Актуальная тема: Курс «История нашего края»: опыт разработки
Н.Г. Масюкова. Разработка государственных учебников по региональной истории для V-VII классов.
В статье рассматриваются итоги Межрегиональной конференции «Разработка государственных учебников по региональной истории», проведенной РВИО в декабре 2024 года в г. Казань. Представлен опыт Ставропольского края по подготовке учебников региональной истории.
Ключевые слова: региональная история, государственные учебники по региональной истории.
С.В. Любичанковский. Введение обязательной дисциплины «История нашего края» и ключевые проблемы ее преподавания.
В статье предложен обзор всероссийской дискуссии по проблемам преподавания дисциплины «История нашего края», которая состоялась в Оренбурге в апреле 2024 год и привлекла внимание более 50 специалистов из 22 регионов нашей страны. Рассмотрен отношение участников к пяти основным проблемам: нужен ли в современной российской школе обязательный урок истории родного края; каков должен быть оптимальный объем отдельной дисциплины «История нашего края» в современной школе и в каких классах ее нужно преподавать; какова должна быть структура курса истории родного края с учетом необходимости увязки этого вопроса с общероссийской историей; каковы гарантии и механизмы недопущения поощрения развития региональной идентичности в ущерб общероссийской в рамках преподавания дисциплины «История нашего края».
Ключевые слова: история нашего края, школьное краеведение, преподавание истории.
М.Н. Ефименко, Е.В. Годовова, С.В. Любичанковский. Проект концепции преподавания дисциплины «История нашего края» в Оренбургской области.
В статье представлен проект концепции преподавания дисциплины «История нашего края» в Оренбургской области, созданный в соответствии с Историко-культурным стандартом школьного образования и основанный на приказе министерства просвещения России от 19 марта 2024 г. о введении дисциплины «История нашего края» в качестве обязательной дисциплины вV-VII кл. Проект состоит из введения, тематического планирования, планируемых результатов освоения учебной дисциплины. Он может быть использован как основа для разработки аналогичных концепций в разных субъектах Российской Федерации.
Ключевые слова: история нашего края, школьное краеведение, преподавание истории, учебно-воспитательный процесс, нормативные документы.
История и обществоведение
И.С. Огоновская. Испытание учебником истории СССР: тринадцатилетний путь авторского коллектива В.Д. Есакова, Ю.С. Кукушкина, А.П. Ненарокова.
Автор статьи рассматривает проблему подготовки и издания школьных учебников истории СССР в периоды так называемого развитого социализма и перестройки; показывает трудности авторского коллектива в составе В.Д. Есакова, Ю.С. Кукушкина, А.П. Ненарокова в работе над учебником для X кл.; выясняет причины долгого пути авторов к изданию своего труда; сравнивает учебные издания доперестроечного и перестроечного периодов; делает выводы о вкладе авторского коллектива под руководством Ю.С. Кукушкина в разработку новой структуры и содержание учебника истории СССР XX в.
Ключевые слова: учебник истории СССР, развитый социализм, перестройка, политика памяти, школа, В.Д. Есаков, Ю.С. Кукушкин, А.П. Ненароков.
Е.Д. Гордина, А.В. Крылова. Трансформация курса «История России» в техническом вузе в современных условиях: качественно-количественная характеристика динамики преподавания.
В статье обобщен опыт преподавания курса «История России» в двух семестровом формате с применением тех нововведений, которые предусматривает Концепция преподавания истории России для неисторических специальностей и направлений подготовки и Учебно-методический комплекс дисциплины, разработанные Министерством науки и высшего образования РФ.
Ключевые слова: преподавание истории России, входное тестирование, итоговый опрос, мониторинг ситуации в системе образования.
В.Л. Даноян. Формирование новой системы местного управления в Нижнем Новгороде в XVI-XVII веках.
В статье изучается государственная деятельность, направленная на реформирование органов городского местного управления в XVI-XVII вв. на примере Нижнего Новгорода.
