Актуальная тема: Профессиональная педагогическая культура учителя истории и обществознания
Е.Е. Вяземский, Е.В. Саплина, Т.В. Гудкова, Ю.В. Романов. Профессиональная педагогическая культура учителя истории и обществознания (к осмыслению опыта подготовки учителей истории и обществознания для современной школы в Институте истории и политики Московского педагогического государственного университета).
Авторы статьи рассматривают актуальные вопросы — какой учитель истории и обществознания нужен для работы в современной российской школе ХХI века? Какой профессиональной культурой должен обладать выпускник педагогического университета? Авторы убедительно показывают, что интегративным критерием подготовленности педагога к выполнению своей педагогической миссии является обладание сформированной профессиональной педагогической культурой.
Ключевые слова: профессиональная педагогическая культура, требования к профессиональной культуре учителя история и обществознания.
История и обществоведение
И.С. Огоновская. М.В. Нечкина — историк, педагог, автор школьных учебников истории 1930-х — первой половины 1980-х годов.
Автор статьи рассматривает деятельность известного советского историка М.В. Нечкиной применительно к школьному историческому образованию; показывает роль ученого в формулировании основных подходов к преподаванию истории в школе, в разработке концепции школьного учебника истории; рассматривает трудности, с которыми приходилось сталкиваться авторам учебников; подчеркивает важность совместного творчества профессиональных историков и педагогов-методистов в подготовке учебных изданий для школы; акцентирует внимание на активном взаимодействии М.В. Нечкиной с учителями и школьниками, с редакциями газет и журналов педагогической направленности, в том числе журнала «Преподавание истории в школе».
Ключевые слова: историческое образование, учебник истории СССР, школа, школьная реформа 1958 года, М.В. Нечкина, П.С. Лейбенгруб.
А.Н. Алдашов, А.О. Иванов, А.Р. Шаисламов. Специальная военная операция Российской Федерации на территории Украины (с 24 февраля 2022 года по настоящее время): историко-политические аспекты.
Предлагаемая читателям статья посвящена истории российско-украинских отношений и охватывает период XIX — начало XXI вв. В статье подробно раскрываются причины, приведшие к превращению Украины во враждебное России государство, показаны истоки и корни украинского национализма. Авторы раскрывают причины специальной военной операции, заставившие руководство России сделать этот тяжелый выбор. Статья рассчитана на широкий круг читателей, интересующихся историей нашего Отечества.
Ключевые слова: специальная военная операция, украинский национализм, проекта «Антироссия», Евромайдан.
М.В. Семиколенов. Этапы становления крепостного права в России: генезис и эволюция.
Крепостное право в России имеет сложную природу возникновения и развития, вызванную сложившимися политическими, социальными отношениями и являвшимся одним из элементов централизованной власти, оформившейся в XVIII в. в абсолютную форму правления. Юридическое оформление крепостного права связано с соборным уложением 1649 г. В XVII в. складывается социальная структура, определяющая градацию крестьян в зависимости от данных им прав. В XVIII в. происходит дальнейшее усиление крепостного права несмотря на понимание необходимости решения данного вопроса практически всеми правителями. В XIX в. происходят попытки его решения, но проблема так и осталась нерешенной после отмены крепостного права 19 февраля 1861 г.
Ключевые слова: крестьяне, крепостное право, юрьев день, пожилое, земля, помещики.
В.С. Белгородский, С.Г. Дембицкий, А.Ю. Гаврилов. Деятельность Народного комиссариата легкой промышленности СССР в 1943 году по организации промышленного производства предприятиями отрасли в условиях коренного перелома в ходе Великой Отечественной войны 1941-1945 годов.
Данная статья посвящена отражению деятельности Народного комиссариата легкой промышленности СССР в 1943 г. по организации промышленного производства предприятиями подведомственной отрасли в условиях коренного перелома в ходе Великой Отечественной войны (1941-1945 гг.). В ней подробно рассматриваются и анализируются основные направления работы наркомата в указанный период по обеспечению эффективного функционирования фабрик, размещенных в регионах страны, освещаются насущные проблемы, существовавшие в данной отрасли в указанный период и пути их решения. Особое место в статье отведено характеристике деятельности народного комиссара легкой промышленности СССР С.Г. Лукина и заместителей наркома, которые в сложных условиях переломного в ходе войны 1943 г. героически выполняли свой профессиональный и патриотический долг перед воюющей Родиной. Статья подготовлена на основе документов, содержащихся в Российском государственном архиве экономики, Государственном архиве Российской Федерации и Российском государственном архиве социально-политической истории, имевших ранее гриф «совершенно секретно», «секретно». Она насыщена большим количеством фактического материала, в том числе впервые вводимого в научный оборот.
Ключевые слова: Великая Отечественная война, Государственный комитет обороны, Совет народных комиссаров, Народный комиссариат легкой промышленности, приказы, распоряжения, фабрики, станки, сырье, тыл, организация производства.
С.А. Разумов. Эпистолярное наследие нумизмата Сергея Ивановича Чижова: проблемы изучения.
