Контент


Бурятский государственный университет имени Доржи Банзарова. История становления и современное развитие (1932–2022 годы)

Алдар Валерьевич Дамдинов – кандидат исторических наук, доцент, ректор ФГБОУ ВО «Бурятский государственный университет им. Д. Банзарова»; Надежда Сергеевна Ламуева – заведующая визитно-информационным центром ФГБОУ ВО «Бурятский государственный университет им. Д. Банзарова».

В этом году Бурятский государственный университет им. Доржи Банзарова празднует свой 90-летний юбилей. Сегодня Университет является основной базой региона в подготовке и повышении квалификации педагогических, медицинских, инженерных кадров и включает в себя шесть институтов, семь факультетов, одну общеуниверситетскую кафедру (философии), один колледж. История его возникновения началась еще с 1920-х гг. с рождением и становлением новой республики, когда остро стоял вопрос подготовки кадров. Как сообщал в своем докладе от 13 апреля 1982 г. ректор БГПИ Иван Александрович Батудаев к празднованию 50-летнего юбилея пединститута: «В трудных условиях острой нехватки квалифицированных кадров решались задачи культурной революции, а именно ликвидация неграмотности населения. В республике создавалась новая система народного образования – ликбезы, школы грамоты. Были открыты бурятский и русский педтехникумы, строились школы»[1], открывались рабфаки.
29 января 1931 г. на совещании при Президиуме Госплана Бурят-Монгольской АССР по вопросам хозяйственного и культурного строительства Бурят-Монгольской АССР встал вопрос об организации Агропедагогического института[2]. 18 марта 1931 г. на заседании Совнаркома Бурят-Монгольской АССР было принято решение возбудить ходатайство уже перед СНК РСФСР об организации в Бурят-Монгольской АССР Агропедагогического института с 01 января 1932 г.[3].
В докладной записке председателя СНК Бурят-Монгольской АССР Дажупа Доржиева Совету Народных Комиссаров РСФСР от 25 марта 1931 г. об организации в Бурят-Монгольской АССР Агропедагогического института планировалось развертывание института с 1 января 1932 г. при всех пяти отделениях: лингвистическо-литературном, историко-экономическом, естественном, физико-техническом и агрономическом. В силу острой нехватки жилой площади, наблюдавшейся в г. Верхнеудинске, некоторые существующие техникумы подлежали переброске в районные центры, а именно 2-х педагогических техникумов бурятского и русского в г. Троицкосавск. Освободившиеся помещения должен был занять институт с дальнейшей постройкой нового здания для него[4].
10 января 1932 г. СНК РСФСР постановил: 1. Предложить Наркомпросу РСФСР: перенести из г. Иркутска в г. Верхнеудинск (с 1934 г. – г. Улан-Удэ) Бурят-Монгольское отделение Иркутского педагогического отделения и реорганизовать его в Бурят-Монгольский агропедагогический институт; обеспечить его открытие с января 1932 г. и принять меры по укомплектованию преподавательским персоналом. 2. Поручить Наркомпросу и Госплану РСФСР предусмотреть: прием весной 1932 г. в Бурят-Монгольский институт 60 учащихся; открытие при институте дневного и вечернего рабфаков[5]. Так, 31 января 1932 г. на заседании бюро Бурят-Монгольского обкома партии был решен вопрос открытия Агропединститута в г. Верхнеудинске 10 февраля 1932 г.
В становлении института, организации учебного процесса, научной работы большую помощь оказали вузы Иркутска, Москвы, Ленинграда, направившие в Бурятию высококвалифицированных специалистов. Первым директором Агропединститута стал Морхоз Петрович Хабаев. Одновременно был закреплен преподавательский состав: М.П. Хабаев, Б. Барадин, М.В. Широковский, В.Д. Кудрявцев, А.М. Ремизов и др.[6].Здесь же решался вопрос о создании единой научной фундаментальной библиотеки. В 1932 г. аграрно-педагогический институт имел 4 отделения: физико-техническое, естественное, литературно-лингвистическое и общественно-экономическое для подготовки педагогов ШКМ (Школа крестьянской молодежи), ФЗС (Фабрично-заводская семилетка) и техникумов[7]. Позже они были преобразованы в литературно-лингвистический, физико-математический и естествознания.
Согласно сведениям о состоянии Бурят-Монгольского педагогического и Агропедагогического института от 12 марта 1932 г. шла работа по развертыванию двух вузов: пединститута и агропединститута под общим управлением, общим штатом административно-технических и научных работников, единой библиотеки, кабинетов и т. п. Объединение двух вузов было сделано только на один год в целях экономии средств и рационального использования научных работников.
