Контент


Антияпонская война сопротивления 1931–1945 годов в китайском едином учебнике истории для средней школы

Алексей Владимирович Лубков – доктор исторических наук, профессор, академик РАО, ректор Московского педагогического государственного университета, Москва; Михаил Васильевич Новиков – доктор исторических наук, профессор, Заслуженный деятель науки РФ, заведующий кафедрой теории и методики профессионального образования Ярославского государственного педагогического университета им. К.Д. Ушинского, г. Ярославль; Ло Айлинь – доктор исторических наук, профессор Института истории и культуры Центрально-Китайского педагогического университета, г. Ухань, Китайская, Народная Республика.
Ло Айлинь – доктор исторических наук, профессор Института истории и культуры Центрально-Китайского педагогического университета, г. Ухань, КНР.

В 2025 г. весь мир отмечает 80-летие Победы над международным фашизмом в ходе Второй мировой войны, главными составными частями которой стали Великая Отечественная война советского народа с нацисткой Германией и ее сателитами и Война сопротивления китайского народа японским захватчикам, именно в ходе этих двух войн германский нацизм и японский «милитаристский фашизм» понесли наибольшие потери в живой силе, что сыграло важнейшую роль в их капитуляции.
Сотрудничество историков педагогических университетов России и Китая, начавшееся с момента подписания в 2014 г. договора о создании Союза китайских и российских педагогических университетов, динамично развивается , китайскими докторантами, стажировавшимися в ЯГПУ им. К.Д. Ушинского, защищены первые докторские диссертации по истории России , мы внимательно анализируем содержание выходящих в Китае и России учебников истории и прежде всего отражение в них важнейших событий ХХ века – Великой Отечественной войны и Войны сопротивления китайского народа.
Отражение в российских и китайских школьных учебниках истории происхождения Второй мировой войны и Войны сопротивления китайского народа японским захватчикам, основных событий, последствий и оценки этих войн уже анализировались нами в наших предыдущих публикациях . Тогда речь шла об учебниках истории разных авторов и издательств, ситуация однако изменилась и в России, и в Китае в связи с попытками внедрения в учебный процесс единых для всех средних общеобразовательных школ учебников истории .
В 2019 г. в Китае появился новый единый для всех средних школ учебник – «Учебник истории для средней школы с обязательным кратким обзором китайской и зарубежной истории» в 2 частях, подготовленный по заказу Министерства образования Китайской Народной Республики. Первая часть учебника в виде отдельной книги посвящена истории Китая с момента зарождения китайской цивилизации до наших дней, вторая часть также в виде отдельной книги – всемирной истории с зарождения древних цивилизаций до современности. Как следует из информационного сообщения издательства, текст первой части учебника был составлен научным сотрудником и преподавателем Китайской Академии общественных наук Чжан Хайпэном, в качестве главного редактора Национальный комитет по учебникам утвердил профессора университета Фань Сюй Ланя. Члены Национального комитета по учебникам и экспертного совета по истории и идеологической и политической экспертизе осуществляли руководство и строго контролировали процесс подготовки учебника, выдвинув множество предложений по его усовершенствованию. В испытаниях учебника приняли участие Институт педагогических наук, учебно-научные отделы и некоторые школы южных и других провинций (автономных районов, муниципалитетов, находящихся в непосредственном подчинении центрального правительства), было высказано много хороших предложений по пересмотру и улучшению учебника. Создание нового учебника привлекло внимание научно-педагогической общественности, учителей-фронтовиков, которые также приняли участие в процессе его подготовки. Издательство «Народное просвещение» взяло на себя литературное редактирование, подготовку исторических карт, макетирование и тиражирование учебника.
Учебник каждый год переиздается, как сообщается в издании 2024 года, после того, как учебник появился в школах, он был пересмотрен с учетом мнений учителей, учащихся и родителей. Выражена надежда, что все заинтересованные стороны продолжат вносить предложения по усовершенствованию учебника. На последней странице представлена информация о Центре послепродажного обслуживания учебников и содержится такой призыв к читателям учебника: «Если вы обнаружите проблемы с качеством контента, пожалуйста, войдите на платформу обратной связи для учебников для начальной и средней школы: jcyfk.pep.com.cn».
