Контент


Содержание журнала № 7 2019

Том 1

Актуальная тема: Учебники по региональной истории

А.Ю. Морозов. Учебники по истории регионов: в мире чудовищ и красавцев.
В статье рассмотрены модели реализации учебников по истории регионов. Преложен подход по их разработке.
Ключевые слова: региональные учебники, методика преподавания истории.

Р.Ю. Болдырев, М.Н. Копица. Учебно-методический комплекс «История Архангельского Севера»: методический аппарат и ресурсная база.
В статье анализируется структура и методический аппарат учебного пособия «История Архангельского Севера», приводятся примеры заданий, направленные на комплексное развитие умений школьников.
Ключевые слова: региональная история, учебное пособие, Архангельский Север, методический аппарат.

С.Б. Манышев. Национально-региональный компонент исторического образования: основные тенденции и проблемы преподавания в Республике Дагестан.
В статье рассматриваются особенности преподавания предметов национально-регионального компонента в Республике Дагестан. Анализируется современное положение и предлагаются возможные выходы из сложившейся ситуации.
Ключевые слова: преподавание истории, национально-региональный компонент, учебная литература, Дагестан.

История и обществоведение

В.Л. Даноян. Городское самоуправление России в марте-декабре 1917 года на страницах центральной партийной прессы.
В статье анализируется освещение выборов, деятельности и проблем городского самоуправления в марте-декабре 1917 года на страницах центральной прессы основных политических партий России.
Ключевые слова: самоуправление, городская дума, периодическая печать, газета, эсеры, большевики, меньшевики, кадеты, политические партии, выборы, деятельность.

О.Г. Малышева. Всероссийское Учредительное собрание: история подготовки.
Статья посвящена вопросам подготовки созыва Всероссийского Учредительного собрания в 1917 г., разработке избирательного закона, анализу особых условий, в которых шла подготовительная работа.
Ключевые слова: Учредительное собрание, Временное правительство, выборы, избирательный закон.

В.А. Ахмадуллин. Политика Советского государства по отношению к мусульманам в 1917-1945 годах.
В статье анализируется особенности политики Советского государства по отношению к мусульманам в 1917-1945 гг. На основе рассекреченных в последние годы архивных документов автор дает собственную периодизацию государственно-исламских отношений.
Ключевые слова: Советское государство, Великая Отечественная Война, ислам, мусульмане, государственно-мусульманские отношения.

А.Ю. Зубков, Ю.И. Зубков. Поныри — Ольховатка: четвертое ратное поле России.
В статье показана роль Центрального фронта в Курской битве летом 1943 г., изложено объяснение, почему значение его вклада в победу принижалось в советской и российской историографии.
Ключевые слова: Курская битва, северный и южный фасы Курской битвы, Поныровское, Ольховатское сражения.

М.М. Пантелеев. Итало Бальбо — политик и авиатор.
В статье описывается биография Итало Бальбо, итальянского фашистского политического деятеля и авиатора.
Ключевые слова: Итало Бальбо, Муссолини, итальянский фашизм, советско-итальянские связи, авиация.

Методика

И.В. Крутова. Методические рекомендации для начинающего учителя истории.
В статье представлены методические рекомендации для начинающего свою профессиональную деятельность учителя истории.
Ключевые слова: методические рекомендации, методика обучение истории, учитель истории.

О.Д. Мишина. Формирование понятий на уроках обществознания (на примере изучения темы «Государственная власть Российской Федерации»).
В статье описано формирование понятия «Государственная власть Российской Федерации» на уроках обществознания. Предлагается объединить ветви и уровни власти в единую таблицу.
Ключевые слова: формирование понятий обществознания, государственная власть Российской Федерации, парламент, правительство, суд.

К.В. Тарновская. Урок-игра «Северная война» (VIII класс).
В статье рассматриваются этапы подготовки и проведения заключительного занятия по теме: «Рождение Российской империи» в форме урока-игры с использованием карты и схем. Даются рекомендации практического характера по проведению такой формы обобщения и развития исторического мышления.
Ключевые слова: Петр I, историческое мышление, Северная война, карта, игра.

А.А. Симонова. Технопедагогика в контексте основного общего образования (на примере использования 3D-печати в курсах истории).
Статья посвящена проблеме взаимодействия гуманитарного образования с инженерно-техническим. Раскрываются особенности взаимовлияния и взаимозависимости предметов гуманитарного цикла (истории) в основной общей школе с математическими дисциплинами (информатика). Показаны перспективы реализации межпредметных, межкурсовых связей через новые формы обучения на основе использования 3D-печати.
Ключевые слова: история, обучение, интерактивные технологии, технопедагогика, 3D-печать, История древнего мира, история cредних веков, межпредметные связи, межкурсовые связи, школа.