Итак, Бурят-Монгольский пединститут приступил к работе с 10 февраля 1932 г. в составе двух отделений (литературно-лингвистического и естественного), развернутых из бывшего Бурят-Монгольского отделения Иркутского пединститута. Задачей пединститута являлась подготовка преподавателей национальных Школ крестьянской молодежи (ШКМ), техникумов по родному языку, естествознанию, химии, математике, физике и обществоведению[8].
По состоянию на март 1932 г. на II и III курсах литературно-лингвистического отделения обучалось 27 студентов. На I курсе естественного отделения – 20 чел. На подготовительных курсах – 46 чел. 1 апреля 1932 г. подготовительные группы подлежали переводу на основной курс. Открывалась и группа физико-технического отделения на 30 чел. Осенью 1932 г. планировалось открыть историко-экономическое отделение (30 чел.) и одну группу естественного отделения (30 чел.).
Контингент студентов пединститута пополнялся в основном через подготовительные курсы, которые готовили их для поступления в вуз около 8–10 месяцев. Объясняется это тем, что основная рабоче-крестьянская масса бурятской молодежи имела только подготовку за семилетку[9].
К этому времени в вузе преподавали 12 научных работников: 3 профессора, 4 доцента, 3 ассистента и 2 аспиранта. Институтом были составлены учебные планы и программы, организованы следующие кафедры: педагогики, методики, истории, бурят-монгольского языковедения, литературы, политэкономии и ленинизма. Студенты получали государственную стипендию[10].
С 1 января 1933 г. был организован сектор заочного обучения Бурят-Монгольского пединститута, на котором имелось три факультета: языка и литературы, математический и естественный[11].
В годы Великой Отечественной войны около 160 преподавателей и студентов ушли на фронт. Среди них – проректор по учебной и научной работе Г.Ф. Ходаков, проректор по заочному обучению А.И. Лисин, заведующие кафедрами и преподаватели М.И. Буренин, Ц.Н. Вампилов, Б.Н. Дроздов, И.А. Дуринов, С.В. Ерженин, Г.И. Максимов, И.Н. Манжеев, В.Ф. Рябов, М.П. Стрекаловский, М.М. Тетельбаум, М.Д. Тубянский, П.Ш. Хаглеев, А.М. Хамгашалов, Б.Х. Хомхолов, Д.В. Ширимов, А.И. Шулик, С.И. Щербаков, С.И. Юров. Все они самоотверженно сражались с фашистами, проявляя пример храбрости и героизма.
Самоотверженность проявляли преподаватели и студенты и в тылу под лозунгом «Все для фронта, все для победы». В связи с обстановкой военного времени работа педагогических институтов была перестроена, они перешли на трехлетний срок обучения. Были пересмотрены учебные планы по всем факультетам пединститута, установлен порядок перехода на занятия по новым учебным планам. С уплотнением учебного плана был установлен 7-часовой (в среднем) рабочий день в течение всего учебного года[12]. В тезисах доклада директора Бурят-Монгольского государственного педагогического института А.А. Дуринова «Итоги и очередные задачи Бурят-Монгольского пединститута в 1941–1942 уч. гг.» от 30 сентября 1941 г. говорится: «необходимо, чтобы в каждый учебный предмет, преподаваемый в институте,.. изучался студентами в тесной связи с оборонным значением, чтобы значительно был расширен круг практических навыков, полезных для будущего бойца. Этой же задаче должны служить военно-физкультурная и военно-санитарная подготовка студентов»[13].
На всех предприятиях, в том числе и в Б-МГПИ, организовывались оборонные кружки, группы самозащиты, курсы мотоциклистов. Коллектив института принимал участие в выполнении промышленными предприятиями, колхозами и совхозами военных заказов, сборе и отправке на фронт и в освобожденные от оккупации районы денежных средств и посылок. Более 100 тыс. руб. было внесено преподавателями и студентами в Фонд обороны страны на разгром врага, организована помощь в уходе за ранеными в эвакогоспиталях[14].
В эти непростые для республики и страны в целом времена, когда требовалось максимальное использование сырьевых и промышленных ресурсов, когда наука была поставлена на обслуживание нужд фронта и страны, – каждый из преподавателей выполнил максимальную учебно-педагогическую нагрузку, занимался научным исследованием или повышением своей квалификации. Преодолевая трудности военного времени, отсутствие бумаги, оборудования, реактивов, работники института трудились над темами оборонного характера (Н.И. Биргер, П.А. Серебряков), народно-хозяйственного значения (В.А. Святогор, С.Е. Зенин), теоретического и патриотического характера и над работами учебно-методического характера[15].
