Контент


Помпеи: повседневность предпоследнего дня

Андрей Викторович Фатеев, учитель истории и обществознания школы 588, Москва

В 79 году извержение вулкана Везувий скрыло под шестиметровым слоем пемзы, пепла и грязи несколько городов Римской империи. На основе богатейших источников: сохранившейся системы улиц и зданий, их украшений, предметов быта, письменных документов, археологи получили возможность реконструировать черты повседневной жизни представителей разных классов общества. По данной теме нет недостатка в источниках и литературе; имеются живые наблюдения во время посещения Помпей – музея под открытым небом, зафиксированные в виде фотографий. Для реализации цели статьи – изображение ряда важных черт образа жизни римлян и социально-политических тенденций в III в. до н.э. –  I в. н.э. в их взаимной связи на материале древних Помпей, были использованы принципы системности и историзма. Термин «повседневность» трактуется широко: «бытовая сторона жизни» (Ожегов С.И., 1984) рассматривается в ее становлении, с учетом процессов, которые протекали в государстве в эпоху поздней республики и принципата, охватывает экономические, социальные и политические тенденции, типичные для городов не только в Италии. Помпеи погибли в результате природного катаклизма, это историческая случайность, но жизнь народа и государства продолжалась.

Жизнь Помпей была неразрывно связана с Везувием: город стоял на платформе, образованной предыдущими извержениями, созданная им почва была благоприятна для ведения сельского хозяйства, его лава использовалась для строительства. В последней трети I века вулкан неоднократно тревожил помпейцев. Источниками об извержениях Везувия являются произведения Луция Аннея Сенеки и Плиния Младшего. Сенека в трактате «О землетрясении» (Кн. VI.1) описал извержение 62 года. Помпеи он называет «многолюдным, процветающим городом Кампании, что лежит на берегу чудесного залива», и со слов кампанцев сообщает о разрушениях. Очевидец извержения 79 года Плиний Младший описал катастрофу в своих «Письмах» (Кн. VI.16,20). О реакции властей на трагедию Помпей пишет Светоний в «Жизни 12 цезарей» (Кн. VIII. 4). В иных источниках содержится информация о тенденциях в социально-экономической жизни римского общества. Колумелла сообщал о неэффективном труде рабов, колонате и упадке сельского хозяйства в Италии (Колумелла. О сельском хозяйстве. I. 1-9; II.12). Тацит в «Анналах» (XIV.17) рассказал о конфликте горожан Помпеи и Нуцерии, который вспыхнул во время гладиаторских боев в амфитеатре. Сенека возмущался гладиаторскими боями, всеобщим стремлением к наслаждению и роскоши («Нравственные письма к Луцилию» (7; 56; 86; 95,33)). Петроний в «Сатириконе» высмеивал нравы вольноотпущенника Трималхиона — нового римского богача: его тщеславие, распутство, мотовство. Ювенал в «Сатирах» бичевал за то же самое весь правящий класс, обращал внимание на укоренившееся раболепие перед властью цезарей. В «Иудейской войне» Иосифа Флавия были отражены некоторые аспекты внешней политики империи во второй половине I века, оказавшие влияние на положение дел внутри страны. Наконец, один из участников трагедии Помпей, Стабий и Геркуланума Плиний Старший в 77 году завершил энциклопедический труд «Естественная история», в котором уделил внимание живописи и скульптуре греческого и римского периода.

Литература о Помпеях насчитывает сотни томов. Первая монография вышла в свет еще в 1824 году: «Руины Помпей» французского архитектора Ш.Ф. Мазуа, и до сих пор сохранила значение – автор зарисовал исчезнувшие впоследствии памятники. Ограничимся только произведениями на русском языке. В 1843 году вышла монография А.И. Левшина с характерным названием «Прогулки русского в Помпеи». Она содержала 6 глав, в том числе исторический очерк о городе, обзор его укреплений и улиц, характеристику зданий. Левшин был первым, кто возражал против вывоза ценностей за пределы Помпей и предлагал рассматривать каждый дом как комплекс. Успех у публики имела работа В. И. Классовского «Помпея и открытые в ней древности». Первое издание вышло в 1849 году, а четвертое в 1883. Книга имела 3 раздела и 11 глав. Достоинство работы – изложение подробностей извержения Везувия, описание методов и приемов археологической и музейной работы. Автор обращает внимание на настенные надписи, отражавшие политическую борьбу в городе. Впервые в русской историографии был дан «очерк Геркуланума». Творчество Левшина и Классовского носило научно-популярный характер и было отражением заграничной литературы.

