Контент


Обзор учебников истории России для IX классов: что выбрать учителю?

Михаил Николаевич Копица – учитель истории высшей квалификационной категории МОУ «Гимназия № 3 им. К.И. Гемп», г. Архангельск.

С точки зрения современной дидактики развитие личности учащегося важнее передачи суммы знаний. Именно из этого исходит ФГОС и учебники, сделанные под него. И ФГОС, и учебники далеки от идеала. Об этом уже не раз говорилось на самых разных дискуссионных площадках, любой анализ добавит деталей, но не изменит сути. Разве можно создать идеальный учебник? И стоит ли тратить порох на критику? Роль учебников в современном образовательном процессе неизменно снижается. Этот факт вполне очевиден для всех, кто имеет отношение к преподаванию гуманитарных дисциплин. Учебник сегодня не только не единственный, но и не самый авторитетный источник информации для школьников. Но, возможно, списывать учебники со счетов – рано. Если рассматривать учебник не как источник информации для заучивания, не как пособие для подготовки к ЕГЭ и не как свод истинных и единственно возможных трактовок исторических событий, то что же остается? Остается функция органайзера.
В современных условиях в учебнике первично именно дидактическое содержание, методическая оснастка, весь комплекс содержательных элементов, способствующих развитию и мотивирующих познание. Современный учебник должен организовать и расширить образовательное пространство учащихся, будить и направлять дидактическую мысль учителя. Если хотите, в нынешних условиях учебнику уготована работа палочки-выручалочки, трости или костыля. Это будет зависеть от уровня квалификации и опыта учителя.
Рассмотрим наиболее распространенные школьные учебники истории России для IX кл.

