Актуальная тема: Столетие Октября
Б.Ю. Кагарлицкий. Революция как инструмент модернизации.
Автор рассматривает революционные события 1917 г. сквозь призму мир-системной теории. Ключевое внимание уделяется тому обстоятельству, что в ходе революционных преобразований Советской России удалось «отключиться» от глобального процесса накопления капитала.
Ключевые слова: Модернизация, отсталость, миросистемный анализ, индустриализация, революция.
Н.А. Могилевский. Революция 1917 года в школьных учебниках 1990-х годов.
Статья посвящена проблеме освещения революции 1917 г. в российских школьных учебниках 1990-х гг. Анализируются новые подходы и новые ракурсы в освещении данной темы.
Ключевые слова: революция 1917 г., преподавание, история, школьный учебник, 1990-е.
К.А. Пахалюк. «Безальтернативность Октября»: революция 1917года в советском учебном кинематографе (на основе фондов РГАКФД).
В статье сравниваются два учебных фильма (начала 1930-х гг. и 1957 г.) об Октябрьской революции. Основной внимание уделяется произошедшим изменениям в репрезентации этих событий.
Ключевые слова: Октябрьская революция, документальный кинематограф, историческая политика, культурная политика, пропаганда.
П.Г. Баранова, А.А. Тращенко. Образ Октябрьской революции в детской художественной литературе 1920-1930-х годов.
В данной статье приводится анализ знаковых произведений детской литературы 1920-х и 1930-х гг. об Октябрьской революции. Основное внимание уделяется характерным особенностям формирования образа революции и революционера в детском сознании.
Ключевые слова: Октябрьская революция, детская литература, идеология, коммунистические ценности.
А.В. Шубин. Власть Советов как реальность.
В статье дается анализ проблем и противоречий, возникших между центральной властью и местными советами в 1918-1920 гг.
Ключевые слова: Власть Советов, управленческая деятельность, чрезвычайные полномочия, большевики, меньшевики, эссеры.
История и обществоведение
А.В. Журавель. Марксова теория формаций и современность.
В статье разбираются основы Марксовой теории формаций, которая — в отличие от «марксистско-ленинской» — является троичной. Ядром этой концепции оказывается вторичная экономическая формация. Показывается, как Марксова схема может быть применена в современных условиях.
Ключевые слова: Маркс, марксизм, марксизм-ленинизм, теория формаций, вторичная экономическая формация, способ производства, глобализм.
История из семейного архива
Н.Д. Постников. Кавалер Георгиевского оружия, полковник 98-го Юрьевского пехотного полка, Дмитрий Николаевич Постников.
В данной статье подробно описывается один из эпизодов Первой мировой войны, в котором подполковник Д.Н. Постников блестяще показал свое воинское искусство.
Ключевые слова: Восточно-Прусская операция, окружение, прорыв, георгиевское оружие, Д.Н. Постников.
Методика
И.П. Ереметова. Задания для региональной олимпиады по истории для учеников V-VII классов.
Вариант региональной предметной олимпиады по истории.
Ключевые слова: олимпиада, Древний мир, Древняя Русь, Удельная Русь, Московский период, Российская империя.
Т.В. Коваль, Е.А. Крючкова, А.Ю. Лазебникова, С.Е. Дюкова. Метапредметный курс «Познавательная деятельность».
В работе представлена программа метапредметного курса (модуля) для учащихся X кл. общеобразовательных учреждений, созданная в соответствиями с требованиями ФГОС средней общеобразовательной школы к образовательной программе элективного курса.
Ключевые слова: школьное образование, познавательная деятельность, метапредметный подход, способы познания, универсальные учебные действия, методологические знания.
О.Н. Мачехина. Соотношение теории и практики в преподавании истории в условиях общества знания.
В статье автор поднимает вопрос трансформации теории и практики преподавании истории в школе в условиях вхождения цивилизации в общество знаний. Автор, представляет наиболее эффективную, на его взгляд, парадигму решения этого вопроса.
Ключевые слова: история, преподавание, теория, практика, общество знаний.
И.И. Баринова. Воспитание Гражданина в современной школе.
В статье показано значение формирования позитивного образа страны для воспитания гражданина в процессе обучения истории и географии.
Ключевые слова: воспитание в процессе обучения, духовно-нравственное воспитание, позитивный образ страны.
Труды молодых ученых
Р.Р. Нурисламов. Англо-германские отношения в контексте Гражданской войны в Испании (1936-1939 годы).
В статье рассматриваются отношения Англии и Германии в контексте начального периода гражданской войны в Испании. Автором сделан вывод, что события в Испании ясно дали понять, что нацистcкая внешнеполитическая программа в своих радикальных формах войдет в непреодолимые противоречия с британскими интересами.
Ключевые слова: aнгло-германские отношения, Гражданская война в Испании 1936-1939 гг., комитет по невмешательству в дела Испании, кризис Версальской системы, ось «Рим-Берлин-Токио», причины Второй мировой войны.
А.Э. Меньшиков. Организация учебно-просветительской работы в Социалистической академии общественных наук.
Статья освещает причины приоритета деятельности учебно-просветительской секции Социалистической академии общественных наук в период ее становления в 1918-1919 гг. Рассматривается характер и особенности практической работы в области просвещения, содержание учебных курсов, кадровый состав преподавательского корпуса и контингент обучавшихся первого набора.
Ключевые слова: идеология, Социалистическая академия, просветительская работа, агитация, СНК.
И.А. Потёмкин. Полиция в борьбе с нарушителями «сухого закона» в годы Первой мировой войны.
В статье раскрывается деятельность полиции по реализации антиалкагольной кампании, борьбе с нарушителями принятого «сухого закона» во время Первой мировой войны.
Ключевые слова: полиция, Первая мировая война, «сухой закон», преступность, Департамент полиции.
И.А. Болдов. Православная церковь на рубеже XVI-XVII веков.
В статье освещаются события из истории Православной церкви конца XVI — начала XVII в. в период Смуты, бресткой унии. Дается оценка взаимоотношений церкви и государства.
Ключевые слова: православие, католицизм, смутное время, патриарх.
Также в номере
Проверить знания легко! (Дидатктические материалы издательства «Вако»)
Комментарии (0)
Будьте в курсе обсуждения, подпишитесь на RSS ленту комментариев к этой записи.