Литература советского времени также была ограниченной. Можно отметить альбом А.А. Починкова «Помпеянские росписи» (М.-Л.,1937). Отдельного анализа заслуживает работа М.Е. Сергеенко «Помпеи», вышедшая в свет в 1948 году, к 200-летию начала раскопок, а затем неоднократно переиздаваемая. Автор опиралась на иностранную литературу и представила читателям обзор, итог исследований Помпей к сороковым годам ХХ века. В работе нет отдельного анализа археологических источников и зарубежной литературы, нет даже заключения, что не характерно для советской академической науки и не может быть поставлено в вину лично автору. Создание книги о Помпеях, как нам сегодня представляется, планировалось в рамках послевоенного научного сотрудничества держав антигитлеровской коалиции, но с началом холодной войны и борьбы с «низкопоклонством перед всем заграничным» ее содержание было урезано. Книга состоит из 10 глав. Первые три посвящены истории города, его гибели и истории раскопок. В 4 главе дан общий обзор города. Отличным русским языком, живо, кое-где даже забавно в главах 5-9 автор показывает отдельные аспекты городской жизни: управление и выборы, развитие ремесла и торговли, благоустройство отдельных улиц, домов и общественных зданий. В 10 главе описаны пригородные усадьбы. На этом книга обрывается.

За последние двадцать лет появилась переведенная на русский язык зарубежная литература. Отметим книгу Сальваторе Наппо «Помпеи» (М., 2001), которая содержит фотографии объектов и их подробные описания, статистический материал. В одноименной монографии коллектива авторов: Филиппо Коарелли и др. (М., 2002), объекты показаны в рамках принятой в культурологии системы четырех периодов (стилей) развития помпейского искусства. Достоинство работы – большая библиография по помпейским объектам. В отдельных главах характеризуются общество и государство, частная жизнь граждан, религия, однако уровень этого анализа, как нам представляется, уступает аналитике Сергеенко.

По теме статьи имеются материалы в интернете: сайты музеев, статьи, карты. В 2006 году Юлия Улетова создала первый российский научно-популярный сайт «Помпеи: шаг за шагом». Ресурс содержит работы древних и современных авторов, историю раскопок, фото артефактов, ссылки на сайты; развивает темы: Помпеи в искусстве, литературе, новости о раскопках.

По сложившейся традиции, но с учетом нашей цели, мы продолжим «прогулки русского в Помпеях».  Основанный осками в VIII веке до н. э., город подвергался влиянию этрусков, греков, самнитов, был интернациональным. В 310 году до н. э. римляне поставили его под контроль, началась романизация. После Союзнической войны 90-88 гг. Помпеи были превращены в римскую колонию, 2000 ветеранов Суллы взяли управление в свои руки.

Значительные изменения в архитектуре и образе жизни произошли во II веке до н.э.: перестройка Гражданского форума, реконструкция храма Аполлона, строительство театров были направлены на привнесение в город культуры Греции и эллинистического Востока. Как иронично замечает Наппо (С. 78), «это был именно тот период, когда цензор Катон с трибуны сената тщетно призывал римских граждан  сохранять священные традиции и религиозные обряды предков». Прокладка и благоустройство улиц осуществлялась по плану. Голконьевский перекресток, улица Абонданса (Изобилия), Стабиевская улицы Помпей вымощены плиткой, тротуары соединены переходами. Городские стены превышают 6 метров в высоту и протянулись на 3200 метров, 12 башен выступают на несколько метров вперед. В городе было 7 ворот. Сохранились Геркуланские ворота, имеющие три створа: два для пешеходов и один для повозок; Морские ворота имели две арки; Нуцерийские ворота были одноарочными. В начале I века к Помпеям был подведен водопровод, улицы оборудованы 42 фонтанами. Богатые горожане делали отводы водопровода в свои дома (Фото и иллюстрации: 1а-к; далее: 1а-к).

