Контент


Содержание журнала № 4 2025

Актуальная тема: Роль искусственного интеллекта в школьных курсах истории и обществознания

О.Ю. Стрелова. «Третьего не дано?..»: размышления о роли искусственного интеллекта в школьных курсах истории и обществознания.
Первые публикации показывают, что с помощью нейросетей и чат-ботов вопреки намерениям обновляются традиционные способы обучения истории и обществознанию. Автор статьи ставит вопрос о человекосоразмерных ресурсах искусственного интеллекта и его возможностях расширять познавательные возможности школьников и профессиональные компетенции педагогов.
Ключевые слова: искусственный интеллект, историческое образование, учитель истории, человекосоразмерные ресурсы искусственного интеллекта в обучении истории.

История и обществоведение

А.В. Скиженок. Духовный регламент 1721 года как памятник историософской мысли и идеологическая доктрина.
Духовный регламент 1721 г. — один из ярчайших памятников историософской и политической мысли выдающегося церковного и государственного деятеля эпохи петровских реформ Феофана Прокоповича. Практическим результатом его подписания стало создание Священного синода, оказавшего огромное влияние на последующую историю церкви, государства и общества. Высокая значимость Священного синода как органа церковного и государственного управления в дальнейшей истории России заставляет историков концентрировать внимание на практически реализуемых положениях Духовного регламента и реже исследовать его богословское, символическое, теоретическое содержание. При этом отдельные идеи, которые высказываются Феофаном Прокоповичем в рамках Духовного регламента, заслуживают более пристального внимания к себе как к памятнику духовно-политической и историософской мысли. Анализу теоретических идей Феофана Прокоповича, сформулированных в рамках Духовного регламента, посвящена данная работа.
Ключевые слова: духовный регламент, церковная реформа Петра I, синодальный период, Феофан Прокопович.

А.С. Божич. Отношения между помещиками и крестьянами Центральной России в середине XIX века (по мемуарным источникам).
В статье на основе мемуарных источников показываются особенности взаимоотношений между помещиками и крепостными крестьянами Центральной России накануне отмены крепостного права.
Ключевые слова: крестьяне, помещики, крепостное право, воля, традиция, крестьянская община.

А.Э. Ларионов. Противодействие историческим фальсификациям при изучении Великой Отечественной войны в школьном курсе истории.
Статья посвящена актуальной проблеме защиты образа Великой Отечественной войны от преднамеренных искажений со стороны враждебных России акторов. Подчёркивается особая роль школьного исторического образования в формировании патриотического мировоззрения молодого поколения граждан России. Предложена типология основных искажений истории войны, кратко охарактеризованы типы фальсификаций, рассмотрены их признаки и алгоритмы системного противодействия. Особый упор сделан на необходимости развивать кругозор как учителя, так и учащихся, последовательно формировать самостоятельное патриотическое мировоззрение и основы научно-критического мышления школьников через ознакомление с источниками и научной литературой.
Ключевые слова: Великая Отечественная война, фальсификация истории, историческая память, повседневность, историческое образование.

Методика

О.А. Закиров, И.А. Нидерман, М.В. Шенер. Эволюция хронологических знаний современных школьников: тенденции и проблемные аспекты.
Статья посвящена анализу вопросов преподавания хронологии в современной школе. Определяются общие тенденции проявления хронологических знаний обучающихся российских школ в ходе итоговой аттестации. Предпринята попытка обозначить ряд актуальных проблем учебной работы с хронологией в преподавании истории.
Ключевые слова: история, методика преподавания, хронология, дата, Великая Отечественная война.

