Контент


Актуальные вопросы совершенствования профессиональной компетентности учителя истории в условиях реализации ФГОС и ИКС

Борис Николаевич Найденко – доктор исторических наук, профессор ГБОУ ВПО МО «Академия социального управления», зав. кафедрой социальных дисциплин, истории и культурного наследия, Москва.

Кафедра социальных дисциплин, истории и культурного наследия в системе дополнительного профессионального образования (ДПО) педагогов Московской области реализует множество образовательных программ, из которых самыми востребованными на сегодня являются программы по реализации ФГОС по истории и обществознанию и ИКС как нового УМК по истории России, принятого в 2014 г., что объясняется содержанием государственного задания.

Несколько слов об ИКС. Данный стандарт утвержден в 2014 г. в качестве единой концепции написания школьных учебников по истории России, что сделано впервые за все время постсоветского периода. Таким образом, должно быть покончено с той разноголосицей в школьном историческом образовании, которая наблюдалась более 20 лет.

Как известно, в 2009 г. еще до принятия ИКС была принята Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России; в 2010 г. принят ФГОС по истории. По своей сути ИКС 2014 г. стал одним из важных механизмов реализации и Концепции, и ФГОС по истории. В этих документах названы важнейшие задачи изучения истории в школе, среди которых необходимо особо выделить развитие способностей учащихся анализировать содержащуюся в различных источниках информацию о событиях и явлениях прошлого и настоящего, рассматривать явления и процессы в соответствии с принципом историзма, в динамике, взаимосвязи и взаимообусловленности.

Во исполнение требований этих основополагающих документов профессорско-преподавательским составом нашей кафедры решаются задачи по реализации программ повышения квалификации и переподготовки учителей истории Московской области.

Во-первых. Слушателям регулярно разъясняется необходимость четкого усвоения методологических основ изучения и преподавания истории и постоянного их применения на уроках и во внеурочной деятельности; определяются задачи по обучению школьников овладением методологическими приемами оценки исторических фактов, событий, явлений и процессов. Педагог обязан научить школьника объективно и методологически верно работать с историческим материалом, как его оценить применительно к тому или иному историческому периоду. Важнейшим принципом исторической науки и предмета «История» является принцип историзма. Именно его содержание позволяет оценить любой исторический факт объективно, конкретно-исторически, используя все связанные с ним события, и сделать вывод о его пользе или наоборот, вреде, применяя главные ценности того и только того времени.

Во-вторых. Профессорско-преподавательский состав кафедры требует от слушателей, чтобы каждый урок и внеклассное занятие способствовали формированию у обучаемых ценностных ориентаций, направленных на воспитание патриотизма, гражданственности, толерантности, интернационализма, чувства братской дружбы ко всем народам некогда единой и могучей страны, т. е. на достижение главной цели учебно-воспитательного процесса – формирование современного национального воспитательного идеала – гражданина России. Как известно, патриотическая основа преподавания имеет целью воспитание у школьников чувства гордости за свою страну, осознания ее роли в мировой истории. При этом важно акцентировать внимание на массовом героизме в освободительных войнах, прежде всего, Отечественных 1812 и 1941–1945 гг., раскрывая подвиги народов Российской империи и Советского Союза. Позитивный пафос исторического сознания должна создавать не только гордость военными победами предков. Самое пристальное внимание следует уделять достижениям страны в других областях. Предметом патриотической гордости, несомненно, является великий труд народа по освоению громадных пространств Евразии с ее суровой природой, формирование российского общества на сложной многонациональной и поликонфессиональной основе. Следует акцентировать внимание на преобладании взаимовыручки, толерантности и веротерпимости, на создании науки и культуры мирового значения.

В-третьих. Следует исходить из того, что в школьном курсе должен преобладать пафос созидания, позитивный настрой восприятия отечественной истории. Тем не менее у учащихся не должно сформироваться представление, что история России – это череда триумфальных шествий, успехов и побед. В историческом прошлом нашей страны были и трагические периоды (смуты, революции, гражданские войны, политические репрессии и др.), без освещения которых представление о прошлом во всем его многообразии не может считаться полноценным. Трагедии нельзя замалчивать, но необходимо подчеркивать, что русский и другие народы нашей страны находили силы вместе преодолевать выпавшие на их долю тяжелые испытания.

В-четвертых. Учащиеся должны знать, что Россия не только самая большая мировая держава, но и самая многонациональная страна с колоссальным историческим стажем. При формировании Московского централизованного государства уже учитывалась многонациональная и, соответственно, многоконфессиональная специфика его общества. Учителю следует обращать особое внимание на то, что вхождение в состав России и пребывание в Российском государстве имело положительное значение для всех народов нашей страны, при этом каждый народ имел свою национальную идентичность, возможность развивать свой язык, свою письменность, свою культуру.