В.О. Гусакова. Тема новомученичества на занятиях по истории: духовно-нравственный аспект.
В статье представлен один из вариантов рассмотрения революционных событий и их последствий в России в контексте жизненного пути новомучеников. Акцент сделан на актуализации школьниками нравственного отношения к истории Отечества
Ключевые слова: новомученики, революционные события, личность в истории, нравственное отношение, жизненный путь.

Труды молодых ученых

Н.А. Яковлев. Синергетический нарратив генезиса двоевластия в Великой российской революции (февраль-октябрь 1917 года).
На основании системно-синергетического подхода в статье исследован генезис двоевластия Великой российской революции. Сделан вывод, что при нахождении социальной системы в точке (ах) бифуркации целенаправленная деятельность даже одного элемента этой системы, представленного в виде конкретного человека ? В.И. Ленина, может вывести ее на новый качественный уровень развития.
Ключевые слова: система власти, точка бифуркации, двоевластие, Временное правительство, Петроградский совет рабочих и солдатских депутатов (Петросовет).

Н.В. Маркова. Образ горожанина в сатирической демократической литературе XVII века.
В статье на основе сатирической литературы рассматривается образ человека и общества XVII в. Общество и человек рассматриваются с помощью принципов «повседневной истории» и философско-антропологического направления.
Ключевые слова: Россия XVII века, повседневная история, горожанин, философско-антропологический подход, сатира.

Том 2

Актуальная тема: Инвалидность как социокультурное явление

А.Е.Э. Носенко-Штейн. Введение. Актуальность темы.
В этой вводной статье рассказывается об отношении к людям с инвалидностью, изучению инвалидности как социокультурного явления, а также о том, как эти знания могут быть использованы во время школьных уроков.
Ключевые слова: инвалидность, люди с ограниченными возможностями здоровья, Россия.

Инвалидность в традиционной русской культуре

А.В. Фролова. Отношение к рождению ребенка-инвалида в крестьянской среде (по материалам Русского Севера).
В статье рассматриваются религиозно-нравственных и социальные представления и суеверия севернорусского населения о рождении ребенка-инвалида, а также большой комплекс обрядово-магических действий, социальных норм, существовавших в крестьянской семье. В православной русской традиции первостепенная вина за здоровье ребенка лежала на матери, в народном представлении она же наделялась и способностью исцелять и давать благополучие своим детям.
Ключевые слова: ребенок, православие, суеверия, Русский Север.

Н.В. Шляхтина. Забота о сиротах и убогих в традиционной русской деревне.
В данной статье раскрывается проблема сиротства в русской деревне, взаимоотношения ребенка рожденного внутри сельского мира. Автор рассказывает о коллективной благотворительности сельских жителей.
Ключевые слова: сироты, ребенок, традиционное общество.

В.Е. Добровольская. Инвалидность в русской фольклорной традиции.
В статье рассматриваются репрезентация инвалидности в русской фольклорной традиции. В народном мировоззрении отношение к физическим недостаткам неоднозначно. Для мифологического персонажа физическая ущербность становится отличительной чертой, его своеобразной характеристикой.
Ключевые слова: фольклорная традиция, инвалидность, сказки, былины, несказочная проза.

Проблемы людей с ОВЗ в России в настоящее время

Е.Э. Носенко-Штейн. Где учиться ребенку с инвалидностью: инклюзия vs. коррекция?
В статье рассматриваются преимущества и недостатки инклюзивной и коррекционной системы обучения для детей с инвалидностью сквозь призму опыта людей с ограниченными возможностями здоровья.
Ключевые слова: инклюзивные школы, коррекционный школы, образование, Россия

Ю.Н. Феденок, Д.А. Дронова. О чем говорит образ человека с ограниченными возможностями в представлении российской молодежи?
В статье представлены результаты исследования, нацеленного на выявление образа инвалида у российской молодежи. Данные подтверждают распространенные в обществе стереотипные представления о людях с ограниченными возможностями, но и демонстрируют потенциал для успешной адаптации инвалидов к социуму.
Ключевые слова: инвалидность, образ инвалида, молодежь.

Г.С. Широкалова. Субкультура как фактор инвалидизации.
«Я хочу вас понять» — лейтмотив обсуждения с молодежью различных субкультур, позволяющих сформировать атмосферу доверительности, необходимую для преподавательской деятельности. Мода на татуировки стала предметом одной из таких бесед со студентками НГСХА.
Ключевые слова: татуировка, студенты, субкультура, инвалидизация, люди с ограниченными возможностями, социальное государство, Россия.

Опубликовано в Журнал в 2019 году.


Комментарии (0)

Будьте в курсе обсуждения, подпишитесь на RSS ленту комментариев к этой записи.



Разрешены некоторые HTML теги

или используйте trackback.

*