Контент


Содержание журнала № 5 2025

Актуальная тема: Школьный учебник по истории как объект государственной политики

Е.И. Щулепникова. Как советские школьники начали изучать историю Нового времени.
Эта статья о начале изучения истории Нового времени в советских школах и о первых учебниках.
Ключевые слова: Новое время, учебник, 1930-е годы.

И.С. Огоновская. Первые «перестроечные» и «переходные» учебники истории СССР для старшеклассников: труды московских и ленинградских авторов.
Рассматриваются школьные учебники истории СССР периода перестройки (1985-1991), на содержание которых оказывали серьезное влияние политика гласности, общественное мнение, частичное открытие архивов, средства массовой информации. Показаны сложности в работе авторов учебников, связанные как с объективными, так и субъективными причинами.
Ключевые слова: перестройка, историческое образование, школьные учебники истории СССР, Ю.И. Кораблев, Ю.С. Кукушкин, И.А. Федосов, В.П. Шерстобитов, Ю.С. Борисов, В.П. Островский, В.И. Старцев, Б.А. Старков, Г.М. Смирнов.

А.В. Лубков, М.В. Новиков, Ло Айлинь. Антияпонская война сопротивления 1931-1945 годов в китайском едином учебнике истории для средней школы.
В статье показано, как антияпонская война сопротивления 1931-1945 гг. отражена в китайском едином учебнике истории для средней школы. Сделан вывод, что методологический замысел создателей учебника направлен, прежде всего, на воспитание у китайских школьников патриотизма и чувства гордости за свою страну.
Ключевые слова: антияпонская война сопротивления 1931-1945 годов, история Китая, единый учебник, патриотический нарратив.

История и обществоведение

В.Л. Даноян. Реформа городского общественного управления Москвы и Одессы в 1860-е годы.
В статье изучается государственная деятельность, направленная на реформирование органов городского общественного управления Москвы и Одессы. Анализируются причины её проведения и основные положения нового устройства общественного управления Москвы и Одессы.
Ключевые слова: реформы, законодательство, полное собрание законов Российской империи, городское общественное управление, городская дума, Александр II, Москва, Одесса.
О.П. Окопная. Организация помощи беженцам в годы Первой мировой войны.
Автор обращает внимание на организацию помощи беженцам на территории Российской империи в период Первой мировой войны. Приводятся численность беженцев, их национальный и возрастной состав. В статье уделяется внимание работе правительственных и неправительственных организаций, демонстрируется слаженная работа всех учреждений на территории Области войска Донского.
Ключевые слова: беженцы, миграция, организация помощи, Первая мировая война, статистика, учреждения.

В.А. Чернышёв. Петроград и Москва в первые десятилетия XX века: социально-демографический облик столиц и перспективы трактовки революционных событий сквозь призму эго-документов.
Статья посвящена анализу социального облика населения Москвы и Петрограда в период революции 1917 г. Автор на основе статистических данных выявляет социально-демографические характеристики жителей двух столиц накануне и в ходе революционных событий, а также ставит вопрос о перспективах изучения восприятия и оценок революции представителями различных социальных групп через призму эго-документов (дневников, писем, воспоминаний).
Ключевые слова: Русская революция 1917 года, эго-документы, Петроград 1917 года, Москва 1917 года, социальная структура, демографические процессы, уровень грамотности, конфессиональный состав, национальный состав, рождаемость и смертность.

В.Д. Анисимов. Становление и развитие спортивно-физкультурной работы в советской деревне в 1935-1940-е годы.
В статье анализируется становление спортивно-физкультурной работы в советской деревне в 1930-е годы. Рассматриваются вопросы подготовки кадров, создания коллективов физической культуры, организации спортивных мероприятий, взаимодействие физкультурных активов с местными властями.
Ключевые слова: физическая культура, спорт, советская деревня, спортивная инфраструктура, физкультурный коллектив.