В-пятых. Одной из важных задач школьного курса истории является формирование гражданской общероссийской идентичности. При этом необходимо делать акцент на идее гражданственности, прежде всего, при решении проблем взаимодействия государства и общества. Следует уделять внимание историческому опыту гражданской активности, опыту государственного управления и местного самоуправления.

В связи с этим важно акцентировать внимание обучаемых на древнерусском опыте вечевых органов первого нашего общего государства Киевская Русь, субъектами которого были Киевская, Переяславльская, Новгородская, Волынская, Галицкая, Черниговская, Смоленская, Ростово (Владимиро)-Суздальская, Рязанская и Полоцкая земли; результатах эффективно проводимых реформ государственного управления времен правления Ивана III (Великого), его внука Ивана IV (Грозного), Петра I (Великого), их военных реформ, а также военных реформ Александра II (Освободителя). Популяризировать исторический опыт деятельности парламентской практики, начиная от Земских Соборов (русского феодального парламента двухпалатного типа) XVI–XVII вв. Важно, чтобы школьники усвоили исторический опыт участия представителей всех сословий в органах местного самоуправления. Так, учрежденные Иваном IV (Грозным) земства (Земские избы и Губные избы) как органы местного самоуправления в целом успешно функционировали на протяжении более 350 лет. Так же как и органы городского управления. Однако не следует забывать об опыте организации советской власти в центре и на местах. В СССР впервые в истории нашего государства представители всего многонационального населения бывшей Российской империи были допущены до управления центральной и местной властью в форме советов депутатов (поселковый или сельский совет, городской совет, районный совет, областной совет, Верховные Советы автономных и союзных республик, наконец, Верховный Совет СССР двухпалатного типа (Совет Союза и Совет Национальностей).

В-шестых. ИКС по истории России требует теперь более сбалансированного освещения историко-культурного материала. Действительно, за более чем два десятилетия постсоветского времени нашей истории в учебниках превалировал материал, отвечавший так или иначе политической конъюнктуре. В то время как вопросы истории культуры в освещении истории нашего многонационального государства отражались недостаточно полно. Учащиеся должны иметь четкое представление об истоках и образцах древнерусской культуры в период расцвета Киевской Руси, периода феодальной раздробленности, эпохи владычества Золотой Орды, становления, укрепления и развития Московского централизованного государства. Они должны гордиться великими образцами средневековой литературы, иконописи (живописи), зодчества (архитектуры). На занятиях по истории ученики должны иметь возможность узнавать об основных направлениях развития и достижениях культуры, науки, искусства Российской империи, наиболее ярких представителях литературы, живописи, музыки, театрального искусства, ученого мира. Вершиной развития отечественной культуры (в широком смысле) имперского периода стал XIX в. Ярчайшие ее представители в области литературы: А.С. Пушкин, М.Ю. Лермонтов, Н.В. Гоголь, Т.Г. Шевченко, Н.А. Островский, Ф.М. Достоевский, Н.А. Некрасов, А.А. Фет, Ф.И. Тютчев и многие другие поэты и писатели. Российская музыка была представлена композиторами А.А. Алябьевым, А.Л. Гурилевым, А.Е. Варламовым, М.И.Глинкой, П.И. Чайковским, М.А. Балакиревым, М.П. Мусоргским, Н.А. Римским-Корсаковым, Ц.А. Кюи и другими талантливыми музыкантами. В российской живописи блистали: К.П. Брюллов, А.А. Иванов, А.Г. Венецианов, М.Н. Воробьев, Н.А. Федотов, О.А. Кипренский, П.А. Тропинин, И.Н. Крамской, В.М. и А.М. Васнецовы, И.И. Левитан, В.Д. Поленов, В.Г. Перов, И.Е. Репин, В.И. Суриков, И.И. Шишкин, Н.А. Шевченко Т.Г.,Ярошенко и др. Архитектура, театральное искусство также получили свое развитие. XIX век для России – это время подлинного расцвета культуры.

История культуры советского периода не менее значима, чем история культуры XIX в. Наиболее ярким направлением в развитии советской культуры стал социалистический реализм. В литературе, живописи, архитектуре, театральном искусстве и кинематографе центральное место стали занимать сюжеты, отражающие построение новой жизни во имя будущих поколений советских людей. В довоенный период массовая культура была направлена на возвеличивание грандиозных задач в области промышленной индустриализации, коллективизации сельского хозяйства и культурной революции. В период Великой Отечественной войны – это тема героической борьбы советского многонационального народа за свою независимость, разгрома врага, подвигов и проявления беспримерного патриотизма советских людей. В послевоенный период востребованными стали темы трудной, но оптимистичной послевоенной жизни. В центре внимания стал человек труда на благо своей Родины, строящей коммунистическое общество.

