Контент


Опыт ассоциированного урока обществознания по теме «Политические институты»

Алексей Николаевич Федоров – кандидат исторических наук, учитель истории и обществознания, г. Воскресенск, Московская область.

 Данный опыт поможет учителю обществознания нестандартно визуализировать образовательное пространство при изучении сложной темы, сформировать личную заинтересованность учащегося в ней. Не секрет, что политологические сюжеты для старшеклассника во многом схоластичны, не соответствуют накопленному социальному опыту и кругозору. Применяя современные образовательные технологии – кроссенсы, интеллект-карты, авторские приемы преподавания «Территория смыслов», учитель достигает нескольких целей: урок по «скучной теме» становится современным и динамичным, а ученик заинтересованно решает сложные познавательные задания.

Задачи урока: образовательные (закрепление навыков работы с основными понятиями темы, различными видами заданий); развивающие (совершенствование коммуникативных навыков,   умений работы с разными источниками информации, делать обобщения); воспитательные – способствовать формированию политической, правовой и общей культуры обучающихся. На уроке для развития ассоциативного мышления устанавливаются межпредметные связи с историей, географией, иностранными языками и МХК.

 Выделение исходного противоречия и интриги

Тема урока обозначена достаточно условно. Альтернативные варианты: «Институциональный компонент политической системы», «Основные участники политики», «Субъекты политической жизни» и т. п. Все эти альтернативы являются номиналиями политологии, поэтому существуют на пространстве школьного учебника, проверяются на ГИА. Важно, чтобы старшеклассники постарались самостоятельно сформулировать тему урока. Возникшие при этом трудности помогут направить внимание на то, что номинальные обозначения хоть и условны, синонимичны, но соответствуют вполне реальным участникам политической жизни. На данном этапе урока используется презентация Powerpoint (слайд 1. Здесь и далее см. 4-ю стр. цветной вкладки журнала).

 Этот слайд обращается не только к зрению ученика, но и к его слуху. Перед тем, как включается незамысловатый припев песни «Лето пролетело» (исполнитель – рэп-группа «С.Т.Д.К.»), учитель ставит вопрос: «Как связаны между собой слова Перикла и изображение»? Припев песни формирует у старшеклассников ощущение беззаботного отношения подростков к политике, которые «едут» в школьном автобусе. Но, отвечая на проблемный вопрос, учащиеся понимают, что политики принимают ответственные решения, от которых, в том числе, зависит жизнь детей. И они когда-нибудь станут взрослыми, и раньше или позже превратятся в участников политики. Чем не повод будущему выпускнику задуматься о близких жизненных перспективах? Атмосфера легкости на уроке быстро сменяется настроем на продуктивную работу.

Но «артподготовка» учителя, цель которой состоит в самостоятельной формулировке темы урока, на этом не закончилась. Далее используется диаграмма, составленная из ответов учеников, участников урока. Примерно за месяц до него старшеклассники получили вопрос: «Кто (или что) является главным участником (субъектом) политики»? Их ответы были зафиксированы, обработаны, визуализированы. Подобное бережное отношение к мнению каждого ученика не может не располагать к позитивному восприятию темы (слайд 2).

Полный вариант статьи доступен в эл. версии журнала. КУПИТЬ

Опубликовано в Статьи за 2019 год.


Комментарии (0)

Будьте в курсе обсуждения, подпишитесь на RSS ленту комментариев к этой записи.



Разрешены некоторые HTML теги

или используйте trackback.

*