Контент


Содержание журнала № 4 2018

Актуальная тема: Историко-культурный стандарт

Е.Е. Вяземский, Е.Б. Евладова. Историко-культурный стандарт и школьное историческое образование: к осмыслению тенденций развития образования.
В статье рассматриваются вопросы разработки и внедрения историко-культурного стандарта как фактора государственной образовательной политики и тенденции развития школьного исторического образования.
Ключевые слова: историко-культурный стандарт, единый учебник истории, концепция нового УМК по отечественной истории.

М.В. Короткова. Историко-культурный стандарт и преподавание культуры в школьных курсах Отечественной истории.
В статье рассматриваются различные подходы при изучении культуры в школьном курсе истории, приводится анализ содержания историко- культурного стандарта в данном контексте.
Ключевые слова: культура, повседневность, ценности, историко-культурный стандарт, преподавание культуры на уроках.

Е.А. Крючкова. Историко-культурный стандарт: методические аспекты внедрения в педагогическую практику.
В статье рассматриваются содержание и структура школьного исторического образования в соответствии с ИКС, даны методические рекомендации по преподаванию истории в школе в связи с переходом на новую структуру и содержание исторического образования.
Ключевые слова: школьное историческое образование, историко-культурный стандарт, ФГОС, образовательные результаты, учебно-методический комплекс по отечественной истории.

История и обществоведение

А.В. Журавель. «Старейшинство» против «отчины»? Наследование власти на Руси (IX-XV века).
В статье рассматривается, как взаимосвязь понятий «отчина» и «старейшинство» определяла ход наследования власти на Руси вплоть до XV вв.
Ключевые слова: наследование власти, завещание, Ярослав Мудрый, отчина, старейшинство, братия, усобицы, Ярославичи, Владимир Мономах.

В.Н. Замулин, В.В. Замулин. Как освобождали город первого салюта.
В статье на обширном документальном материале из российских и зарубежных архивов, значительная часть которого вводится в научный оборот впервые, анализируются вопросы, связанные с боевыми действиями войск Степного фронта по освобождению Белгорода от германских оккупантов в августе 1943 г.
Ключевые слова: Курская битва, операция «Полководец Румянцев», освобождение, Белгород, первый салют, И.С. Конев.

Е.И. Щулепникова. Сопоставление истории и современность в историческом курсе: история одной дискуссии.
В конце 1940-х гг. на страницах педагогических журналов шла дискуссия о целесообразности сопоставления истории и современности, проведения исторических параллелей. Некоторые выводы, сделанные участниками дискуссии интересны и для педагогов XXI столетия. Данная статья о ходе и выводах полемики.
Ключевые слова: дискуссия, сравнение, современность, методология.

Б.А. Ачкинази. Россия в мировой войне и нарастание внутреннего кризиса (1914-1915 годы).
В статье анализируется обстановка вступления России в мировую войну и причины военных неудач, обусловившие нарастание кризиса Империи со второй половины 1915 г.
Ключевые слова: мировая война, потрясения, внутренний кризис, армия, фронт, тыл, план войны, военная операция, прорыв, катастрофа, кульминация.

А.И. Прищепа. Сургутский учитель Аркадий Знаменский.
В статье дается оценка многогранной личности А.С. Знаменского, сочетавшего в себя талант яркого педагога и способности незаурядного композитора и исполнителя музыкальных произведений. На примерах личных судеб его выпускников показывается неизгладимое благотворное педагогическое влияние на молодое поколение сибирской глубинки.
Ключевые слова: школа, краеведение, обучение, воспитание, библиотека, музыкант, архив, личность, творчество, ученики.

Методика

О.Ю. Стрелова. Столетие российской революции 1917 года и актуальные проблемы исторического образования школьников (3-я часть).
В статье продолжается анализ образовательного потенциала дискурса «Столетие российской революции 1917 г. как проект исторической памяти школьников». Забытые артефакты представлены как дополнительные информационные ресурсы УМК по истории и обществознанию, а на примере политических карикатур 1917 г.
Ключевые слова: столетие российской революции 1917 г., проект памяти, дополнительные информационные ресурсы, карикатуры, исследовательская деятельность.

И.П. Ереметова. Задания для региональной олимпиады по истории для учеников XI классов.
Вариант региональной предметной олимпиады по истории.
Ключевые слова: олимпиада, Древняя Русь, Удельная Русь, Московский период, Российская империя, Советский союз.

И.В. Крутова, Р.В. Пазин, Э.Н. Абдулаев. Методические квесты современного урока.
В статье раскрывается проблема использования методов обучения в современной школе.
Ключевые слова: методика обучения истории и обществознанию, методы обучения.

Труды молодых ученых

А.С. Масютин. Вооруженное выступление в Вятке 18 декабря 1905 года.
В статье рассматривается вооруженное выступление боевых дружин социалистов-революционеров в Вятке в декабре 1905 г. как одно из волны вооруженных восстаний декабря 1905 г., по мнению многих исследователей, пика Первой русской революции. Автором проводится анализ мотивов и причин неудачи боевого предприятия в Вятке.
Ключевые слова: партия социалистов-революционеров, эсеры, Вятка, 1905, Первая русская революция.

Также в номере

Колонка главного редактора

Опубликовано в Журнал в 2018 году.


Комментарии (0)

Будьте в курсе обсуждения, подпишитесь на RSS ленту комментариев к этой записи.



Разрешены некоторые HTML теги

или используйте trackback.

*