Исходя из этого, учитель должен ознакомить учащихся с ведущими представителями советской культуры и искусства. В области литературы наиболее яркими представителями были: М. Горький, А. Серафимович, Дм. Фурманов, А. Фадеев, М. Булгаков, А. Толстой, М. Шолохов, А. Ахматова, П. Васильева, Н. Островский, О. Мандельштам, М. Джалиль, М. Цветаева, Н. Клюева, И. Ильф и Е. Петров, А. Гайдар, И. Стаднюк, В. Быков, Ч. Айтматов, В. Аксенов, Ф. Искандер, В. Набоков, Л. Гумелев, И. Бродский, В. Шукшин и др.

В области кино- и театрального искусства творили выдающиеся режессеры: С. Эйзенштейн, В Пудовкин, А. Довженко, Н. Экка, С. Герасимов, Г. Александров, С. и Г. Васильевы, Г. Козинцева, А. Трауберг, М. Ромм, К. Станиславский, В. Немирович-Данченко, В. Мейерхольд, Е. Вахтангов, А. Таиров, А. Попова, Т. Лиознова, А. Тарковский, Ю. Любимов, А. Кончаловский, Л. Гайдай, Н. Михалков и др.

В живописи, скульптуре, музыке направление соцреализма продвигали: А. Дейнека, М. Нестеров, П. Корин, М. Греков, П. Кончаловский, Ю. Пименов, В. Андреев, В. Мухина, И. Шадр, Б. Афанасьев, Р. Глиэр, Ю. Шапорин, Д. Шостакович, И. Дунаевский и др.

В-седьмых. ИКС выдвигает совершенно справедливые требования относительно места и роли человека в истории России. Человек – творец истории. Именно такой подход будет работать на патриотизм обучаемых. В учебниках по истории России, издававшихся в постсоветское время, видимо, с учетом политической конъюнктуры, была минимизирована демонстрация человеческого фактора советского периода. К примеру, в истории Великой Отечественной войны ранее были отражены подвиги героев-пионеров и комсомольцев. Это способствовало повышению эффективности патриотического воспитания на основе показательного примера героя – ровесника учащегося. Сегодня ученик школы не знает героев-пионеров и комсомольцев Валю Котика, Марата Казея, Лизу Чайкину, Леню Голикова, молодогвардейев Краснодона Олега Кошевого, Сергея Тюленина, Ульяну Громову, Любовь Шевцову и др. А разве не нужны учащейся молодежи примеры подвигов Зои Космодемьянской, Александра Матросова, Викторы Паникахи, Виктора Талалихина и других молодых героев, отдавших свои жизни за свободу и независимость нашей Родины? Здесь для учителей истории видится большое поле деятельности. Хотя и с опозданием, но этот пробел в школьной программе по истории России восполняется, что вселяет уверенность в успехе воспитания патриотизма учащихся.

В-восьмых. Патриотическая основа преподавания истории России имеет целью воспитание гордости за свою страну, осознание ее роли в мировой истории.

При реализации курсов повышения квалификации и переподготовки учителей обращается внимание на необходимость преподавания истории России как истории Великой державы, начиная с Киевской Руси.

После преодоления феодальной раздробленности новое, теперь уже Московское государство менее чем за одно столетие было территориально увеличено вдвое (произошло к концу правления Ивана IV), далее превратилось в Российскую империю с усилением военной мощи и укреплением геополитического положения. Следующий переход дал государственность нового типа – СССР – одну из самых передовых индустриальных и сильных держав мира в ХХ в. В настоящее время Россия – самая большая страна мира, ядерная держава с богатейшими сырьевыми ресурсами. Осознание вышеизложенного будет способствовать формированию качеств современного гражданина России, патриота своей страны.

Литература

  1. А. Данилюк, А. Кондаков, В.Тишков. Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России. М., 2009.
  2. ФГОС основного общего образования. Утвержден приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 декабря 2010 г. № 1897.
  3. ИКС // Вестник образования. № 13. 2014.

 13. 2014.

Опубликовано в Статьи за 2016 год.


Комментарии (0)

Будьте в курсе обсуждения, подпишитесь на RSS ленту комментариев к этой записи.



Разрешены некоторые HTML теги

или используйте trackback.

*