Контент


Содержание журнала № 8 2024

Актуальная тема: Искусственный интеллект в работе учителя истории и обществознания

Е.К. Калуцкая, О.А. Французова, В.В. Гаврилова. Искусственный интеллект и нейросети на уроках обществознания: выбор или компромисс?
В статье рассматриваются актуальные на современном этапе проблемы использования искусственного интеллекта и нейросетей во всех сферах жизни, в том числе и в образовании. Авторы проанализировали основные существующие нейросети, изучив их возможности в образовательном процессе. В статье даются некоторые методические рекомендации по использованию искусственного интеллекта при изучении тем курса «Обществознание». Представленные материалы могут использоваться как на уроке в классе, так и во внеурочных мероприятий.
Ключевые слова: обществознание, информационное общество, искусственный интеллект, современные формы связи и коммуникации, нейросеть, критическое мышление.

М.С. Ружников. Технологии искусственного интеллекта для учителя истории: планирование урока.
В современном научном пространстве всё активнее исследуется искусственный интеллект и, как следствие, возникают споры о перспективах и этике его применения в различных областях. Статья направлена на определение вклада инструментов на основе генеративного искусственного интеллекта в планирование уроков истории. Результаты показывают, что модели генеративного языка могут предоставлять учителям истории конкретные материалы и механизмы поддержки образовательного процесса, такие как планы уроков. Однако чтобы полностью раскрыть их потенциал в сфере образования, крайне важно подходить к этим моделям с осторожностью и критически оценивать их ограничения и потенциальные возможности, понимая, что они являются инструментами поддержки преподавания и не заменяют учителей.
Ключевые слова: урок истории, планирование урока, искусственный интеллект, технологии искусственного интеллекта, искусственный интеллект в образовании, этика, ChatGPT.

История и обществоведение

А.Ф. Киселев, А.В. Лубков. Неимперская империя.
Постановка проблемы осмысления исторического прошлого России как неимперской империи влечет за собой понимание национально-культурной идентичности человека и общества, особенно в условиях противостояния различных моделей цивилизационного развития. В статье представлено авторское прочтение вопросов ценностно-смысловой специфики русской цивилизации в отношении вопросов имперского дискурса.
Ключевые слова: имперская идея, Российская империя, Отечество, национализм, метрополия, колония.

Н.С. Ватник, Л.Н. Соза. Крестьяне в пореформенной Коломне: социальная адаптация «новых горожан».
В статье рассмотрены на примере подмосковной Коломны пути адаптации крестьян-мигрантов к социальной жизни пореформенного города. Показано, что, осваивая выгодные экономические ниши, «новые горожане» стремились не только к материальному благополучию, но и к общественному признанию. Состоятельные крестьяне участвовали в выборах в органы местного самоуправления, баллотировались в присяжные заседатели Окружного суда и занимались благотворительностью. Крестьянские семьи стремились обучать детей в начальных школах или гимназиях, что обусловило высокий прирост контингента учащихся-крестьян сравнительно с другими сословиями.
Ключевые слова: пореформенный русский город, крестьянская миграция, «новые горожане», социальная адаптация.

В.А. Эйриян. Церковный ренессанс в годы Великой Отечественной войны.
В статье рассматриваются причины восстановления патриаршества в РПЦ в годы Великой Отечественной войны. Исследуются цели, которые советское правительство планировало достичь посредством восстановления патриаршей структуры РПЦ.
Ключевые слова: Русская православная церковь, Великая Отечественная война, религиозная политика.

Ван Цзюньци, А.М. Куликов. Эволюция взглядов китайских современников
во времена династии Цин на реставрацию Мэйдзи в Японии в 1868 году.
Япония, расположенная в Восточной Азии, изначально представляла собой отсталую и закрытую аграрную страну, подобную Китаю первой половины XIX в. На фоне глобальной экспансии западных держав Япония также сталкивалась с вызовами. С другой стороны, в Японии также существовали большие проблемы с распределением власти между центральным и местным правительством. В ответ на риски внутри страны и за рубежом молодым японским императором Мэйдзи была начата эпоха политических реформ, направленная на реставрацию страны и ставшая крупным событием в истории Японии. Она полностью изменила японскую нацию и определила направление японской истории, тем самым постепенно превратив Японию в современную страну. Результаты реставрации Мэйдзи также оказали глубокое влияние на процесс модернизации других стран Восточной Азии, особенно Китая, как с положительной, так и с отрицательной стороны. В данной статье будут поэтапно описаны изменения взглядов современников династии Цин в Китае на реставрацию Мэйдзи, а также проанализированы причины этих изменений.
Ключевые слова: реставрация Мэйдзи, правительство Цин, китайско-японские отношения.

В.С. Антонова. Историография государственной и партийной деятельности Е.А. Фурцевой в 1928-1974 годах.
Исследуя государственную и партийную деятельность Е.А. Фурцевой в 1928-1974 гг., следует отметить, что в современной отечественной историографии деятельность Е.А. Фурцевой относится к малоизученным темам, которая представляла собой целеустремленную работу по руководству в Москве, в дальнейшем в качестве министра культуры СССР, ее работу по укреплению мира и поднятию международного авторитета Советского Союза.
Ключевые слова: первый секретарь МГК КПСС, государственная и партийная деятельность, экономическое и социальное развитие Москвы, культурно-просветительная работа, советская идеология, система планирования и бюджетного финансирования культуры.

Методика

М.Л. Несмелова. Подходы к проектированию технологии формирования общероссийской гражданской идентичности средствами исторического образования.
Статья затрагивает проблему проектирования технологии формирования общероссийской гражданской идентичности школьников средствами исторического образования. Материал опирается на нормативные документы и научные исследования в определении ключевых характеристик данного понятия, его компонентов, значимых для проектирования эффективных способов гражданско-патриотического воспитания, а также формулирует ключевые подходы и элементы предлагаемой технологии.
Ключевые слова: общероссийская гражданская идентичность, историческое образование, традиционные духовно-нравственные ценности, патриотическое воспитание, личностные результаты обучения.

О.Ю. Стрелова, Ж.Б. Кирьянова. Формирование и диагностика финансовой грамотности в курсе региональной истории.
В продолжение «методического консилиума» по вопросам формирования функциональной грамотности в школьных курсах истории авторы статьи предлагают тематический кейс для развития финансовой грамотности. Он также как и предыдущие разработан на основе учебного пособия по истории Дальнего Востока России, с использованием общих принципов конструирования кейсов по всем направлениям функциональной грамотности. В методических комментариях раскрыты секреты каждого задания и познавательные возможности школьников, диагностируемые в каждом конкретном случае. Опыт создания ФнГ-кейсов с историческим контентом, на основе анализа источников как Текстов культуры подтверждает ценность функциональной грамотности как метапредметного и личностного результатов общего образования.
Ключевые слова: финансовая грамотность, функциональная грамотность, Текст культуры (исторический источник), региональная история, кейс на формирование и диагностику финансовой грамотности.

О.В. Нефедова. Текстовая информация на уроках истории: приемы и методы работы в системе средних профессиональных образовательных организаций.
В статье предлагается ряд апробированных и показавших свою эффективность подходов к развитию умений обучающихся работать с текстовой информацией на уроках истории.
Ключевые слова: соотношение иллюстраций и текста, мотивация, системно-деятельностный подход, кластеры, ментальные карты, анализ информации, самоконтроль.

Опубликовано в Журнал в 2024 году, Содержание.


Комментарии (0)

Будьте в курсе обсуждения, подпишитесь на RSS ленту комментариев к этой записи.



Разрешены некоторые HTML теги

или используйте trackback.

*