский климат сегодня.
Увлекательный рассказ об особенностях климата нашей страны, причинах его формирования, опасных для человека климатических явлениях, о тенденциях изменения климата в современном мире.
A.A. Kiselev, I.L. Karol. Russia — Terra cognita. Russian climate today.
A fascinating story about the features of the climate of our country, the reasons for its formation, climatic phenomena dangerous to humans, and trends in climate change in the modern world.
Ключевые слова: разновидности климата России, аномальные температуры и осадки, экстремальные температуры, опасные гидрометеорологические явления.
Keywords: climate varieties of Russia, abnormal temperatures and precipitation, extreme temperatures, dangerous hydrometeorological phenomena.

В.А. Горбанев. Проблемы охраны окружающей среды Австралии и Океании.
В статье показаны проблемы окружающей среды Австралии и Океании, проанализированы их причины, показаны меры охраны природы.
V.A. Gorbanyov. Environmental Issues of Australia and Oceania.
The article shows the environmental problems of Australia and Oceania, analyzes their causes, and shows measures for nature conservation.
Ключевые слова: окружающая среда, антропогенное воздействие на природу, обезлесение, опустынивание.
Keywords: environment, anthropogenic impact on nature, deforestation, desertification.

Д.А. Овчинников. Монгольские ходоки у Ленина.
В статье рассказывается об истории российско-монгольских отношений, об истории посещения В.И.Ленина монгольскими ходоками и их судьбах.
D.A. Ovchinnikov. Mongolian walkers near Lenin.
The article tells about the history of Russian-Mongolian relations, about the history of visiting Lenin by Mongolian walkers and their fates.
Ключевые слова: российско-монгольские отношения, монгольские ходоки у Ленина, совместные предприятия СССР и МНР.
Keywords: Russian-Mongolian relations, Mongolian walkers at Lenin, joint ventures of the USSR and Mongolia.

Б.В. Ермолин. К 90-летию В.С. Жекулина.
В статье подробно рассказано о профессиональном пути и основных трудах профессора В.С. Жекулина.
B.V. Yermolin. On the 90th anniversary of professor V.S. Zhekulin
The article describes in detail the professional way and the main works of professor V.S. Zhekulin.

С.Б. Лавров. Памяти друга.
Воспоминание о друге и соратнике, раскрывающим отличительные черты личности ученого.
S.B. Lavrov. Memory of a friend
Memories of a friend and ally, revealing the distinctive personality traits of the scientist.
Ключевые слова: крупный ученый, эрудит, организатор, полевик, надежный товарищ.
Keywords: major scientist, erudite, organizer, field man, reliable companion.

Теория и методика обучения и воспитания

А.А. Лобжанидзе. О положении географии в российской школе.
В статье показаны наиболее актуальные и острые проблемы школьной географии, осложняющие реализацию мер по поднятию престижа географии.
A.A. Lobzhanidze. On the position of geography in the Russian school.
The article shows the most pressing and acute problems of school geography, complicating the implementation of measures to raise the prestige of geography.
Ключевые слова: проблемы школьной географии, недостаток времени, региональный компонент.
Keywords: problems of school geography, lack of time, regional component.

Л.Ю. Ларионова. Диалоги на уроках географии.
Рассказ о разных ситуациях, возникающих во время педагогической практики студентов.
L.Yu. Larionova. Dialogues on geography lessons
The story of the different situations that arise during the teaching practice of students.
Ключевые слова: диалоги на уроках, педагогические практики студентов, курьезы.
Keywords: class dialogues, student teaching practices, curiosities.

Т.В. Ващалова, О.И. Бударина. Топонимика как информационный и методический ресурс осознания пространства.
В статье рассказано, как улучшить усвоение номенклатуры карт, повысить эрудицию школьников.
T.V. Vashalova, O.I. Budarina. Toponymy as an informational and methodical resource of space awareness.
The article tells how to improve the assimilation of the nomenclature of cards, improve the erudition of schoolchildren.
Ключевые слова: топонимика, древние топонимы, региональный топонимический словарь.
Keywords: toponymy, ancient toponyms, regional toponymic dictionary.

