Актуальная тема: Новые методические подходы к организации игр на уроках истории
М.В. Короткова. Методика использования иммерсивных технологий при организации исторической игры на уроках.
Статья открывает серию статей о новых формах игровой деятельности школьников. Статья посвящена проблемам разработки понятия «иммерсивная игра» в разных ракурсах понимания этого термина. Иммерсивная игра как новая форма вносит коррективы в теорию игры — определение, признаки, классификацию и методическую организацию. В статье рассматривается пример иммерсивной игры. Его использование в обучении истории позволит учителю применить на практике элементы иммерсивного обучения.
Ключевые слова: иммерсивность, иммерсивная игра, иммерсивные технологии, виртуальная и дополненная реальность, эмпатия, «глубокое погружение» в эпоху.
Ю.Э. Верзилина. Интерактивная музейная игра «День в земской школе».
Статья посвящена проблеме вовлечения подростков в музейную среду посредством наиболее эффективного метода работы со школьной аудиторией — игрового. Автор рассматривает игру с точки зрения общей и музейной педагогики, раскрывает важность её применения на музейных занятиях с подростками. В статье представлена авторская разработка программы для музея-заповедника С. А. Есенина в Константиново, которая включает в себя уроки письма и арифметики.
Ключевые слова: интерактивная игра, музейная игра, музейный урок, интерактивный урок.
В.Б. Маслова. Методика использования новых игровых технологий на занятиях со школьниками в музейном пространстве.
Статья представляет опыт игровой деятельности в музейном пространстве. Описаны формы интерактивных заданий на примере исторической интерактивной программы, посвященной культуре Древней Греции и коллекции картин князя Н.Б. Юсупова, представляющей античные сюжеты. Занятие будет интересно для учителей истории в рамках проведения уроков по теме «Культура Древней Греции».
Ключевые слова: античность, археология, стили вазописи, коллекционирование, античная коллекция живописи, герои Троянской войны.
М.С. Коровикова. Деловая игра «Мода эпохи Екатерины II в России».
В данной статье автор рассматривает деловую игру как один из видов вовлечения детей старшего школьного возраста в процесс обучения как в школе, так и в музейном пространстве. В статье представлена авторская разработка программы для старшеклассников, которая погружает участников в мир моды эпохи Екатерины II.
Ключевые слова: педагогика, деловая игра, урок истории.
История и обществоведение
И.С. Огоновская. Два тандема М.В. Нечкиной: соавторы школьных учебников истории СССР А.В. Фадеев и П.С. Лейбенгруб (1960-е — первая половина 1980-х годов).
Рассматривается деятельность двух творческих коллективов создателей школьных учебников истории СССР для VII-VIII классов в 1960-е — первой половине 1980-х гг.: М.В. Нечкина — А.В. Фадеев и М.В. Нечкина — П.С. Лейбенгруб. Показаны сложности работы авторов над учебниками, процесс апробации учебной литературы, актуализируется проблема требований к данному виду учебных изданий.
Ключевые слова: историческое образование, учебники истории СССР, М.В. Нечкина, А.В. Фадеев, П.С. Лейбенгруб, 1960-е — первая половина 1980-х годов.
С.Е. Лазарев. Восстание Ивана Болотникова (1606-1607) в изобразительном искусстве.
В статье впервые предпринимается анализ содержания произведений изобразительного искусства, посвящённых восстанию Болотникова (1606-1607). Автор собрал богатый иллюстративный материал в различных музеях и печатных изданиях на территории нашей страны и пришёл к следующим выводам. Подъём настоящего интереса к этой теме наблюдался у живописцев и скульпторов на нескольких переломных моментах отечественной истории. Во-первых, на рубеже XIX-XX вв., в творчестве художников-передвижников и носителей их традиций, которые впервые от абстрактных библейских и античных сюжетов обратились к драматичным событиям русской истории и знакомили с ними широкие слои населения. Затем наступил период после Октябрьской революции 1917 г., когда Иван Болотников оказался в пантеоне рабоче-крестьянских вождей, превозносился как борец с царской тиранией и защитник прав простого народа. Во время Великой Отечественной войны его имя поднимало народ на бескомпромиссную битву с интервентами. Наконец, в современной России, которая находится в стадии формирования ценностных ориентиров, поиске новых исторических героев и примеров для подражания, тема болотниковского восстания вновь оказалась необычайно востребована.