Ключевые слова: сословия, реформы, воеводы, губные старосты, земская изба, законодательство, Иван IV, Нижний Новгород.
Методика
Л.Н. Алексашкина. Познавательные задачи на уроках истории.
В статье автор приводит детальный разбор использования познавательных задач на уроках истории, использование которых педагогом помогает обучающемуся лучше освоить и осмыслить исторический материал, развить умение вести совместную работу, представлять её результаты, участвовать в обсуждениях, определять и аргументировать своё мнение. В статье даются развернутые примеры по классам.
Ключевые слова: деятельностный подход при изучении истории, познавательные задачи, планирование и проведение уроков.
А.А. Мещенина, Р.А. Соколов. Художественный образ князя Александра Невского в олимпиадных заданиях по истории.
В статье анализируются письменные задания, предлагаемые школьникам на предметных олимпиадах по истории, где образ князя Александра Невского использован в различных художественных воплощениях. Авторы обращают внимание на то, что при подготовке к такого рода конкурсам зачастую необходимо не только знание фактологии, но и умение мыслить логически, способность интуитивно понять, что подразумевает правильный ответ исходя из общего представления о событиях и персоналиях, а также на основе анализа текста задания и сопроводительного материала.
Ключевые слова: Александр Невский, визуальные источники, Ледовое побоище, Вороний камень, С.М. Эйзенштейн.
Д.С. Попович. Вариант возможного учебного пособия по истории Омской области.
В России XXI в. набирает силу тенденция на создание учебников по истории отдельных регионов. В данной статье предлагается модель возможного учебного пособия по истории Омской области в соответствии с современными требованиями образования.
Ключевые слова: региональная история, краеведение, Омск, учебное пособие, модель.
И.И. Баринова. О роли коммуникативно-диалоговых технологий в развитии личности школьника.
В статье рассмотрено влияние диалоговых технологий на качество образования, развитие личности школьников, культуры речи и общения.
Ключевые слова: педагогические технологии, диалоговые технологии, общение, развитие речи, мышление.
Труды молодых ученых
А.А. Никитина. Формирование системы государственного контроля в сфере охраны памятников: вклад П.П. Покрышкина.
Формирование системы государственной охраны исторических памятников стало одной из важных задач в культурной политике Российского государства к началу XX в. Эту задачу необходимо было решать при взаимодействии государственных органов, научно-экспертного сообщества и российской общественности. Успех в решении этой задачи во многом зависел от деятельности ученых-энтузиастов. В настоящей статье автор ставит своей целью обозначить вклад архитектора-реставратора П.П. Покрышкина в создание централизованной системы государственного контроля за сохранением объектов культурного наследия, обсуждение и составление соответствующих законопроектов, организацию учета отечественного историко-культурного наследия. Основными методами исследования являются документальный анализ, базирующийся на изучении архивных документов, хронологический, историко-сравнительный и ретроспективный методы. С опорой на эти методы была проведена комплексная историческая реконструкция административной и общественной деятельности П.П. Покрышкина в годы его службы в Императорской археологической комиссии с акцентом на его вклад в организацию деятельности дореволюционной системы охраны памятников.
Ключевые слова: история России, органы охраны памятников, академик П.П. Покрышкин, Императорская археологическая комиссия, законодательство, археологическое образование.
А.С. Иванушкин. Экономические отношения СССР и Сирии (1970-1991 годы) в советской историографии.
Статья посвящена развитию сирийско-советских экономических связей в советской историографии. Цель данной статьи — показать особенности освещения советской историографией этого вопроса, выделить преимущества и недостатки в освещении этих связей.
Ключевые слова: экономика, реформа, империализм, перестройка, командно-административная система, Сирия, СССР.
Комментарии (0)
Будьте в курсе обсуждения, подпишитесь на RSS ленту комментариев к этой записи.