Гражданский форум – средоточие административной, деловой, религиозной и культурной жизни города – с трех сторон был окружен портиком. В северной части, ближе к Везувию, располагался храм Юпитера, Юноны и Минервы. С восточной стороны, по часовой стрелке, располагались мясной и рыбный рынок – Мацеллум, храмы Лар и Веспасиана, здание биржи шерсти – Евмахия. В южной части находились здания городского управления: как предполагают археологи, это были курия – место заседания городского сената, его членов – декурионов; табулярий – архив; помещение для эдилов, чиновников, отвечавших за конкретные вопросы функционирования города; здание комиций, в котором проходили выборы городских магистратов. В марте, по аналогии с римскими консулами, горожане выбирали двух дуумвиров, двух эдилов, каждый пятый год – квинквенналов, подобие римских цензоров. С запада к форуму примыкали базилика – здание судебных заседаний, храм Аполлона и зернохранилище (2а-с).

Археологический материал Помпей позволяет проследить эволюцию римского городского дома. Традиционный дом имел несколько элементов: коридор на входе – вестибул, большую комнату – этрусский атрий с отверстием в крыше – комплювием – и небольшим водосборником в полу – имплювием; направо и налево были расположены комнаты – кубикулы, а напротив вестибула располагался таблинум – кабинет хозяина. Одна из комнат была обеденным залом – триклинием, отдельное помещение было отведено рабам. В «старые добрые времена» республиканского Рима  жизнь семьи протекала в атрии: женщины занимались прядением, воспитанием детей, приготовлением пищи. В одном из углов был ларарий со скульптурными изображениями гения хозяина, предков, гения принцепса. Здесь же находился сундук для хранения денег, документов и бюст владельца дома. Подобная структура хорошо прослеживается на примере восстановленного археологами так называемого дома Менандра, получившего название по имени изображенного на фреске греческого комедиографа. Под влиянием греческой культуры создается перистиль – садик с окружающим его крытым портиком, а таблинум превращается в проходную к нему комнату; чтобы рабы и домочадцы не беспокоили хозяина, справа и слева от кабинета делают проходы. Перистиль с редкими растениями, статуями, фресками был частью роскоши дома. Во внутренних двориках домов римляне высаживали мягкий аканф, алоэ, плющ, мирт, тамариск, тростник и папирус; из цветов: маргаритки, мак, лилии, нарциссы, ирисы. Археологи восстановили перистили некоторых домов (3а-к). Мебели в римских домах было немного: несколько лож, бронзовые лампы на высоких ножках, жаровни, столики в атрии и бронзовые стульчики.

В III веке до н.э. Рим выходит за пределы Италии и вступает в борьбу за гегемонию в Средиземноморье. Благодаря успешным войнам и беспощадной эксплуатации покоренных народов римское общество богатеет. Помпеи, союзник Рима, после Второй Пунической войны, подчинения Карфагена получили возможности для расширения торговли и, как следствие, для благоустройства города. В последней трети I века тенденция развивалась уже в рамках империи. Первая Иудейская война (66-71 гг.) дала средства на постройку в Риме Амфитеатра Флавиев – Колизея, Триумфальной арки Тита (4а-е), иных объектов. В связи с падением цен на рабов приобрести невольников мог теперь даже бедный гражданин. Часть богатств оседала в сундуках у помпейских аристократических семейств, которые не жалели денег на роскошь. В доме Менандра, принадлежавшем родственнику второй жены Нерона Квинту Поппею, ряд комнат были расписаны фресками из истории Троянской войны: сценами пленения Кассандры Аяксом и Елены Менелаем; пророчеством Кассандры о троянском коне. В служебных помещениях при термах дома ученые обнаружили серебряный сервиз из 118 предметов. В богатых помпейских домах было много изделий из стекла, ювелирных украшений. Часть из них находится сегодня в Неаполитанском музее (5а-х).