Но все же важнейшей задачей коллектива института по-прежнему оставалась борьба за качество высшего образования несмотря на непростую обстановку военного времени. Благодаря налаженной работе коллектива пединститута и необходимости обучения студентов в 1945–1946 гг. были выпущены первые послевоенные кадры. За годы войны было защищено 5 диссертаций на соискание ученой степени кандидата наук[16]. В первом полугодии 1945–1946 уч. гг. в пединституте работали 1 профессор, 11 доцентов и кандидатов наук, 17 старших преподавателей и 15 ассистентов[17].
После демобилизации из рядов Советской армии к педагогической работе приступили ушедшие на фронт сотрудники, преподаватели Н.П. Егунов, И.А. Асалханов, А.А. Белоусов, Д.Б. Васильев, Л.Н. Устинов-Иванов, О.А. Сухов, Р.Н. Щербаков, И.Н. Баранников, Л.Б. Клементьева, Д.Б. Балданова, А.Ф. Русина, Ф.Б. Мордеева, З.Е. Павлова и др.
22 марта 1947 г. в ознаменование 125-летия со дня рождения первого бурятского ученого Доржи Банзарова и увековечении его памяти Совет Министров Бурят-Монгольской АССР постановил присвоить Бурят-Монгольскому педагогическому институту имя Доржи Банзарова. Студентам-отличникам пединститута были установлены три стипендии по 400 руб. в месяц[18].
В 1947–1948 уч. гг. было принято на 1-й курс института 226 чел. Из них в педагогический институт – 169 (в 1946–1947 уч. гг. всего 94) и 57 – в учительский. Об этом свидетельствует справка по Бурят-Монгольскому государственному педагогическому и учительскому институту им. Д. Банзарова[19].
В 1953–1954 уч. гг. заочное отделение по пединституту имело 4 факультета: исторический, языка и литературы с бурят-монгольским отделением, физико-математический и естествознания. Учительский институт имел 4 отделения: историческое, языка и литературы, физико-математическое и естественно-географическое[20].
В связи с увеличением контингента студентов до 1285 чел. Бурят-Монгольский пединститут, располагавший учебным зданием на 400 чел., получил дополнительное помещение, в котором были размещены два факультета – исторический и иностранных языков. Об этом свидетельствует отчет работы Бурятского педагогического института им. Д. Банзарова об учебно-производственной базе[21].
27 марта 1957 г. Указом Президиума Верховного Совета Бурят-Монгольской АССР Бурят-Монгольский государственный педагогический институт им. Д. Банзарова был награжден Почетной грамотой Президиума Верховного Совета Бурят-Монгольской АССР[22]. 27 апреля 1957 г. перед зданием Б-МГПИ была установлена скульптура Доржи Банзарова, выполненная известным художником и скульптором Бурятии А.И. Тиминым.
В начале 1960-х гг. в стране была проведена перестройка управления вузами, техникумами, училищами. Совет министров СССР утвердил новое положение о вузах, о Советах институтов и факультетов, о кафедрах. ЦК КПСС и Совет Министров СССР приняли постановление «О мерах по обеспечению общеобразовательных школ учительскими кадрами» (1961 г.)[23]. В марте 1960 г. решением Совета Министров РСФСР институт был переименован в Бурятский государственный педагогический институт им. Доржи Банзарова в связи с переименованием республики; повысился статус руководителей вузов – директора стали ректорами, их заместители – проректорами; выросло число преподавателей. В 1960-е гг. были организованы кафедры немецкого и французского языков.
В 1970-е гг. внедрено программированное обучение на кафедрах и факультетах института[24], разделены кафедры истории КПСС и политической экономии[25], образован индустриально-педагогический факультет[26], начато строительство главного учебного корпуса на 1400 посадочных мест, который был сдан в эксплуатацию в 1980 г.
Преподаватели БГПИ принимали активное участие во многих научных форумах и конференциях. Успешно развивалось сотрудничество с коллективом Монгольского ордена Полярной звезды государственного педагогического института[27]. Развито сотрудничество с другими вузами страны.
17 марта 1982 г. за достигнутые успехи в подготовке кадров для народного образования, обучении и воспитании студентов Бурятский государственный институт им. Д. Банзарова был награжден орденом «Знака Почета»[28].