В статье изучаются методические и источниковедческие аспекты поиска, публикации и анализа эпистолярного наследия выдающегося российского нумизмата С. И. Чижова (1870-1921). К настоящему времени обнаружено и напечатано 84 написанных им текста за 1901-1921 гг., которые адресованы У.Г. Иваску, К.М. Параделову, П.П. Шибанову, В.К. Трутовскому, Н.П. Лихачеву, А.В. Орешникову и другим известным лицам. В письмах содержится ценная информация об исследованиях нумизмата, его деятельности в Московском нумизматическом обществе, формировании библиотеки и собрания книжных знаков, круге общения и др. В статье выделено три задачи при изучении эпистолярного наследия С.И. Чижова, актуальные в настоящее время: эвристическая, археографическая и познавательная.
Ключевые слова: С.И. Чижов, эпистолярные источники, нумизматика, библиография, археография.
Методика
А.А. Морозов. Формирование картографических умений учащихся: системный подход и федеральная образовательная программа основного общего образования.
В статье рассматриваются некоторые проблемы отражения идей системного подхода к формированию учебных умений в новых программных документах (федеральная образовательная программа основного общего образования — ФОП ООО и федеральная рабочая программа основного общего образования по истории — ФРП ООО) на материале организации работы с исторической картой. На основе анализа обозначенных документов автор выявляет ряд противоречий в программных документах в контексте реализации системного подхода, предлагает некоторые возможные направления для повышения качества образовательных программ.
Ключевые слова: историческое образование, исторические карты, картографические умения, образовательный стандарт, программа по истории.
О.Ю. Стрелова. Формирование и диагностика естественно-научной грамотности в курсе региональной истории.
В продолжение «методического консилиума» по вопросам формирования функциональной грамотности в курсах истории автор статьи предлагает тематический кейс для развития естественно-научной грамотности школьников. Он также как и предыдущие разработан на основе учебного пособия по истории Дальнего Востока России и принципов конструирования ФГ-кейсов. В комментариях показано, как диагностируются познавательные возможности школьников в каждом конкретном случае и почему важен системный подход к конструированию и использованию ФГ-кейсов. Опыт создания ЕНГ-кейсов с историческим контентом, источниками информации и Текстами культуры в интеграции с ЧГ-умениями подтверждает ценность функциональной грамотности как метапредметного и личностного результатов общего образования.
Ключевые слова: естественно-научная грамотность, функциональная грамотность, Текст культуры (исторический источник), региональная история, кейс на формирование и диагностику естественно-научной грамотности.
В.С. Пикалова, Д.В. Пикалов. Произведения живописи в обучении истории
как средство формирования традиционных российских духовно-нравственных ценностей.
Статья посвящена методике формирования традиционных российских духовно-нравственных ценностей на уроках истории на основе применения произведений живописи. Авторы освещают общие методические подходы, раскрывающие потенциал эмоционально-образного воздействия при анализе репродукций картин для воспитания ценностно-смысловых установок. В статье приводится практический пример познавательного задания для организации групповой работы при изучении особенностей пореформенной деревни на уроке истории в IX классе. Работа над ним создаст условиях для формирования у обучающихся таких ценностей как созидательный труд, патриотизм, приоритет духовного над материальным и крепкая семья.
Ключевые слова: традиционные ценности, созидательный труд, патриотизм, приоритет духовного над материальным, крепкая семья наглядное обучение, пореформенная деревня, методы обучения, приемы обучения.
А.А. Емельянова, Е.И. Щулепникова. К изучению социальной структуры русского города первой половины XIX века в школе.
В статье представлен сравнительный статистический материал, который может использоваться (в рамках практических занятий, в олимпиадных заданиях и т. д.) для расширения, закрепления или проверки представлений обучающихся о социальной стратификации русского города первой половины XIX в. Для учащихся Москвы и Томска данный материал актуален еще и как региональный компонент исторического образования.
Ключевые слова: социальная структура, русский город XIX в., сословия, мещане, сословная система.
Труды молодых ученых
А.В. Черепанов. Красноармеец на фоне внутрипартийных дискуссий: исторический портрет второй половины 1920-х — начала 1930-х годов.
В настоящей статье предпринята попытка охарактеризовать портрет красноармейца на фоне второй половины 1920-х — начала 1930-х гг. Данный исторический период изучен гораздо слабее, чем период строительства РККА в годы Гражданской войны или второй половины 1930-х гг. В рамках публикации приводится уникальный добытый автором самостоятельно материал — личное дело политработника Т.Ф. Кулинича. В разное время Т.Ф. Кулинич занимал различные должности и, не имея образования, сделал в Красной армии хорошую карьеру, пока не был уволен в запас. Ряд источников впервые вводится в научный оборот, что помогает пролить свет на сложный и малоизвестный период в жизни вооруженных сил Красной армии.
Ключевые слова: внутриармейская оппозиция, внутрипартийные дискуссии, политический процесс, изучение исторических источников, преподавание истории в школе.
А.О. Омарканова. Формирование протестных выступлений в российско-казахстанском порубежье в 20-30-е годы XX века: социально-антропологический анализ.
В статье освещается формирование протестных выступлений в приграничном регионе Казахстана (Восточно-Казахстанская область) и России (Алтайский край) в 20-30-х годах ХХ века. Был рассмотрен «феномен» крестьянского протеста как «паттерн» сплошной коллективизации, виды и формы протеста, масштабы и социокультурные последствия.
Ключевые слова: Западная Сибирь, протесты, виды и формы сопротивления, казахский аул, родо-иерархические институты, адаптивные практики.
Комментарии (0)
Будьте в курсе обсуждения, подпишитесь на RSS ленту комментариев к этой записи.