А.Н. Тимофеев. Экологический мониторинг в исследовательской деятельности школьников.
Автор дает описание практических экологических работ школьников общеобразовательных и профильных классов на местности.
A.N. Timofeev. Environmental monitoring in schoolchildren’s research activities.
The author gives a description of the practical environmental work of schoolchildren of general education and specialized classes on the ground.
Ключевые слова: экологический мониторинг, индикация состояния среды, фитоценозы, описание лесной растительности, экологический практикум.
Keywords: environmental monitoring, indication of the state of the environment, phytocenoses, description of forest vegetation, environmental workshop.

А.Ф. Мунгалова, М.Ю. Лебедева. Рабочая тетрадь к факультативному курсу «Малые коренные народы Ленинградской области».
Представлена авторская рабочая программа, содержательная часть и рабочая тетрадь (52 с. с заданиями разного уровня) для факультативного курса «Малые коренные народы Ленинградской области».
A.F. Mungalova, M.Yu. Lebedeva. Workbook for the optional course «Small Indigenous Peoples of the Leningrad Region»
The author’s work program, the content part and the workbook (52 pages with tasks of different levels) are presented for the optional course «Small Indigenous Peoples of the Leningrad Region».
Ключевые слова: факультативный курс, рабочая тетрадь, малые коренные народы Ленинградской области.
Keywords: elective course, workbook, small indigenous peoples of the Leningrad region.

Д.В. Богачёв, В.В. Акимова, П.Л. Кириллов, А.В. Лысенко, М.Р. Максименко, Н.А. Мозгунов, С.С. Мухаметов, А.С. Наумов, А.Н. Петросян, А.А. Ромашина, Д.В. Соколова, Е.И. Шевчук. Задания теоретического тура XXVII Всероссийской олимпиады школьников по географии.
D.V. Bogachev, V.V. Akimova, P.L. Kirillov, A.V. Lysenko, M.R. Maksimenko, N.A. Mozgunov, S.S. Mukhametov, A.S. Naumov, A.N. Petrosyan, A.A. Romashina, D.V. Sokolova, E.I. Shevchuk. Tasks of a theoretical tour of the XXVII All-Russian Olympiad of Schoolchildren in Geography.

П.Л. Кириллов, Н.А. Мозгунов, Д.В. Богачёв, И.А. Лев, А.В. Лысенко, А.С. Наумов, П.Л. Платонов, А.А. Ромашина. Задания практического тура XXVII Всероссийской олимпиады школьников по географии.
P.L. Kirillov, N.A. Mozgunov, D.V. Bogachev, I.A. Lev, A.V. Lysenko, A.S. Naumov, P.L. Platonov, A.A. Romashina. Tasks of the practical round of the XXVII All-Russian Olympiad of Schoolchildren in Geography.

Д.В. Богачёв, М.Д. Другов, М.Б. Иванова, Г.А. Исаченко, П.Л. Кириллов, А.В. Лысенко, Н.А. Мозгунов, А.С. Наумов, А.Н. Петросян, А.А. Ромашина, Е.И. Шевчук. Задания тестового тура XXVII Всероссийской олимпиады школьников по географии.
D.V. Bogachev, MD Drugov, M.B. Ivanova, G.A. Isachenko, P.L. Kirillov, A.V. Lysenko, N.A. Mozgunov, A.S. Naumov, A.N. Petrosyan, A.A. Romashina, E.I. Shevchuk. Assignments test tour XXVII All-Russian Olympiad in Geography.

Опубликовано в Научная и научно-популярная литература, Новости.


Комментарии (0)

Будьте в курсе обсуждения, подпишитесь на RSS ленту комментариев к этой записи.



Разрешены некоторые HTML теги

или используйте trackback.

*