Там же выставлены предметы из дома Фавна, принадлежавшего в самом начале Публию Сулле – руководителю помпейской колонии и племяннику диктатора, а в 79 году крупному виноторговцу. В атрии на бордюре имплювия стояла статуэтка танцующего Фавна, а в парадной комнате (экседре) между двумя перистилями пол был украшен мозаикой, известной ныне как «Александр Македонский и Дарий в битве при Иссе» (I в. до н.э.). Мозаика – репродукция картины греческого художника Филоксена IV в. до н.э., о которой восхищенно, как «не уступающей никаким другим», писал  Плиний Старший (Естественная история. Кн. XXXV. 110)[i]. Археологи сделали художественную реконструкцию атрия дома Фавна. К античным шедеврам относятся и фрески триклиния пригородной виллы Мистерий, которые изображали посвящение в Дионисийские мистерии. Там же удалось сделать гипсовый слепок покрытой резьбой двери, открывавшей вход в перистиль (6а-л).

Дома ремесленников и торговцев, как правило, не имели перистилей, в них были скромные атрии и таблинумы, маленькие имплювии. Чтобы расширить жилую площадь и сохранить единственный источник света в виде комплювия, горожане делали второй этаж в виде мансард, на которые вела деревянная лестница прямо с улицы. Логика строительного дела вела к созданию 2 этажа, уничтожению комплювия и использованию окон. Подобные дома стали строить после землетрясения 62 года. Беднейшие горожане обитали в съемном жилье, скученно, часто ночевали прямо в лавках, где работали. Условия их жизни мало чем отличались от тех, в которых жили рабы. Не имея кухонь, жители покупали горячую пищу в термополиях – кулинариях. Более состоятельные могли себе позволить посидеть с чашей вина в трактирах, а приезжие снять у трактирщика комнату (7а-л; 5д).

Труд этих людей был главным источником богатства Римской империи.  В итальянском разделении труда Помпеи славились производством вина: «косского» и «влаги Везувия», шерстяных тканей, соуса «гарум» из рыбы, жерновов для мельниц, цветной капусты. Соответственно, преобладали такие отрасли, как виноградарство, садоводство, шерстяная промышленность, овцеводство, рыболовство, оливководство. Городские жители имели загородные владения. В упомянутом выше доме Менандра археологи нашли большое количество сельскохозяйственных инструментов. Многие аристократические дома имели около входа лавки, торговавшие продукцией собственного производства. Местные жители полностью обеспечивали себя пшеницей, вином, мясом, овощами, фруктами, рыбой, оливковым маслом. Для торговли съестными припасами в северо-восточном углу форума был построен крытый рынок – мацеллум (8а-в; 2б). В импорт входили железные инструменты из Путеол, арретинская посуда, бронзовые изделия из Капуи.

Ремесленники Помпей были объединены в корпорации. Они имели своих божественных покровителей и выборных руководителей, делали взносы в общую кассу, совместно проводили праздники и похоронные обряды. Надписи на стенах во время избирательных кампаний сочинялись от имени плотников, ювелиров, цирюльников, носильщиков, возчиков, харчевников, пирожников, торговцев фруктами, сукновалов (фуллонов), хлебопеков (9а). О двух последних специальностях известно достаточно много.

Корпорация сукновалов была одна из самых богатых и многочисленных. В нее входили производители тканей, красильщики, владельцы прачечных. На юго-восточной стороне форума общественная жрица храма Венеры Евмахия построила рынок (биржу) шерсти. Справа от входа на биржу был расположен платный туалет. Он выполнял две функции: обеспечивал фуллонов одним из расходных материалов для отстирывания тканей: мыла римляне не знали, использовали мочу и глину, а принцепса Веспасиана – деньгами, которые, по его наблюдениям, «не пахли». В прачечной вольноотпущенника Стефана в специальных ваннах работники ногами валяли шерсть и отстирывали ее. Сенека назвал эту тяжелую работу «танцем фуллонов». Затем ткани прополаскивали – в «модернизированном» имплювии, сушили на втором этаже, окуривали серой для выведения пятен, ворсовали. В соседнем помещении белье принималось в стирку и выдавалась клиентам. Покровительницей фуллонов считалась Минерва, в честь которой корпорация в марте проводила праздник – квинкватры. Земной своей покровительнице – Евмахии – сукновалы после ее смерти воздвигли огромный склеп в некрополе за Нуцерийскими воротами (10а-г; 2еа).