Соловьев К.А., Шевырев А.П. История России 1801 – 1914. Учебник для IX кл. общеобразовательных учреждений. М.: Русское слово, 2019.
Хронологические рамки изучаемой эпохи: 1801–1914 гг. Во всех учебниках они одинаковые, именно этот период школьники изучают в IX кл. по новым ФГОС и Историко-культурному стандарту (далее – ИКС). «Длинный» XIX век позволяет проследить сложные процессы на большом временном промежутке. По содержанию учебник полностью соответствует новым ИКС: внутренняя, внешняя политика, экономика, культура. Объем материалов по истории культуры относительно небольшой – 6 параграфов. Периодизация, примененная в учебнике, основана на Великих реформах, которые признаются основным событием XIX в. В учебнике отражена имперская составляющая отечественной истории. Многонациональному составу империи отводится особое внимание, как и государственной политике в отношении национальных окраин. Отдельные параграфы посвящены национальной политике и положению различных народов в составе Российской империи. В учебнике три раздела: «Россия на пути к реформам. 1801–1861», «Россия в эпоху реформ», «Кризис империи в начале XX века», – разделенные на 36 параграфов. Каждый параграф около 10 страниц, включая вопросы, кроме сдвоенных, которые в полтора раза больше. Все темы иллюстрированы в основном аутентичными изображениями, относящимися к соответствующему периоду.
Есть условия для «погружения» в проблематику, темы по культуре вынесены в сдвоенные параграфы – объем материала там достаточно большой. Но параграфы по культуре написаны откровенно скучно. Тексты напоминают энциклопедические статьи. Некоторое разнообразие вносят лишь рубрики «Дополнительный текст», но они встречаются довольно редко. Впрочем, тексты достаточно ясные, терминология подана доступно.
Методическое обеспечение учебника осталось в основном традиционным, т. е. направленным на воспроизводство готовых знаний. В некоторых параграфах, например, посвященных культуре, имеются «исследовательские задания». Они предполагают расширение образовательного пространства, обращение к дополнительным источникам информации. К этому можно отнести задание к § 21–22 «Культурное пространство России во второй половине XIX в.»: «По каким из литературных произведений второй половины XIX века созданы экранизации в XX – начале XХI вв.? Чем, по вашему мнению они привлекают современных мастеров культуры?» На наш взгляд, очень интересное задание, мотивирующее на серьезные размышления и способствующее повышению общего уровня эрудиции.
Задания со звездочкой напоминают задания для проектов: «Составьте исторический портрет…», «Дайте оценку…», «Объясните…», «Рассмотрите проблему…» и т. п. Сложность таких формулировок в том, что они не совсем очевидно сформулированы для девятиклассников. Для разъяснения в таких случаях явно понадобится учитель.
Имеются задания и для решения задач исторического краеведения. Они тоже требуют значительной работы со стороны учителя, например, § 27 «Российское общество в условиях модернизации»: «проведите поиск информации по теме «Население нашего города (края) в конце XIX – начале XX в.: традиции и перемены». Почти все задания по тематике исторического краеведения сформулированы одинаково, повсюду нужно «проводить поиск информации». Везде, где автор методического аппарата д.п.н. Л.Н. Алексашкина отходит от модели воспроизводства готовых знаний, ученикам даются достаточно абстрактные инструкции. И если в заданиях по историческому краеведению это объяснимо и приемлемо (у каждого региона – своя специфика), то в заданиях по другой тематике требует, на наш взгляд, уточнение формулировок. Например, задание к § 35 «Серебряный век российской культуры»: «Подготовьте проектную работу на тему «Русские сезоны в Париже». Используйте художественные издания, материалы Интернета. Как вы прокомментируете то, что спустя столетие, в 2009 г., в Париже состоялось представление восстановленных четырех балетов Русских сезонов?» Этот и подобные ему проекты будут не совсем очевидны школьнику. А между тем четкая и ясная (как техзадание) формулировка в проектной деятельности – половина успеха. Это тем более важно, что учителя в условиях загруженности не всегда могут найти время и силы для качественной проработки проектов.
Задания перед параграфом скорее направляющие, чем проблемные. Проблемное задание предполагает вопрос, который нужно решить, либо разрешить противоречие, понять причины и т. п. Приведем пример формулировки проблемного задания из § 19 «Народное самодержавие Александра III»: «Чем характеризовалось правление императора Александра III, вступившего на престол после гибели “царя – освободителя” Александра II? Какие пути дальнейшего развития пореформенной России обсуждались в обществе?» Причем эта же проблематика дублируется в двух первых вопросах после параграфа.
В учебнике присутствуют иллюстрации, а в некоторых случаях и задания к ним. Качество этих заданий разное, как и самих иллюстраций. В параграфах, посвященных культуре, иллюстрации в основном вполне качественные – приведены аутентичные времени портреты исторических деятелей, фотографии архитектурных сооружений, картины на сюжеты истории и т. п.
В учебнике нет схем, что очень странно, поскольку в методическом аппарате учебника для VIII кл. этого же издательства они есть в избытке при условии, что автор методического аппарата тоже д.п.н. Л.Н. Алексашкина. С другой стороны, в качестве заданий для учащихся предлагается гораздо меньше таблиц, что удачно, на наш взгляд. Карты довольно крупные, снабжены заданиями. Разноуровневой вариативности в заданиях почти нет, т. к. они рассчитаны на «крепких середняков». Полагаем, это и будет привлекать учителей.
Удачно реализованной выглядит рубрика «История в лицах»: сдержанные, но при этом достаточно развернутые очерки позволяют составить первое впечатление о личности. Но встречаются и казусы: в очерке о Шамиле в § 12 «Народы России в первой половине XIX века» приведен текст объемом примерно 250 слов (в основном очерки – примерно такого же объема, некоторые – короче). Он дает вполне приличное и не лишенное занимательности для школьника представление о легендарном имаме. Но в конце очерка авторы для чего-то поместили полуправду, которая неотличима от лжи: «Потомки Шамиля служили в русской армии и достигли высоких чинов». Нет никакого секрета в том, что Гази-Махаммад дослужился до маршальского звания, но только в армии Османской империи, воюя против России. А вот Джамалуддин, получив русское образование и будучи заложником, действительно служил в русской армии. И если говорить о потомках, то внук Шамиля, Саид-Бек, после революции 1917 г. в России пытался на Северном Кавказе создать независимую Горскую Республику. Разгромленный Красной армией, он бежал в Турцию, где до конца жизни (а умер он в 1981 г.) оставался сторонником отделения горских народов от России.
Откровенно слабое место учебника – разделы «Суждения и оценки». Не делается разницы между современником и потомком, историком, писателем или публицистом. Вместо авторского текста или подборки текстов нам предлагается изложение, в редких случаях присутствуют цитаты. В текстах рубрики в некоторых случаях указываются имена конкретных людей, а в других используются обороты: «сейчас ученые признают…» или «по мнению историков…». Пример текста рубрики в § 26 «На пороге нового века: динамика и противоречия экономического развития»: высказано критическое отношение к реформам С. Витте, но не сказано, кто и когда это отношение высказал.

КУПИТЬ

Опубликовано в Статьи за 2020 год.


Комментарии (0)

Будьте в курсе обсуждения, подпишитесь на RSS ленту комментариев к этой записи.



Разрешены некоторые HTML теги

или используйте trackback.

*