Ю.В. Дружинина, Е.Ф. Бехтенова. «И брызнул свет…»: методические рекомендации к изучению процесса электрификации СССР в школе.
Авторы статьи обращаются к изучению процесса электрификации СССР в школе в старших классах. Подчеркивается важность обращения к процессу электрификации для понимания современными школьниками, как в короткий промежуток времени аграрная страна благодаря усилиям советских людей сделала мощнейший рывок в энергетической, промышленной сфере. Предложенные материалы могут стать основой исследовательской и проективной деятельности учащихся. При изучении процесса электрификации в советской стране предлагается использовать на уроках истории изображения вещественных источников, экспонатов музеев, советского агитационного текстиля, советскую палехскую и федоскинскую лаковую миниатюру, а также письменные источники. В работе сделан вывод о важности расширения знаний школьников об истории электрификации в СССР через различные исторические источники. По мнению авторов, это будет способствовать как развитию специальных исторических умений, так и культурному обогащению учащихся, направленному на развитие эстетического вкуса.
Ключевые слова: план ГОЭЛРО, электрификация, современный урок истории, методика преподавания истории.

О.В. Нефедова. Использование приемов персонификации и драматизации как способ реализации системно-деятельностного подхода в преподавании истории.
В статье предлагается ряд апробированных и показавших свою эффективность приемов реализации системно-деятельностного подхода для формирования предметных и метапредметных результатов. Персонификация и драматизация на уроках истории смогут не только повысить мотивацию учащихся, но и сформировать исторические представления, «погрузить» в эпоху, показать значение исторических источников.
Ключевые слова: персонификация, драматизация, системно-деятельностный подход, мотивация учащихся, исторические представления.

Е.И. Галкина. «Грудью своей прикрывая столицу…» (викторина, посвященная обороне Тулы в годы Великой Отечественной войны).
В методической разработке представлена викторина, посвященная обороне Тулы в годы Великой Отечественной войны, которая поможет формированию интереса у учащихся к изучению истории России и региональной истории.
Ключевые слова: внеурочная деятельность, викторина, Великая Отечественная война, оборона Тулы.

ЕГЭ и ОГЭ

А.И. Ощепков. Обобщающая модель заданий ЕГЭ как способ формирования предметных знаний по всеобщей истории.
Статья посвящена использованию задания формата ЕГЭ на аргументацию в качестве обобщения знаний курса всеобщей истории.
Ключевые слова: всемирная история, ЕГЭ, доминирование государств и цивилизаций.

Труды молодых ученых

А.А. Святов. Празднование 300-летия Дома Романовых: педагогический потенциал юбилея.
В статье рассматривается возможность использования еще не затронутого в курсе Истории России одного из крупнейших событий начала XX века — 300-летия Дома Романовых. Раскрывается место юбилейных торжеств в культуре эпохи, показывается возможность использовать юбилей для итоговых уроков, при подготовке к аттестации в IX классе.
Ключевые слова: династия Романовых, развитие культуры, юбилеи, подготовка к экзаменам.

А.А. Мельникова. У истоков региональной научно-методической школы: развитие методики обучения истории в Ленинграде в 1930-1940-е годы.
В статье приводится характеристика регионально-методической школы обучения истории, ее специфика и содержание деятельности. Автор раскрывает основные предпосылки становления данной школы в Ленинграде, анализируя ведущие тенденции в развитии школьного исторического образования и его методики в период с 1934 по 1945 годы.
Ключевые слова: школьное историческое образование, методика обучения истории, региональная научно-методическая школа обучения истории, кафедра истории и конституции СССР ЛГПИ им. А.И. Герцена, Государственный институт научной педагогики, Ленинградский Государственный институт усовершенствования учителей.

М.С. Малафай. Участие Г.А. Алексеева в жизни российской эмиграции 1920-1930-х годов.
В статье представлен анализ деятельности русского общественного и государственного деятеля Г.А. Алексеева, управляющего делами Союза русских дворян в Париже, в общественных организациях Русского зарубежья 1920-1930-х годов.
Ключевые слова: русское дворянство, Григорий Александрович Алексеев, Русское зарубежье, дворянская эмиграция, Союз русских дворян.

Опубликовано в Журнал в 2025 году, Содержание.


Комментарии (0)

Будьте в курсе обсуждения, подпишитесь на RSS ленту комментариев к этой записи.



Разрешены некоторые HTML теги

или используйте trackback.

*