В конце 1980-х – начале 1990-х гг. на базе историко-филологического факультета были образованы три факультета – исторический, филологический и бурятской филологии. Были открыты новые отделения: географическое, начальной военной подготовки, дошкольного воспитания, новые кафедры на биолого-химическом, индустриально-педагогическом факультетах и факультете начального обучения. Впервые стали проводиться выборы деканов факультетов. Была открыта аспирантура, диссертационные советы.
В 1992 г. в Улан-Удэ открылся филиал Новосибирского государственного университета.
В связи с событиями, произошедшими в стране, изменения произошли и в Бурятском пединституте. Возник вопрос о реорганизации института в педагогический университет. В 1993–1994 уч. гг. основная деятельность института, факультетов и кафедр была направлена на улучшение качества подготовки высококвалифицированных специалистов для народного образования в условиях перехода на многоуровневую систему обучения. В апреле 1994 г. в институте работала Государственная аттестационная комиссия Министерства образования России, которая приняла решение аттестовать пединститут по всем специальностям по дневной и заочной формам обучения[29]. 19 октября 1994 г. решением Коллегии Министерства образования России институт был преобразован в университет и стал именоваться Бурятским государственным педагогическим университетом им. Д. Банзарова[30]. По Указу Президента РФ от 30 сентября 1995 г. и Постановлению Правительства РФ от 2 ноября 1995 г. создается Бурятский государственный университет, основанный на базе реорганизованных Бурятского пединститута и бурятского филиала Новосибирского госуниверситета[31]. Теперь университет можно по праву назвать классическим, но он, к сожалению, утрачивает имя Доржи Банзарова.
В этот период расширилась учебная база. Были образованы следующие структурные подразделения: издательство, вычислительный центр, интернет-центр, институт экологии, планово-финансовое управление, химический факультет, приемная комиссия[32].
С середины 1990-х до середины 2000-х гг. были открыты новые факультеты (Восточный (1996), Экономики и управления (1996), Юридический (1997), Медицинский (1999), Социально-психологический (2000)) и институты в составе университета (Математики и информатики (2001), Национально-гуманитарный (2002), Педагогический (2006)), а также созданы следующие филиалы университета: Боханский (1999), Улан-Баторский (2000) и Агинский (2004). Медицинский институт приобрел аккредитационно-симуляционный центр (АСЦ), что позволило значительно повысить качество выпускаемых специалистов.
Современный уровень развития научных исследований, внедрение инновационных технологий и повышение качества подготовки специалистов требовали расширения и модернизации материально-технической базы университета. Так, в конце 2013 г. введен в эксплуатацию новый учебный корпус общей площадью свыше 11 тыс. м2. С вводом нового учебного корпуса появилась возможность организовывать видеосвязь с несколькими аудиториями в кампусе университета, подключить к обсуждению темы занятия (лекции) специалистов (преподавателя, научного сотрудника), находящихся в других местах, проводить дистанционное обучение одновременно нескольких групп студентов, используя телекоммуникационные средства, в том числе и дистанционное обучение студентов.
В 2017 г. Всебурятская ассоциация развития культуры (ВАРК) официально предложила вернуть БГУ имя первого бурятского ученого. Благодаря поддержке Правительства Бурятии, врио главы Республики Бурятии А.С. Цыденова и Традиционной Буддийской Сангхи России руководство университета направило письмо в Министерство образования России с ходатайством о присвоении БГУ вновь имени Доржи Банзарова. И 27 декабря 2018 г. университету было официально возвращено имя первого бурятского ученого-востоковеда, что стало важным историческим днем для Бурятского госуниверситета[33]. Еще одним важным событием для университета стало открытие мемориала перед главным корпусом 7 мая 2020 г., посвященного преподавателям и студентам Бурятского государственного педагогического института, ушедшим на фронт в 1941–1945 гг. Более 160 фамилий преподавателей, сотрудников и студентов были навсегда вписаны в летопись госуниверситета.
В настоящее время БГУ подписаны договоры о сотрудничестве и стратегическом партнерстве с более 100 организациями и предприятиями. Бурятский госуниверситет активно сотрудничает с ведущими российскими университетами, институтами Российской академии наук, Российской академии образования, занимающихся проблемами образования, науки, культуры и техники.
На сегодня приоритетными задачами для вуза являются:

  • создание научно-образовательного консорциума с вузами Республики Бурятия, ведущими национальными центрами в области фармацевтических, биомедицинских исследований, академическими и индустриальными партнерами для реализации сетевых прикладных научных проектов и программ, трансфера знаний и технологий (что и было сделано: 22 июня 2022 г. состоялось подписание соглашения об образовании консорциума «БайкалБиоФарм» между четырьмя вузами Бурятии. Его суть состоит в том, чтобы объединить усилия учёных в исследованиях и разработках в области медицины и биофарм технологий);
  • создание межвузовского технопарка как ресурсного центра, координирующего сервисы исследовательской инфраструктуры Республики Бурятия;
  • запуск топовых образовательных программ, способных задавать региональные тренды на основе фронтирных исследований и формировать современные технологические рынки;
  • индивидуализация обучения как действенного инструмента оперативной настройки образовательного процесса;
  • цифровая трансформация университета, переход к новой модели управления на основе данных (DDM);
  • формирование открытого университетского кампуса и модернизация объектов инфраструктуры.

Университет ведет активную международную деятельность. На его базе успешно функционируют международные культурно-образовательные центры «Институт Конфуция», «Институт им. короля Сечжона» (Республика Корея), деятельность которых направлена на укрепление сотрудничества, в том числе посредством языковых стажировок и совместной научно-исследовательской работы.
Активно развиваются связи с зарубежными вузами (Монгольский государственный университет, Монгольский государственный университет науки и технологии, Монгольский государственный университет образования, Международный университет Их Засаг им. Чингис-Хана, Финансово-экономический университет, Университет фармацевтических наук), Академией наук Монголии, а также с крупнейшими бизнес-структурами Монголии. Приоритетным является сотрудничество со странами СНГ – Казахстаном (Евразийский национальный университет им. Л.Н. Гумилева, Белоруссией (Белорусский государственный экономический университет), Киргизией (Ошский юридический университет), а также Узбекистаном, Таджикистаном и др.
Реализуется успешное сотрудничество с университетами КНР (Чанчуньский политехнический университет, Педагогический университет Внутренней Монголии, Восточно-китайский педагогический университет, Хэбэйский северный университет, Шанхайский политико-юридический университет и др.); Республики Корея (Пусанский университет иностранных языков, Канвонский национальный университет, Университет Сунщиль, Университет Самюк Богон)[34].
Таким образом, БГУ имеет свою богатую историю становления и развития. Он является единственным в регионе университетом, ведущим многопрофильную непрерывную подготовку специалистов всех уровней в области педагогического, медицинского, инженерного, естественнонаучного и гуманитарного образования и может по праву называться культурным форпостом на востоке страны. За 90 лет своего существования выполнил возложенные на него задачи, стал ярким примером в подготовке и выпуске профессиональных кадров и образцом успешного сотрудничества и укрепления дипломатических отношений с зарубежными партнерами.
Активно развиваемая инновационная деятельность в образовательной, научной и социальной сфере, участие в совместных проектах со стратегическими партнерами, востребованность и успешная карьера выпускников позволяют Бурятскому государственному университету им. Д. Банзарова уверенно смотреть в будущее, которое мы видим в продолжении неустанного служения Родине.

