Актуальная тема: Курс обществознания в современной школе
Р.В. Пазин. Реформа историко-обществоведческого образования в школе: замысел, риски и пути решения.
В статье рассматривается проект реформы Министерства просвещения РФ в области преподавания истории, показаны трудности его реализации и предлагаются варианты их решения.
Ключевые слова: история, обществознание, реформа, риски.
И.В. Крутова. Школьное обществоведческое образование: актуальное состояние.
В статье актуализируется значение школьного обществоведческого образования, обозначаются проблемы современного курса предмета «Обществознание» и предлагаются некоторые пути их преодоления.
Ключевые слова: школьное обществоведческое образование, развитие школьника.
А.В. Клименко, М.Л. Несмелова. Концепция преподавания учебного предмета «Обществознание»: анализ и подходы к совершенствованию.
Статья посвящена анализу действующей концепции преподавания обществознания в основной и средней школе в контексте требований современного общества и государства к обновлению содержания социогуманитарного образования. Предложены направления содержательного обновления учебного предмета «Обществознание» для проектирования единого государственного учебника.
Ключевые слова: обществознание, гражданское образование, концепция преподавания обществознания.
М.В. Пономарев. Концептуальное пространство развития системы обществоведческого образования.
Статья посвящена анализу структурных особенностей российской системы обществоведческого образования и концептуальных подходов к ее реформированию.
Ключевые слова: обществознание, гражданское образование, социальная компетентность, методология, объектный подход, цивилизационный подход.
Е.В. Саплина. Вызовы современного учителя обществознания.
В статье автор анализирует проблемы, с которыми сталкивается современный учитель обществознания, дает на конкретных примерах алгоритм проведения урока обществознания в свете рекомендаций ФГОС, а также с учетом личного опыта.
Ключевые слова: планируемые результаты обучения, учебник обществознания, современный урок.
История и обществоведение
В.Д. Анисимов. Методы организации физкультурно-спортивной деятельности советских рабочих в 1920-е годы.
В статье рассматриваются основные методы организации физкультурно-спортивной деятельности советских рабочих в 1920-е гг. Анализируются цели данной работы, проблемы при реализации проектов, связанных с привлечением трудящихся к занятиям физической культурой и спортом, достижения советской власти в деле оздоровления и повышения качества жизни рабочего класса.
Ключевые слова: физическая культура, спорт, методы организации, советские рабочие, спортивная секция, международное сотрудничество.
М.А. Бычков. Французское праворадикальное движение в послевоенное время.
В статье анализируется развитие французского праворадикального движения в послевоенное время. Причиной его развития в изучаемый период стала борьба властей Четвертой республики против коммунизма и голлизма. Правый радикализм ориентировался на прошлое страны, требовал установления сильной власти и сохранения колониальных владений, поэтому правые радикалы поддержали Шарля де Голля. Де Голль высказался за независимость Алжира, это стало причиной трансформации правого радикализма в правую оппозицию властям Пятой республики. Использование правыми радикалами террористических методов стало причиной их кризиса и перехода на более умеренные позиции.
Ключевые слова: де Голль Шарль, Организация секретной армии, Пятая республика, Франция, французское праворадикальное движение, Четвертая республика.
А.О. Аксеничев. Коалиционный договор 2021 года и внешнеполитическая стратегия правительства канцлера ФРГ Олафа Шольца.
В статье приводится анализ последнего на сегодняшний день коалиционного договора ведущих правящих партий ФРГ: СДПГ, СвДП и Союза 90/»Зеленых». Целью исследования была актуализация информации о текущем внешнеполитическом курсе Германии (договор, ко всему прочему, отражает и этот аспект), а также выделение некоторых основополагающих векторов, которым страна будет неукоснительно следовать ближайшие несколько лет.
Ключевые слова: ФРГ, Евросоюз, Олаф Шольц, коалиционный договор, внешняя политика.
Г.В. Еременко, Е.А. Шишкина. К вопросу о реальной истории открытия Александро-Мариинского реального училища в Саратове.
Выявлена подлинная дата открытия Саратовского Александро-Мариинского реального училища, собраны и прокомментированы не опубликованные ранее сведения о начальных годах существования училища и его предшественника Alexander-Marien Schule, а также проанализированы этимология и смысловое значение терминов «школа» и «училище».
Ключевые слова: школа, реальное училище, церковь Св. Марии, Саратов, обучающиеся.
С.В. Ермоленко, Х.И. Дупате. Развитие организации подготовки военнослужащих иностранных армий в военно-учебных заведениях СССР в 1949-1985 годах.