Работа хлебопеков была более тяжелой и менее престижной. В настоящее время в Помпеях известно 40 пекарен. При допущении, что город насчитывал 20 тысяч жителей, из них 8 тысяч рабов, получается, что одна пекарня кормила примерно 500 человек. Практически все пекарни имели мельницы, приводимые в движения рабами или ослами. Работа в пекарне была сопоставима с каторгой, так, по крайней мере, ее описывает Апулей в «Метаморфозах…» (Кн. IX.12). Выпекался пшеничный хлеб трех сортов; третий сорт, с примесью отрубей, был уделом бедняков и рабов. Торговали хлебом с лотков и в лавках, периодически власти организовывали его раздачу беднейшим слоям. Пекарни не имели складов, ежедневно получали зерно с ферм. Посредники – возчики – колесами своих телег оставили глубокие следы в мостовых города (11а-г). Профессиональным праздником хлебопеков были весталии в июне месяце.

Корпорации создавались не только по профессиональному признаку. Военно-спортивный аристократический союз «Молодежь» во время городских выборов выдвигал и поддерживал своих далеко уже не молодых членов. Среди них был представитель оскского рода Нумедий Попидий Руф и представитель этрусского рода Куспий Панса, избранные эдилами в последние годы существования города. Члены союза, рода Попидиев заручались поддержкой иных корпораций. В 79 году на одной из стен был размещен призыв: «Дионисий сукновал, вольноотпущенник, просит вас выбрать эдилом Луция Попидия» (Сергеенко, с. 83-91). На Попидиев и Пансу работал известный писец-каллиграф Инфантион и его помощники с сочными именами Флор, Фрукт и Сабин. Одним из факторов сплочения корпорации были тренировки на самнитской палестре (12а). На небольшом стадионе, окруженном портиком, стоял пьедестал для награждения победителей, а около входа находилась копия статуи «Копьеносец» (Дорифор) Поликлета – античный идеал атлета. Только стена отделяла палестру от храма египетской богини Исиды, почитатели которой также объединились в корпорацию.

Ни один праздник или начало серьезного дела не обходилось без жертвоприношения богам. До прихода римлян покровителем Помпей считался Аполлон. Одним из первых был построен и посвященный Геркулесу Дорический храм, расположенный на Треугольном форуме в районе театров.  Во II веке до н.э. храм Аполлону был перестроен, а на Гражданском форуме самниты возвели еще и храм Юпитеру. После Союзнической войны Сулла создал «колонию Корнелия в честь Венеры в Помпеях», от храма которой к сегодняшнему дню практически ничего не осталось. Храм Юпитера перестроили и согласно римской традиции посвятили капитолийской триаде: Юпитеру, Юноне и Минерве. В конце II в. до н.э в районе театров началось возведение храма египетской богине Исиде, которую воспринимали как «святейшую, человеческого рода избавительницу вечную, смертных постоянную заступницу, что являет себя несчастным в бедах нежной матерью» («Метаморфозы..». Кн. XI.25). После введения культа гения Августа в конце I века до н.э. на восточной стороне форума был воздвигнут храм, который менял название по мере прихода новых императоров и вошел в историю как храм Веспасиана. Около его входа стоял жертвенник с изображением момента перед закланием быка. Культ императора должен был сплачивать вокруг принцепса средние и низшие слои общества, поэтому изображения гения императора по инициативе властей стали располагать и в домашних ларариях, и в общинных храмах. В Помпеях городской храм Ларов был построен после землетрясения 62 года в северо-восточной части форума. Тогда же, формально на деньги шестилетнего мальчика Нумедия Попидия Цельсина, сына вольноотпущенника, был восстановлен храм Исиды. Отец по происхождению не мог войти в элиту общества, но позаботился о будущем сына: городской сенат причислил ребенка к декурионам, о чем сообщала надпись на доске над входом в храм (13а-в; 2а,в,г,д,м; 3ж).

Вольноотпущенники играли возрастающую роль в жизни римского общества по причине все большей неэффективности рабства, о чем писал Колумелла. В Помпеях был хорошо известен вольноотпущенник Цецилий Юкунд. На форуме он занимался посредническими операциями, ростовщичеством, покупкой и продажей животных и рабов. В таблинуме его дома (14а) археологи обнаружили ящик со 132 табличками, в которых содержались данные о финансовых операциях. Вырученные деньги Юкунд вкладывал в дело: арендовал городскую прачечную и выгон для скота.