Ключевые слова: восстание Болотникова, «Древности Российского государства», журнал «Нива», изобразительное искусство, «Картины по русской истории», «Описание путешествия в Московию», передвижники, план монументальной пропаганды, скульптура, Смутное время.
М.А. Бычков. Дунайские княжества во внешней политике России XVII века.
В статье анализируется развитие дипломатических отношений между Россией и Дунайскими княжествами (Молдавией и Валахией) в XVII в. В этот период они находились на стадии становления. Их быстрое развитие в условиях, когда княжества были в центре политического и военного противостояния между государствами региона, когда в самих княжествах шла активная борьба между господарями и боярами, когда господари проводили политику лавирования, было невозможным. Однако именно развитие отношение с Россией становилось для Дунайских княжеств возможностью освободиться из «паутины» постоянной политической нестабильности.
Ключевые слова: Валахия, внешняя политика, Дунайские княжества, Молдавия, Россия, Трансильвания.
Т.А. Полковникова. Гусек и бильбоке: в какие игры играли российские императоры в детстве.
Автор рассматривает тему игр для детей, которые были распространены в российской императорской семье, приводит конкретные примеры игр, которые упоминаются в записках воспитателя великого князя Павла Петровича С.А. Порошина, описывает их правила и особенности, освещает отражение игр в искусстве, анализирует их значение в процессе воспитания детей.
Ключевые слова: игра, настольная игра, гусек, бильбоке, воспитание, Романовы.
Н.А. Чиканова. Репрезентации революционного Петрограда в кинолениниане 1930-х годов.
В статье рассматривается проблема обновления образа Санкт-Петербурга (Петрограда, Ленинграда) в советском мировоззренческом дискурсе. С целью выявления характеристик бывшей императорской столицы автор обращается к советским довоенным фильмам, посвящённым В.И. Ленину или связанным с ним. Автором предложена методика исследования динамичных визуальных образов города на основе анализа прикреплённых к нему исторических, культурных, политических и социальных атрибутов и способов их трансляции зрителю: крупных и ракурсных планов, жанрового анализа и учёта технических возможностей.
Ключевые слова: архитектура Санкт-Петербурга, массовые представления, места памяти, В. И. Ленин, Ленинград, революционный Петроград, политическое мировоззрение, пропаганда, скульптура Санкт-Петербурга, советское кино, лениниана.
М.М. Пантелеев. Жан Фонтенуа: фашист ради провокации.
В статье анализируется биография французского журналиста Жана Фонтенуа, придерживавшегося в молодости левых взглядов, но затем ставшего фашистом и коллаборационистом. Вскрываются причины и последствия его эволюции.
Ключевые слова: Жан Фонтенуа, фашизм, Франция, коллаборационизм, журналистика.
Методика
Д.А. Федоров. Этническая принадлежность как критерий дифференциации учащихся на уроках обществознания.
Автором представлены некоторые аспекты результатов исследования, проводимого с 2019 года по настоящее время в одной из Санкт-Петербургских школ, направленного на изучение вопросов обучения обществознанию учащихся из различных этнических групп. Автор ставит ключевым вопросом статьи — является ли этническая принадлежность достаточным основанием для выстраивания концепции дифференцированного обучения учащихся на уроках обществознания. По результатам исследования, автор находит, что сама по себе этническая принадлежность не может являться достаточным основанием для организации дифференцированного обучения, однако этот фактор необходимо учитывать в совокупности с другими.
Ключевые слова: методика обучения обществознанию, обучение мигрантов, этнокультурные барьеры, дифференцированное обучение.
А.А. Самойлова. Гендерная игра как технология формирования идентичности полов у учащихся на уроках истории.
Представленная статья посвящена проблеме формирования гендерной идентичности подростков на уроках истории. В научный оборот вводится новая форма игры — гендерная. В качестве примера реализации гендерной игры предлагается разработка урока по изучению повседневной культуры эпохи Александра III.
Ключевые слова: гендерная игра, гендерная идентичность, игровая деятельность, урок истории.
Комментарии (0)
Будьте в курсе обсуждения, подпишитесь на RSS ленту комментариев к этой записи.