[1] ГАРБ. ФР.2129.Оп.1.Д.67.Л.20
[2] ГАРБ. ФР.248. Оп.2. Д.218. Л.12
[3] ГАРБ. ФР.248. Оп.2. Д.289. Л.122
[4]ГАРБ. ФР. 248. Оп. 2. Д. 289. Л. 123-124
[5]ГАРБ. ФР.250. Оп.1. Д.494. Л.10
[6]ГАРБ. ФП. 1. Оп. 1. Д. 1760. Л. 79
[7]ГАРБ. ФП. 1. Оп. 1. Д. 1760. Л. 79
[8]ГАРБ.ФР.666. Оп.1. Д.464. Л.19
[9]ГАРБ.ФР.666. Оп.1. Д.464. Л.19
[10]Там же. Л. 19об.
[11]ГАРБ.ФР.60. Оп.3. Д.196. Л.120-122
[12]ГАРБ. ФР. 666. Оп.1 Д.3. Л. 18
[13]Там же
[14]ГАРБ. ФР. 666. Оп.1 Д.14. Л.68, 69об., 73об.
[15]ГАРБ. ФР. 666. Оп. 1. Д. 25. Л. 1
[16]Там же. Л.1, 2
[17]ГАРБ. ФР. 666. Оп. 1 Д. 17. Л. 35-39об.
[18]ГАРБ.ФР.248. Оп.20. Д.640. Л. 266
[19]ГАРБ. ФР.666. Оп.1. Д.39. Л.1-2
[20]ГАРБ. ФР.666. Оп.1. Д.105. Л.1-3
[21]ГАРБ. ФР.666. Оп.1. Д.131. Л.1-4
[22]ГАРБ. ФР.475. Оп.2а. Д.55. Л.1
[23]ГАРБ. ФР.2129.Оп.1.Д.67.Л.24
[24]ГАРБ. ФР.666. Оп.1. Д.783. Л.10-10 об.
[25]ГАРБ. ФР.666. Оп.1. Д.782. Л.1
[26]ГАРБ. ФР.666. Оп.1. Д.1180. Л.92-93
[27]ГАРБ. ФР.2129. Оп.1. Д.38. Л.1-3, 4-5
[28]ГАРБ. ФР.475. Оп.1. Д.2910. Л.19
[29]ГАРБ. ФР.666. Оп.1. Д.2555. Л.1-3, 5, 13
[30]ГАРБ. ФР.2129. Оп.1. Д.59. Л.5
[31]ГАРБ.ФР.2129. Оп.1. Д.58. Л.4-4 об.
[32]ГАРБ. ФР.666. Оп.1. Д.2846. Л.34
[33]Приказ Минобрнауки России от 27.12.2018 г. № 1294

Опубликовано в Статьи за 2022 год.


Комментарии (0)

Будьте в курсе обсуждения, подпишитесь на RSS ленту комментариев к этой записи.



Разрешены некоторые HTML теги

или используйте trackback.

*