Кроме Юкунда на форум с утра спешили многие люди. Фрески фриза из атрия дома Юлии Феликс рассказывают о бойкой торговле между колоннами портика тканями, бронзовой кухонной посудой, скобяными изделиями, обувью, фруктами с лотков. На форуме вывешивались объявления властей. В северо-западной части форума располагалась школа. Художник запечатлел ключевые моменты: работу детей под руководством учителя и порку провинившегося. Любители насладиться игрой страстей во время судебных заседаний укрывались от солнца в портике базилики, примыкавшей к форуму. Страсти бывали нешуточные, поэтому судья оглашал приговор с возвышения базилики, предварительно подняв приставную лестницу (15а,б; 2к).

В истории Помпей был случай, когда один из дуумвиров в благодарность за избрание устроил трехдневные игры на форуме. Но в основном зрелища и отдых горожан проходили в других местах. В Помпеях было несколько терм. Небольшие по размеру Стабиевы бани имели все необходимые элементы: раздевалки, кальдарий, фригидарий, палестру, портики (16а-г). Стоимость посещение терм составляла половину асса – столько стоил большой ломоть хлеба или чаша вина, поэтому общение и занятия спортом  в банях было частью образа жизни помпейцев. Во II в. до н.э. был построен Большой театр на 5 тысяч зрителей. В начале колонизации были заложены Одеон – небольшой крытый театр и Амфитеатр на 20 тысяч мест для проведения городских праздников и гладиаторских боев. Структура публичных заведений отражала классовую структуру общества: первые ряды принадлежали декурионам. Рядом с театрами располагалась гладиаторская школа. По приказу императора Августа, озабоченного состоянием молодежи, в городах Италии стали создавать братства молодежи, а в процессе воспитания сделали упор на формирование преданности принцепсу и спортивную подготовку. В этой связи в Помпеях рядом с Амфитеатром была построена Большая палестра – окруженный портиком стадион с бассейном в центре (17а-и). В основном там занимались борцы и кулачные бойцы. На ежегодном празднике молодежь демонстрировала свою подготовку.

Любимым зрелищем помпейцев были гонки на колесницах, гладиаторские бои и травля зверей. Во время боев в 59 году произошло экстраординарное событие: помпейцы стали придираться к присутствующим в амфитеатре жителями городка Нуцерии, а потом атаковали их. Пока гладиаторы резали друг друга на арене, помпейцы убили и изуродовали в амфитеатре и вокруг него несколько десятков нуцерийцев, включая женщин. Один из помпейцев заказал по этому поводу фреску для украшения дома, хранящуюся сегодня в Неаполитанском музее. Нуцерийцы подали жалобу властям. Приговор сената был суров: десять лет дисквалификации арены и ссылка главных участников. Но в дело вмешались влиятельные помпейцы. Действуя через вторую жену Нерона Поппею, они добились сокращения срока, а после землетрясения 62 года отмены дисквалификации (18а-д; 5ж).

Тацит считал причиной инцидента «свойственную городским низам распущенность», не связывая причину со своим же сообщением о создании в Нуцерии колонии под покровительством Нерона (Анналы. XIII.31; XIV.17), земли для которой были выделены за счет общинных земель Помпей. Таким образом, резню в Амфитеатре Помпей можно трактовать как следствие аграрного кризиса, который уже в I веке начал охватывать Италию и, в конечном счете, привел к общему кризису империи в III веке.

Но Помпеи не доживут до низшей точки кризиса. Когда «похожее на пинию» (Плиний Младший) извержение взметнулось над городом, он еще был в периоде расцвета (19а,б). То, что от него осталось, обеспечило историков и искусствоведов Нового и Новейшего времени работой на несколько столетий.

ВСЕ фотографии можно скачать по ссылке
 

Опубликовано в Статьи за 2012 год.


Комментарии (0)

Будьте в курсе обсуждения, подпишитесь на RSS ленту комментариев к этой записи.



Разрешены некоторые HTML теги

или используйте trackback.

*