А.О. Аксеничев. Исторический аспект институционализации Европейского союза и возможные сценарии его будущего.
Статья посвящена анализу институционального развития одного из самых значимых в мире интеграционных объединений — Европейского союза. Вектор исследования направлен на участие в этих процессах Франции и Германии как фактических инициаторов создания ЕС. Эти государства и по сей день являются «локомотивами» Союза, принимая активное участие в разработке как нормативно-правовой базы, так и в социальных вопросах. Маастрихтский договор, подписанный в 1992 г., закрепил основу многостороннего сотрудничества в Европе, начатого десятилетиями ранее, создав единую экономическую и валютную структуру, существующую и поныне. Амстердамский договор 1997 г. стал следующим шагом, расширив положения Маастрихта. Однако несмотря на это, многие проблемы общеевропейского масштаба оставались нерешенными, и роль германо-французского тандема в определении будущего континента стала еще более значимой. Это подтвердил и Ниццкий договор 2001 г., который, несмотря на серьезные противоречия между этими странами, стал еще одной законодательной инициативой, призванной укрепить Евросоюз. Примерно в то же время Германия и Франция активно участвовали в разработке проекта Евроконституции. Несмотря на то, что данный проект не был принят из-за сопротивления общественности в ряде стран, именно Германия взяла на себя лидерство в преодолении последующего конституционного кризиса, председательствуя в Совете Европы в 2007 году. Это привело к принятию Лиссабонского договора, зафиксировавшего ключевые на тот момент направления европейской политики. Последние внешнеполитические события, такие как подписание Ахенского соглашения в 2019 г. и принятие ряда локальных актов, призванных актуализировать внутреннюю ситуацию в интеграционном объединении, свидетельствуют о том, что ЕС будет продолжать развиваться, несмотря на многие препятствия, рассмотренные в этой статье. А предполагаемые варианты будущего развития, составленные на анализе всех имевшихся источников, позволяют дать политический прогноз на ближайшие годы.
Ключевые слова: Евросоюз, внешняя политика, евроинтеграция, Европа, ФРГ, Франция.

Методика

М.И. Романова. Региональный компонент как триггер многоаспектного изучения истории отечественного кинематографа.
На примере героико-революционной комедии «Начальник Чукотки» (1967 г.), посвященной людям и событиям Гражданской войны на северо-востоке России, автор статьи раскрывает методические подходы к комплексному изучению истории отечественного кинематографа в рамках регионального компонента внеурочной деятельности с целью развития критического мышления старшеклассников.
Ключевые слова: исторический кинематограф, региональный компонент внеурочной деятельности по истории России, Гражданская война на Дальнем Востоке России, проект памяти, критическое мышление.

Д.В. Морозов. Биографические очерки о В.И. Ленине (1917-1956 годы) как учебные пособия по истории революционного движения.
Статья исследует биографии В.И. Ленина, изданные в 1917-1956 гг., в качестве учебных пособий по истории революционного движения. Автор анализирует, как тексты трансформировались от простых брошюр 1920-х гг., интегрированных в единую трудовую школу, кампанию ликбеза и адаптированных для массовой аудитории, до сухих хронологических учебных пособий 1940-1950-х гг., закрепившихся в системе партийного образования.
Ключевые слова: В.И. Ленин, биография, учебные пособия.

Труды молодых ученых

В.А. Иващенко, Е.К. Васильев. Предтеча города Юности: история села Пермское на Амуре.
В статье представлено комплексное исследование села Пермского, охватывающее его историческое развитие, быт его сельчан и преобразование данного села в город Комсомольск-на-Амуре. Проанализированы истоки и предпосылки появления села Пермского, особенности жизни сельчан и их деятельности.
Ключевые слова: село Пермское, переселенцы, промысел, Амур, Мылки, церковь, река, быт.

Ю.В. Дикая. Противоречия профессиональной подготовки будущего педагога в условиях цифровой трансформации образования.
В статье рассмотрены противоречия между потребностью в подготовке педагогических кадров, обладающих сформированной цифровой компетентностью, и существующей практикой обучения будущих педагогов, закрепляющих позицию цифрового «потребителя». В статье представлены данные, полученные при исследовании студентов педагогических направлений подготовки Бурятского госуниверситета.
Ключевые слова: цифровая трансформация образования, цифровизация образования, цифровая образовательная среда, цифровой образовательный контент, цифровые компетенции, профессиональная подготовка педагога.

Опубликовано в Новости.


Комментарии (0)

Будьте в курсе обсуждения, подпишитесь на RSS ленту комментариев к этой записи.



Разрешены некоторые HTML теги

или используйте trackback.

*