Контент


Содержание журнала № 6 2018

Актуальная тема: К 100-летию Гражданской войны в России: новое в содержании и методике преподавания темы (по материалам Всероссийской конференции в Санкт-Петербурге 11 апреля 2018 г.

В.М. Кузнецов, М.С. Салмина. Формы учебных занятий по истории Гражданской войны в России (из опыта учителей Челябинской области).
В статье рассматриваются итоги Всероссийской конференции, проведенной корпорацией «Российский учебник» в апреле 2018 г. в Санкт-Петербурге. Представлен опыт педагогов Челябинской области по изучению истории Гражданской войны в России. Характеризуются разнообразные формы учебных занятий по истории с использованием краеведческого материала.
Ключевые слова: региональная история, краеведение, Гражданская война в России, восстание Чехословацкого корпуса, практикум.

С.В. Агафонов. Гражданская война как пространство образования смыслов.
В статье показано как можно использовать ресурсы интернета для организации обобщения современного урока обобщающего контроля по теме «Гражданская война в России».
Ключевые слова: Интернет, Гражданская война, современный урок.

С.А. Гонтарь, С.В. Агафонов. Методический аппарат и иллюстративный
ряд современного учебника истории для повышения эффективности образовательного процесса.
В статье рассказывается о том, что задания методического аппарата современного учебника истории и иллюстрации действительно могут помочь повысить эффективность образовательного процесса.
Ключевые слова: методический аппарат учебника, столетие гражданской войны в России; межпредметные понятия.

В.К. Романовский. Тема Гражданской войны в региональном школьном курсе «История Нижегородского края».
В статье раскрываются методологические, содержательные и методические аспекты изложения темы Гражданской войны в учебном пособии по истории Нижегородского края, обосновывается идея о том, что дополнение и конкретизация учебной темы историко-краеведческими материалами (региональным компонентом) позволяет выявить общее и особенное в региональной истории.
Ключевые слова: региональная история, учебное пособие, Гражданская война, Нижегородская губерния, изложение темы.

История и обществоведение

Ю.С. Никифоров. Кинокартина «Из жизни Федора Кузькина» С.И.Ростоцкого как источник для изучения исторической памяти о советской провинции: дидактический потенциал для средней школы.
В статье анализируется советская кинокартина как особый исторический источник. Предлагается анализ исторической памяти о советской провинции через призму кино.
Ключевые слова: новейшая история, СССР, культурная память, советская провинция, исторический источник, кино.

О.Ю. Стрелова. История человечества: кратко, но всерьез (Книги Юваля Ноя Харари как дополнительные информационные ресурсы в школьных курсах истории и обществознания).
В развитие проблемы «дополнительные информационные ресурсы как средства организации исследовательской деятельности школьников» автор статьи предлагает методические разработки, подготовленные на основе первой главы книги Юваля Ноя Харари «Homo sapiens. Краткая история человечества».
Ключевые слова: дополнительные информационные ресурсы, первобытная история, исследовательская деятельность школьников.

Т.Р. Латыпов. Фольксштурм из Освенцима. Так Красная армия освобождала Восточную Европу от нацистов.
В статье дается описание Западно-Карпатской стратегической наступательной операции. В бою за плацдарм на р. Висла в плен добровольно сдалось одно из подразделений фольксштурма, при этом показания пленных свидетельствовали об упадке морально-политического состояния немецких войск.
Ключевые слова: Западно-Карпатская стратегическая наступательная операция, 4-й Украинский фронт, 38-я армия, Освенцим, фольксштурм.

