Контент


Содержание журнала № 8 2018

Актуальная тема: Предметные результаты изучения истории в школе

Е.Е. Вяземский, Н.Л. Алексашкина, О.М. Хлытина. О системном подходе к проектированию предметных результатов изучения истории в школе.
В статье охарактеризованы подходы к проектированию предметных результатов в рамках ФГОС, предложена научно обоснованная система предметных результатов изучения истории в основной и средней школе.
Ключевые слова: Федеральный государственный образовательный стандарт, системно-деятельностный подход, предметные результаты изучения истории.

История и обществоведение

В.В. Пенской, Т.М. Пенская. Нежданная война: Ливонская война 1558-1561 годов и внешняя политика Ивана Грозного.
Данная статья представляет краткий обзор предыстории и истории Ливонской войны 1558-1561 гг. между Русским государством и Ливонской «конфедерацией». В статье авторы высказывают также ряд оригинальных трактовок целей и задач, которые решал Иван Грозный в этой войне.
Ключевые слова: раннее Новое время, XVI в., внешняя политика, Ливонская война, Россия, Ливония, Иван Грозный.

В.Г. Егоров. Российский исторический процесс в домосковский период и социально-политическая реальность: конспект школьного урока.
В статье представлен авторский взгляд на историко-культурные основания понимания современного российского социально-политического процесса, формирования стратегии общественного развития, релевантности институтов и практик, заимствованных из западного культурного опыта в процессе реформирования российского социума.
Ключевые слова: генезис государственности, трансевропейский торговый путь, норманская теория, вечевой строй, последствия татаро-монгольского нашествия.

В.С. Санников. Гражданская война. Временное областное правительство Урала.
В статье изучается период Гражданской войны в России и история Временного областного правительства Урала и его специфика.
Ключевые слова: Гражданская война, решение аграрного вопроса, решение рабочего вопроса, кадеты, эсеры, социал-демократы (меньшевики).

Методика

Л.В. Белгородская, Н.В. Барсукова. Фотография девять на двенадцать с наивной подписью «на память»… Как историку научить понимать смысл фотографий.
Статья посвящена методике изучения визуального образа истории через анализ фотографий. Предложен апробированный авторами алгоритм работы с этим видом источников.
Ключевые слова: фотографии, методика работы с фотографиями, визуализация истории.

Т.Н. Поплевко. Реформа патриарха Никона и раскол (технологическая карта урока).
Технологическая карта урока по заявленной теме с иллюстративным контентом.
Ключевые слова: церковь, раскол, патриарх Никон.

Д.Ю. Беличенко. История одной сожженной деревни в контексте школьного преподавания.
В статье исследуется метод проектного поиска как инструмента освоения урочного и внеурочного материала, воспитания любви к Отечеству, формирования критического мышления и анализа.
Ключевые слова: война, партизаны, сожженная деревня, память, изучение истории.

Труды молодых ученых

Д.М. Майборода. Исторический акт возвращения Крыма в состав Российской Федерации: анализ в помощь школьным учителям.
В статье рассматриваются причины и факторы, обусловившие реинтеграцию Крыма в состав РФ. Автор аргументированно утверждает, что исторический акт возвращения Крыма в состав России имеет корни, уходящие в советскую эпоху и реальность украинского социально-экономического и политико-культурного процесса.
Ключевые слова: политический кризис на Украине, Автономная республика Крым, пророссийское движение, защита прав и свобод российских соотечественников, исторический акт воссоединения Крыма с Россией.

А.Н. Косиков. Сибирь как место отбывания наказания в XVI-XIX веках.
Сибирь как место отбывания наказания за совершенные уголовные и политические преступления и использование ссылки и каторги как ресурса для колонизации сибирского края в XVI-XIX вв.
Ключевые слова: Россия, XVI-XIX вв., каторга и ссылка, Сибирь, колонизация сибирского края.

А.В. Филинов. Советско-китайские переговоры о продаже КВЖД и маньчжурский кризис (конец 1920 — начало 1930 годов).
В статье анализируется вероятность перехода КВЖД под контроль Китая в период до сентября 1931 г. и до мая-июня 1933 г.
Ключевые слова: КВЖД, переговоры о продаже, СССР, Китай, маньчжурский кризис.

А.С. Хрипунов. Проблемы инородческой школы в программных документах РСДРП и Бунда в начале ХХ века (1903-1917 годы).
В статье рассматриваются основные программные положения РСДРП и Бунда в области образования нерусских народов в дореволюционный период. Дается анализ места проблем просвещения инородцев в контексте общей социал-демократической национальной программы.
Ключевые слова: Российская империя, образование, политические партии, социал-демократия, большевизм, Бунд.

А.В. Орлова. Экономические и политические последствия Английской Реформации.
В статье рассматриваются роль английского абсолютизма в Реформации 1534 г. и ее экономические и политические последствия.
Ключевые слова: Реформация, абсолютизм, секуляризация, «новое дворянство», пуритане, «Средний путь».

Н.А. Кутявин. Восточнославянское язычество и крещение Руси в отечественной учебной и педагогической литературе XX века.
Статья посвящена исследованию презентации славянского язычества в учебниках по русской истории XX в. Автор приходит к выводу, что вопросы истории религии в большинстве учебников рассматривались весьма поверхностно.
Ключевые слова: язычество, славяне, учебник.

Опубликовано в Журнал в 2018 году.


Комментарии (0)

Будьте в курсе обсуждения, подпишитесь на RSS ленту комментариев к этой записи.



Разрешены некоторые HTML теги

или используйте trackback.

*