Думается, что издательству «Народное просвещение» удалось найти правильное соотношение цены и качества, имея в виду мягкую обложку и недорогую бумагу, с одной стороны, но насыщенность учебника иллюстрациями, выдержками из документов, картосхемами с другой. В целом учебник на китайском языке более экономичен по сравнению с учебником на русском или английском языках, т. к. для представления идентичного содержания учебник на русском или английском языках должен быть в два раза больше по объему – китайские иероглифы позволяют кодировать в два раза больше информации чем наши буквенные символы.
В первой части единого учебника представлена краткая история Китая, на ознакомление с которой отводится 30 уроков, сгруппированных в 11 блоков, по 2–4 урока в каждом блоке: 1. От зарождения китайской цивилизации до объединения династиями Цинь и Хань многонациональной феодальной страны. 2. Этнические династии двух Цзинь, Южная и Северная сочетаются друг с другом, создавая единое многоэтническое объединение. 3. Установление многоэтнического режима Ляо, Сун, Ся и Цзинь и объединение династии Юань. 4. Формирование территорий Китая времен Мин и Цин и стоящие перед ним проблемы. 5. Выживание во время внутренних и внешних катастроф и спасение людей в эпоху поздней династии Цин. 6. Синьхайская революция и создание Китайской Республики. 7. Создание Коммунистической партии Китая и подъем Новой демократической революции. 8. Война сопротивления китайского народа и Народно-освободительная война. 9. Основание Китайской Народной Республики, Социалистическая революция и строительство. 10. Новый период реформ, открытости и социалистической модернизации. 11. Новая эра социализма с китайской спецификой.
Восьмой блок состоит из трех уроков. Урок 1 – «От локальной войны сопротивления к национальной войне сопротивления» и урок 2 – «Кровавая борьба всего народа и победа в войне сопротивления Японии» посвящены антияпонской войне сопротивления. В ходе урока 3 – «Народно-освободительная война» – рассматривается война КПК с Гоминьданом в 1945–1949 гг. Чтобы понять методологический замысел создателей учебника, направленный, прежде всего, на воспитание у китайских школьников патриотизма и чувства гордости за свою страну, авторы данной статьи сочли необходимым представить краткое конспективное содержание двух уроков, посвященных антияпонской войне сопротивления.
Рассмотрение этого важного этапа истории Китая начинается с краткого введения, в котором представлены самые важные события и оценочные суждения, формирующие у школьников чувство патриотизма и гордости за свою страну. С инцидента 18 сентября 1931 г. началась оккупация Японией трех Северо-Восточных провинций Китая. Там 1 марта 1932 г. было создано марионеточное государство Маньчжоу-Го. Как отмечается во введении, это «вызвало гнев китайского народа… Началась локальная война сопротивления». В 1936 г. гоминьдановские военачальники Чжан Сюэлян и Ян Хучэн, разделявшие политику КПК о создании антияпонского национального объединенного фронта, спровоцировали Сианьский инцидент с арестом Чан Кайши и заставили его начать сопротивление японским захватчикам. Благодаря КПК были созданы условия для создания объединенного национального фронта.
В 1937 г. после инцидента на мосту Лугоу и начала Японией полномасштабной войны против Китая началась Национальная народная война сопротивления, в ходе которой Гоминьдан вел фронтальную войну с японскими захватчиками, а КПК – партизанскую войну в тылу врага «в чрезвычайно сложных условиях». Как утверждается во введении, «в сентябре 1945 г. Япония официально подписала капитуляцию после 14-летней войны сопротивления… китайское поле битвы – это главное восточное поле битвы мировой антифашисткой войны».
После победы в войне сопротивления Гоминьдан установил свою диктатуру и начал полномасштабную гражданскую войну. КПК возглавила Народно-освободительную войну и проведение земельной реформы в освобожденных районах. Ей удалось решить проблему национального единства и укрепления Народно-освободительной армии, которая одержала победу в стратегически важных сражениях и ускорила крах правления Гоминьдана. После победы в Народно-освободительной войне КПК предложила создать новый Китай.
Благодаря изучению этого раздела, подчеркивается во введении, можно узнать о преступлениях японского милитаризма против китайского народа, понять, что такое война сопротивления на фронте и в тылу противника, понять, что КПК – это весь народ, оплот этнического единства в войне сопротивления, понять, что китайское поле битвы – это часть мировой антифашистской войны, понять причины тотальной гражданской войны и ход Народно-освободительной войны, причины падения реакционного режима Гоминьдана и установления правления КПК, причины победы китайской революции. Во введении особо подчеркивается необходимость осознания учащимися, что Китай внес главный вклад в разгром Японии и это очень важно «в великом возрождении китайской нации».
