Контент


Содержание журнала № 8 2021

Е.Е. Вяземский, М.Г. Цыренова, Р.В. Пазин. О Всероссийской научно-практической конференции с международным участием «Историческое и обществоведческое образование: ресурсы, проблемы и перспективы».
В статье приведены результаты прошедшей научно-практической конференции.
Ключевые слова: история, обществоведение, международная конференция, проблемы исторического образования.

Актуальная тема: Историческое образование и историческая память

А.В. Дамдинов, И.С. Павлов, А.Я. Школьник, Е.С. Слесаренко. Сетевое взаимодействие школьных музеев Российской Федерации как необходимый ресурс сохранения исторической памяти.
В последние десятилетия актуализируются вопросы, связанные с воспитанием гражданственности и патриотизма, воспитание уважения к своей отечественной истории. В этой связи всё возрастающее значение приобретает деятельность школьных музеев, особенно в свете современных инфокоммуникационных технологий. В статье рассматривается современный опыт работы «Школьного музея Победы» в сетевом взаимодействии со школьными музеями РФ, на основе которой появляются новые формы, ориентированные на использование ресурса школьного музея и методологии проектной деятельности.
Ключевые слова: Отечественная история, школьные музеи, сетевое взаимодействие.

Н.С. Байкалов. Память о БАМе в нарративах участников всесоюзной комсомольской стройки.
В статье рассматриваются особенности трансформации нарративной памяти о БАМе участников всесоюзной ударной комсомольской стройки 1974-1989 гг. в постсоветский период.
Ключевые слова: Байкало-Амурская железнодорожная магистраль, Всесоюзная ударная комсомольская стройка, нарративная память, устная история.

Е.В. Нолев. «Стояние на Угре» в отражении научного, общественного и образовательного дискурсов.
В статье рассматриваются различные трактовки и способы коммеморации исторического значения «Стояния на Угре» на основе анализа историографической традиции и политики памяти. Научные и общественно-политические дискуссии вокруг времени освобождения от татаро-монгольского ига и обретения суверенитета Московским государством актуализировались в связи с внесением в Государственную думу в 2019 г. законопроекта об установлении памятной даты России «11 ноября — День окончания Великого стояния на Угре».
Ключевые слова: московский период, международные отношения, «Стояние на Угре», политика памяти.

История и обществоведение

В.В. Номогоева, С.Д. Цыренов. Военно-патриотическое воспитание школьников в годы Великой Отечественной войны 1941-1945 годов (на примере Бурятии).
В работе исследованы особенности организации военно-патриотического воспитания школьников Бурятии в военные годы. Проанализированы достижения и недостатки всевобуча в школах республики. Показаны инициативы и мероприятия в области военно-патриотической работы педагогического и ученического сообществ. Опираясь на анализ архивных материалов, газет и журналов военного периода, авторы делают вывод о том, что военно-патриотическое обучение решило основные задачи советской школы по организации всенародной помощи для отпора врагу и на долгие годы вперед заложило прочный фундамент формирования патриотизма многих поколений советского народа.
Ключевые слова: Великая Отечественная война, школа, всевобуч, военно-патриотическое воспитание.

С.В. Васильева, С.З. Ахмадулина. Историческое значение переводов Библии на старомонгольский язык в истории культуры Республики Бурятия.
Статья посвящена истории переводов Священного Писания на старомонгольский язык и их значению в истории культуры Республики Бурятия. Рассматривается деятельность Российского Библейского общества, Православного миссионерского общества в вопросах перевода богослужебной, учебной литературы на языки автохтонного населения региона. Оценивая деятельность духовных миссий, учебных заведений по филологии монгольских народов, авторы статьи делают вывод о том, что их работы стали важным шагом в изучении монгольского языка, с точки зрения как прикладного, так и научного значения.
Ключевые слова: Священное Писание, старомонгольский язык, Даурская духовная миссия, Российское Библейское общество, Республика Бурятия.

О.А. Малыгина. Взаимодействие военных губернаторов и ведомств Российской империи в борьбе с иностранным шпионажем в Забайкалье (конец XIX — начало XX века).
В статье на основе архивных документов рассмотрен процесс взаимодействия военных губернаторов с жандармами, полицией, пограничными органами в процессе борьбы с иностранным шпионажем. Показана координация действий ведомств Забайкалья против иностранной разведки в годы Русско-японской войны 1904-1905 гг. Обобщенный материал позволил выявить проблемы взаимодействия ведомств Забайкалья в контрразведывательной деятельности.
Ключевые слова: военные губернаторы, иностранная разведка, Забайкальская область, жандармы.

Методика

М.Г. Цыренова, Х. Баярма. Как формируется образ России в школьных учебниках истории Монголии.
В работе рассмотрена проблема изучения истории России в монгольских школах в условиях модернизации образования и современной политической ситуации. В статье проведен анализ школьных учебников по истории Монголии, как в них рассматриваются проблемы истории России, какой образ соседней страны формируется у современных монгольских школьников.
Ключевые слова: история России, история Монголии, реформа образования, школьный учебник истории, зарубежная история, образ России.