Методика

Л.В. Белгородская, Н.Р. Новосельцев. От визуального поворота в науке — к визуальному повороту в школьных курсах, или «Любите ли вы книги с картинками?».
Статья посвящена методике визуализации истории России через анализ произведений исторической живописи. Предложен апробированный алгоритм работы с визуальными художественными образами.
Ключевые слова: визуальные источники, историческая живопись, методика визуализации учебного процесса.
О.Н. Шапарина, И.Н. Алиева, А.С. Лопатина, В.В. Трифонова. Внеурочное мероприятие — «Квест по теме «Великая Отечественная война» для учащихся IXклассов».
Авторами предлагается методическая разработка внеклассного занятия по теме «Великая Отечественная война» в виде игры-квеста, которая включает различные виды деятельности учащихся: блиц-опрос, ребусы, шифрование, ролевые игры, спортивные упражнения и другие. Сценарий будет полезен при организации предметных недель по истории, тематических игр.
Ключевые слова: Великая Отечественная война, квест, методика преподавания истории.
Т.В. Коваль. Информационные ресурсы: направления совершенствования.
Статья раскрывает возможности использования современных информационных ресурсов в образовании на примере анализа методических разработок по обществознанию, представленных МЭШ. 
Ключевые слова: информационная образовательная среда, методы преподавания, обществознание, компоненты урока, мотивация.
Е.К. Калуцкая. Прототипы реальных ситуаций на уроках истории и обществознания как средство достижения учащимися метапредметных результатов.
В статье раскрываются такие актуальные вопросы: метапредметность в обществоведческом образовании; сущность, цели, результаты; развитие личности ученика как приоритетное направление; школьное образование как система. 
Ключевые слова: учебная ситуация, кейс, метапредметность.
М.А. Поночевный. Формула истории: исторический междисциплинарный урок в теории и на практике.
Статья посвящена анализу теории и практики междисциплинарного исторического урока. Рассматриваются основные преимущества урока истории как площадки для укрепления междисциплинарных связей и выработки универсальных учебных действий. 
Ключевые слова: междисциплинарный урок, исторический урок, кремли, крепости, «тотальная история».

Труды молодых ученых

Д.И. Дымчак. Роль Антонио Грамши в становлении Итальянской коммунистической партии и рабочего движения в Италии в 1920 годы.
Рассматриваются рабочее движение в Европе 1920-х гг., неудачи «красного двухлетия» в Италии и возникновение фашизма. Анализируется влияние Антонио Грамши в Итальянской коммунистической партии и распространение его идей.
Ключевые слова: «Красное двухлетие», Итальянская коммунистическая партия, Антонио Грамши, Коминтерн, Циммервальдская левая группа.

А.Б. Прилуцкая. Петербург и «петербургщина» в жизни отставных сановников: великий князь Константин Николаевич и Д.А. Милютин в 1881-1883 годах.
В статье анализируется образ Петербурга в глазах двух крупнейших деятелей эпохи «великих реформ» в 1881-1883 гг.; рассматривается их жизнь вне столицы после отставки.
Ключевые слова: Российская империя, личность в истории, великий князь Константин Николаевич, Д.А. Милютин, высшая бюрократия.

С.В. Никитин, А.Н. Чемоданов. Противостояние контрразведывательных органов СССР немецким спецслужбам в Латвийской ССР в 1940-1941 годах.
Исследуемая тема имеет исключительно важную историко-политическую направленность. Авторы публикации доказали то, что деятельность правоохранительных органов СССР в Латвийской ССР и обеспечивала государственную безопасность Латвийской ССР и СССР в целом.
Ключевые слова: Латвийская ССР, НКВД-НКГБ СССР, правоохранительные органы, немецкие спецслужбы, гитлеровские агенты и диверсанты.

В.В. Телицын. Борьба Москвы и Твери 1305-1325 годов в изложении московских и тверских книжников.
В представленной статье рассматривается отражение московско-тверской борьбы 1305-1325 гг. в трудах древнерусских книжников. Делаются выводы относительно оценки книжниками принадлежности верховной власти.
Ключевые слова: русские земли, московское княжество, книжники.

Опубликовано в Журнал в 2018 году.


Комментарии (0)

Будьте в курсе обсуждения, подпишитесь на RSS ленту комментариев к этой записи.



Разрешены некоторые HTML теги

или используйте trackback.

*