В ходе двух уроков рассматриваются основные события войны сопротивления от оккупации Японией Северо-Восточных провинций Китая до последствий и итогов Второй мировой войны. Подчеркивается, что в июне 1927 г. на совещании в Токио под председательством премьер-министра правительства Японии Е. Танака был разработан план вторжения в Китай и отделение от него Маньчжурии. В условиях мирового экономического кризиса, разразившегося в 1929 г. и серьезно повлиявшего на Японию, японская элита приняла решение о вторжении в Китай, «чтобы ослабить внутренние конфликты и избавиться от трудностей». В ночь на 18 сентября 1931 г. японская Квантунская армия начала военную операцию по отторжению у Китая Маньчжурии и созданию марионеточного государства Маньчжоу-Го со столицей в Чанчуне, провинция Цзилинь. Национальное правительство Китая под председательством Чан Кайши объявило о проведении «политики непротивления японской агрессии», об окружении Красной армии и революционных баз. «Я надеюсь, – заявил Чан Кайши, – что Соединенное Королевство, Соединенные Штаты и другие страны выступят посредниками и договорятся о том, чтобы, опираясь на Лигу наций, заставить Японию уйти». В ответ на предложенный миссией Лиги наций план международного совместного управления Маньчжурией Соединенными Штатами, Великобританией, Францией, Японией и др. Япония объявила о выходе из Лиги наций.
Как отмечается в учебнике, агрессия Японии против трех Северо-Восточных провинций потрясла китайское общество. В условиях глубокого национального кризиса возникло народное антияпонское движение сопротивления. Созданная на основе этого движения Народно-революционная армия Северо-Востока упорно сопротивлялась в чрезвычайно сложных условиях, используя партизанские методы борьбы.
28 января 1932 г. Япония начала агрессивную войну в Шанхае. Китайская армия, дислоцированная в этом городе, поднялась на борьбу и получила активную поддержку от народов всей страны. В 1933 г. японская армия вторглась с Севера-Востока вдоль Великой китайской стены, находившиеся здесь китайские войска оказали упорное сопротивление. Под давлением японцев в трех северных провинциях Китая началось «Движение за автономию Северного Китая». В этих условиях КПК выступила с инициативой прекращения гражданской войны и создания единого фронта сопротивления Японии для спасения страны, что воодушевило китайский народ. Антияпонское движение сопротивления на Северо-Востоке достигло кульминации, численность коалиционных сил, сражавшихся под руководством КПК, достигла 30 тыс. чел. Армия Северо-Восточной антияпонской коалиции вела кровопролитные бои и сдерживала большое количество японских войск.
Чтобы найти выход из серьезного национального кризиса, 1 августа 1935 г. делегация КПК при Коминтерне провела переговоры с прибывшими в Советский Союз представителями правительства Чан Кайши. По итогам переговоров от имени правительства Китайской Республики и ЦК КПК были приняты «Обращение ко всем соотечественникам на борьбу против Японии и спасение страны» и «Декларация от 1 августа» с призывом к «прекращению внутренней борьбы». В конце года на совещании партийного актива Мао Цзэдун выступил с докладом «О стратегии борьбы с японским империализмом», в котором была определена политика создания единого национального антияпонского фронта.
После того, как Красная армия после Великого похода прибыла в северную часть провинции Шэньси, она вначале подвергалась нападениям дислоцированных здесь гоминьдановских войск. Однако командующие гоминьдановскими армиями на Северо-Западе Китая Чжан Сюэлян и Ян Хучэн поддержали предложенную КПК политику создания единого антияпонского фронта. 12 декабря 1936 г. они арестовали прибывшего в Сиань Чан Кайши и предъявили ему следующие требования: 1. Реорганизовать нанкинское правительство таким образом, чтобы все партии и фракции несли совместную ответственность за спасение страны. 2. Прекратить все гражданские войны. 3. Немедленно освободить патриотических лидеров, арестованных в Шанхае. 4. Освободить всех политических заключенных по всей стране. 5. Активизировать народное патриотическое движение. 6. Гарантировать политическую свободу народных собраний и ассоциаций и др.
Как отмечается в учебнике, столкнувшись с такой сложной политической ситуацией, ЦК КПК принял решение о мирном урегулировании Сианьского инцидента. После переговоров мятежных генералов, представителей правительства КР и представителя КПК Чжоу Эньлая «Чан Кайши был вынужден принять идею прекращения гражданской войны и объединения с КПК в борьбе против Японии». Как подчеркивается в учебнике, «мирное урегулирование в Сиане стало отправной точкой для изменения ситуации. Этому способствовала антияпонская политика ЦК КПК».

Полный вариант статьи доступен в эл. версии журнала. КУПИТЬ

Опубликовано в Статьи, Статьи за 2025 год.


Комментарии (0)

Будьте в курсе обсуждения, подпишитесь на RSS ленту комментариев к этой записи.



Разрешены некоторые HTML теги

или используйте trackback.

*