Исследуя развитие организации подготовки военнослужащих иностранных армий в военно-учебных заведениях СССР в 1949-1985 гг., автор статьи отмечает, что оно имело первостепенное значение в работе военно-учебных заведений и представляло собой сложный структурированный процесс, который включал в себя совокупность организационных направлений: управленческую деятельность по организации обучения офицеров иностранных армий; мониторинг контингента иностранных военнослужащих, поступавших в военные вузы СССР для последующего обучения; управленческую деятельность по подготовке квалифицированных кадров преподавательского состава для обучения иностранных военнослужащих и совершенствование учебно-материальной базы обеспечения учебного процесса иностранных военных специалистов.
Ключевые слова: развитие подготовки военнослужащих иностранных армий; повышение качества подготовки; иностранные военнослужащие; преподаватели; военно-учебные заведения СССР; эффективность преподавания; педагогическое мастерство; русский язык.
Д.В. Мефодин. Основные факторы и условия, влиявшие на ведение политико-воспитательной работы в составе советских войск в Афганистане в 1979-1989 годах.
Исследуемая тема имеет актуальную историко-политическую направленность. Автор публикации провел анализ основных факторов и условий, влиявших на ведение политико-воспитательной работы в составе советских войск в Афганистане в 1979-1989 гг. На организацию и ведение политико-воспитательной работы в составе советских войск оказывали влияние различные факторы и условия, основными из которых являлись: нормативно-правовое регулирование, определявшее место, содержание, организацию и осуществление политико-воспитательной работы в соединениях и частях 40-й армии в ДРА, развитие военно-политической обстановки в ДРА и особенности боевых действий соединений и частей 40-й армии.
Ключевые слова: Афганистан, основные факторы и условия, проведение политико-воспитательной работы, исламская оппозиция, оборона тыловых объектов, занятия по политической подготовке, пропагандистское подразделение, афганское население, противодействие вражеской пропаганде.
Методика
О.Н. Сидорчук, С.Д. Сидорчук. Повседневная жизнь в СССР в 1930-х годах: детский взгляд.
В статье представлены варианты работы учащихся с визуальными источниками сконструированной детской повседневности 1930-х гг. (обложками детских журналов, рекламой, фотографиями, иллюстрациями школьных учебников и др.). Предложен алгоритм ученического анализа визуальных источников по истории повседневности 1930-х гг.
Ключевые слова: визуальный источник, советская повседневность, детский журнал, реклама, изобразительная наглядность, урок истории.
Keywords: visual source, Soviet everyday life, children’s magazine, advertising,
О.Ю. Стрелова. Формирование и диагностика креативного мышления школьников в курсе региональной истории.
В продолжение «методического консилиума» по вопросам формирования функциональной грамотности в школьных курсах истории автор статьи предлагает тематический кейс для развития креативного мышления школьников. Его практическая значимость обусловлена региональным учебным пособием по истории Дальнего Востока России, а теоретическое значение — обоснованием структуры и содержания входящих в кейс заданий, критериев проверки и диагностики познавательных возможностей, способов корректировки выявленных дефицитов и развития креативного мышления школьников.
Ключевые слова: креативное мышление, региональная история, кейс формирование и диагностика креативного мышления.
И.И. Баринова. Миссия современного учителя.
Автор рассматривает вопрос об особенностях современной школы, о роли учителя в формировании традиционных ценностей.
Ключевые слова: профессия учителя, традиционные ценности, современные технологии.
Труды молодых ученых
М.В. Мухина. Применение процедуры аннулирования голосования при подведении итогов выборов в Учредительное собрание в провинции (на примере Мосальского уезда Калужской губернии).
В статье рассматриваются причины аннулирования избирательных записок в Мосальском уезде Калужского избирательного округа (Калужская губерния). Автором проанализированы протоколы голосования по 30-ти волостям, составляющим уезд. При сопоставлении архивных материалов с опубликованными результатами выборов было выяснено, что количество недействительных голосов превышает указанное в итоговых протоколах.
Ключевые слова: Учредительное собрание, выборы, аннулирование голосов, уездная комиссия.
С.Н. Штейников. Формирование и деятельность жандармских команд Российской империи (на примере г.Перми в 1817-1836 годах).
В данной статье впервые рассматриваются: процесс формирования и деятельность жандармских команд Российской империи на примере г. Перми с момента их образования в составе Отдельного корпуса внутренней стражи до их перевода в подчинение Корпуса жандармов. Выявляются общие проблемы, характерные для многих жандармских команд Российской империи.
Ключевые слова: Отдельный корпус внутренней стражи, Корпус Жандармов, Пермская жандармская команда, Внутренние жандармы, Пермская городская дума.
Комментарии (0)
Будьте в курсе обсуждения, подпишитесь на RSS ленту комментариев к этой записи.