С.А. Юн-Хай, В.С. Павлова. Применение веб-квест технологии на уроках обществознания и во внеурочной деятельности.
В статье речь идет о применении интерактивной веб-квест технологии в образовательном процессе современной школы на уроках обществознания и во внеурочной деятельности. Авторами показано, как реализуемые веб-квесты способствуют достижению ключевых образовательных результатов: позволяют заинтересовать учащихся проведением самостоятельного учебного исследования, обучают выполнению всех этапов учебно-исследовательской работы, способствуют становлению субъектной познавательной позиции школьника, развитию его общего кругозора.
Ключевые слова: цифровизация образования, интерактивные образовательные технологии, веб-квест, поисковая деятельность, проектная деятельность, творчество, процесс обучения.

Д.А. Миягашев, Е.В. Нолев, Б.А. Базаров. Вовлечение школьников и студентов в академические исследования древней и средневековой истории Внутренней Азии.
В статье представлено содержание образовательного проекта, реализуемого сотрудниками Института монголоведения, буддологии и тибетологии СО РАН. Цель проекта — вовлечение школьников и студентов в научно-исследовательскую деятельность посредством знакомства с процессом, спецификой и методами работы ученых в Республике Бурятия на основе археологии. Привлечение специалистов естественно-научного профиля демонстрирует молодежи (школьникам и студентам) многопрофильность археологии.
Ключевые слова: Древний и Средневековый восток, археология, внеучебная работа, Республика Бурятия.

С.В. Васильева, О.А. Воложанина, Д.Ф. Дерюгин. Роль веб-портала «Интерактивная Бурятия» в изучении региональной истории.
Статья освещает пример использования ресурсов научной библиотеки университета для образовательных и коммуникативных функций, которые в новом формате направлены на восполнение недостатка информации о Республике Бурятия, её культуре, литературе, истории. Особое внимание уделено принципам внедрения и использования в учебном процессе дистанционных форм обучения с широкими возможностями использования электронных каталогов, электронных библиотек, интернет-сайта библиотеки университета.
Ключевые слова: региональная история, Республика Бурятия, информационные технологии, справочно-библиографические издания, популяризация краеведческих знаний.

Труды молодых ученых

С.М. Исаков. Особенности формирования гражданской позиции и воспитания подрастающего поколения через детские СМИ в 1920-1930 годы.
Cтатья посвящена проблеме формирования контента детских журналов во время становления советской периодики. Автор анализирует, как менялось наполнение детских журналов в 1920- 1930 гг., затрагивает проблему идеологического давления на детскую прессу, формирование патриотического воспитания детей через СМИ.
Ключевые слова: детская пресса, журналы, СМИ, Мурзилка, Пионерская правда, Детгиз.

Э.З. Дашиев. История эвакогоспиталей Бурятии в дискурсе формирования исторической памяти.
Работа посвящена проблеме формирования исторической памяти в Республике Бурятия через изучение истории эвакуационных госпиталей, находившихся на территории Бурят-Монгольской АССР. Анализируются факторы, оказывающие влияние на формирование исторической памяти об эвакогоспиталях, в числе которых научные исследования, мемориальные мероприятия, инициативы общественных деятелей, СМИ.
Ключевые слова: Великая Отечественная война, Бурят-Монгольская АССР, эвакуационный госпиталь, военный госпиталь, научные исследования, мемориальные мероприятия, историческая память.

Л.Б. Иванова. История изучения высшего образования в Бурятии на примере Бурятского государственного университета имени Доржи Банзарова.
В статье проанализированы основные тенденции истории изучения ведущего вуза Сибири и Дальнего Востока — Бурятского государственного университета. Рассматриваются труды исследователей, ученых и непосредственных участников событий, позволяющие проследить все этапы развития Бурятского государственного педагогического института и Бурятского государственного университета. Изучены различные подходы к оценке исторического опыта, выявлены проблемные поля историографических подходов, обозначены перспективы исследовательских тем.
Ключевые слова: высшее образование, высшая школа, Бурят-Монголия, Бурятский государственный педагогический институт, Бурятский государственный университет.

Ж.Ж. Цырендашиев. Особенности формирования городской идентичности новых городов Бурятии в 1960-1970-е годы (на материалах г. Гусиноозерска).
В статье рассматриваются основные компоненты городской идентичности Гусиноозерска, анализируются причины их подчиненности градообразующим предприятиям и выявляется роль символических факторов оказавших существенное влияние на формирование идентичности.
Ключевые слова: городская идентичность, Гусиноозерск, городской ономастикон, Гусинозерская ГРЭС, новые города.

Опубликовано в Журнал в 2021 году.


Комментарии (0)

Будьте в курсе обсуждения, подпишитесь на RSS ленту комментариев к этой записи.



Разрешены некоторые HTML теги

или используйте trackback.

*