Ольга Юрьевна Стрелова – доктор педагогических наук, профессор, профессор кафедры теории и методики обучения, Хабаровский краевой Институт развития образования, г. Хабаровск.
В прошлом году в журнале «Преподавание истории в школе» была опубликована моя статья «Поэтом можешь ты не быть… но креативным быть обязан». В ее задачи входило, во-первых, обоснование различий между творческими заданиями, традиционно используемыми в обучении школьников, и заданиями на формирование креативного мышления как еще одного – в 2020-е гг. – направления в развитии функциональной грамотности; и, во-вторых, демонстрация методических подходов к целенаправленному формированию «новой грамотности» в школьных курсах истории.
Напомню, что под креативностью понимается «прежде всего способность нестандартно мыслить и оригинально выражать свои идеи, чувства, эмоции» (курсив – О.С.). В Сборниках эталонных заданий, которые почему-то ограничились двумя выпусками, все признаки креативного мышления объясняются учащимся V–VII кл. «на пальцах», преимущества обладающего им человека аргументированы; структура специализированных заданий обоснована, а содержание обязательных этапов КМ-кейсов проиллюстрировано множеством разных примеров, не интегрированных, однако, в школьные курсы истории. Поэтому в прошлом году мне показалось интересной и прикладной задача не только предложить учителям истории несколько способов интеграции КМ-заданий в наш учебный предмет / уроки истории / учебные проекты, но и спланировать результаты этой «интервенции», актуальные в контексте личностно-ориентированного образования школьников: эмоционально-образное погружение в историческую эпоху, позиция дотошного исследователя, опыт многоаспектного, многоперспективного, историко-диалогического подхода к изучению событий прошлого и памятников культуры, дивергентное мышление, опыты самооценочной деятельности и др.
В новой статье, посвященной вопросам формирования и диагностики креативного мышления школьников, полем экспериментальных разработок стала региональная история, а точнее, учебные пособия по истории Дальнего Востока России. Мы уже знакомили читателей нашего журнала и с методической концепцией, и с ресурсами этого комплекса в обеспечении ценностно-смыслового единства образовательного пространства России. Теперь на конкретном примере продемонстрируем его возможности в формировании и диагностике креативного мышления школьников.
Особое внимание, коллеги, обратите на структуру КМ-кейса (ничего лишнего / случайного), логическую последовательность этапов конструирования и выполнения соответствующих им заданий, систему критериев проверки результатов и диагностики познавательных возможностей школьников. В комментариях объясняются «узловые моменты» подготовки и проверки каждого задания, раскрываются объекты педагогической диагностики и индивидуальные особенности учащихся, просматривающиеся в их ответах, а также возможные пути корректировки выявленных дефицитов и дальнейшего развития креативного мышления школьников.
В региональном учебном пособии по истории Дальнего Востока России в Новое время (XVII–XVIII вв.) есть несколько заданий, расположенных к «упражнениям на креативность». Одно из них в тематическом развороте «Надо знать своё Отечество во всех его пределах», который посвящен жизни и научной деятельности Степана Петровича Крашенинникова (1711–1755). «Описание земли Камчатки» – это итог 1337 дней пребывания ученого на далеком полуострове и еще не менее долгого осмысления того, что он увидел, пережил, открыл и понял в своем рискованном путешествии. Обложка первого (1786 г.) издания книги С.П. Крашенинникова воспроизведена в учебнике. Она-то и стала основой тематического КМ-кейса для вербального (создание текста) и / или визуального (создание рисунка) самовыражения школьников!
КМ-кейс «Обложка для книги С.П. Крашенинникова»
Ребята, перед вами (с. 91) обложка первого издания книги С.П. Крашенинникова «Описание земли Камчатки». Однотонная картонная «корочка» с разводами, длинное название (как было принято во времена автора книги) и ни одной картинки… Разве такая книга привлечет к себе внимание современных читателей? Давайте дадим ей шанс стать бестселлером ХХI в. с одним только условием – полное название на обложке книги должно остаться таким же, как в издании 1786 г.
1 этап: выдвижение креативных идей (обложка книги).
Задание 1. Придумайте ТРИ разных, но креативных обложки для книги С.П. Крашенинникова «Описание земли Камчатки», сохранив ее первоначальное название и рассчитывая на внимание современных читателей.
Вы можете нарисовать их / кратко описать свои идеи словами:
Обложка 1 __________________.
Обложка 2 __________________.
Обложка 3 __________________.
Комментарии (0)
Будьте в курсе обсуждения, подпишитесь на RSS ленту комментариев к этой записи.