Контент


Работа с исторической картой: причины трудностей учащихся и приемы их преодоления

Ирина Анатольевна Щуринова – кандидат педагогических наук, доцент кафедры истории и археологии ФГБОУВПО «Тульский государственный педагогический университет им. Л.Н. Толстого».

 Необходимы ли современному человеку картографические представления, знания и умения, или их вполне могут заменить навигаторы и другие «интеллектуальные» технические новшества? Полагаем, что все-таки не содержание ЕГЭ, а общественный запрос на образованную личность, умеющую ориентироваться в многогранном современном мире, обуславливает необходимость формирования картографических умений у школьников в процессе обучения.

Учитель истории может задать закономерные вопросы: Какие конкретные умения работы с картой надо формировать у школьников на уроках истории и как это делать наиболее продуктивно?   Попытаемся определить, насколько в ходе государственной итоговой аттестации школьников проверяются те результаты обучения истории в части картографических знаний и умений, на которые ориентируют образовательные стандарты. На основе анализа причин неудач школьников в выполнении заданий с историческими картами и картосхемами покажем приемы формирования умений работать с картой в процессе обучения истории.

Содержание экзаменационных работ по истории для IX кл. (ОГЭ) определяется на основе требований Федерального компонента государственного образовательного стандарта основного общего образования по истории (ФК ГОС, 2004 г.) и Историко-культурного стандарта по отечественной истории. В ИКС картографические знания и умения учащихся не прописаны, а в ФК ГОС основного общего образования по истории включены требования к подготовке выпускников по работе с исторической картой.   Эти требования включены в Кодификатор элементов содержания и требований к уровню подготовки обучающихся для проведения ОГЭ по истории: «показывать на исторической карте территории расселения народов, границы государств, города, места значительных исторических событий»1. Предметные результаты освоения курса истории на уровне основного общего образования в соответствии со стандартами второго поколения (ФГОС основного общего образования, 2010 г.) дополняют умения «показывать на исторической карте»   умением «использовать историческую карту как источник информации»2. Расхождений между требованием стандартов и определением элементов содержания итоговой аттестации учащихся нет. В своей работе учитель должен на них ориентироваться, т. е. в соответствии с этими требованиями,   еобходимо развивать у школьников умения показывать на карте историко-географические объекты. Однако, на наш взгляд, задания, предлагаемые учащимся на ОГЭ, обозначенные картографические   умения не проверяют. Приведем примеры заданий из открытого банка заданий ОГЭ: «Укажите землепроходца, руководившего экспедицией, которая первой прошла по маршруту, обозначенному на схеме», «Укажите цифру, которой на схеме обозначены действия полка под руководством князя Владимира Андреевича Серпуховского и воеводы Дмитрия Михайловича Боброк-Волынского», «Какой цифрой в легенде схемы обозначено расположение тяжеловооруженных немецких рыцарей?» Подобные задания, скорее всего, проверяют осознанное знание фактического материала или зрительную память учащихся.

Содержание экзаменационной работы по истории на ЕГЭ   соответствует Федеральному компоненту государственного стандарта среднего (полного) общего образования, базовый и профильный уровни (2004 г.) и ИКС по отечественной истории. У выпускников, в числе прочих умений, должны были проверяться умения проводить поиск исторической информации в источниках разного типа; анализировать историческую информацию, представленную в разных знаковых системах (таблица, историческая карта (схема), иллюстрация)3.

Экзаменационные работы ЕГЭ   включают четыре задания по исторической карте. Определим, какие конкретные картографические умения выпускников школы они проверяют, и на что направить усилия учителю при организации работы учащихся с исторической картой, какие картографические знания и умения развивать у школьников.

Первое, что необходимо сделать   ученику при выполнении заданий ЕГЭ с исторической картой – «узнать карту», т. е. определить географическое расположение данного фрагмента карты и хронологический период, к которому относятся события.   В заданиях также проверяются знание историко-географических объектов и их расположение в системе других объектов на карте; умение пользоваться легендой карты. Кроме этого, задания на основе исторической карты проверяют у выпускников знание фактического материала (событий, имен и т. д.).

При анализе   типичных ошибок участников ЕГЭ 2015 г. по истории в Федеральном институте педагогических измерений было отмечено, что задания с исторической картой оказались одними из самых трудных4.   Выпускники школы продемонстрировали   очень низкий уровень владения умением   использовать легенду карты, не узнавали предложенный фрагмент, не находили историко-географические объекты на карте и т. д. На затруднения школьников в работе с исторической картой указывают и сами учителя истории. Также плохое знание расположения историко-географических объектов отмечают преподаватели вузов у студентов первых курсов как исторических, так и неисторических направлений подготовки.

Полагаем, что названные затруднения учащихся   связаны с тем, что в учебниках и атласах большинство исторических карт тематические, и   у школьников не формируется целостное представление о пространстве мира. Поэтому они не могут определить, откуда «вырезан» тот или иной фрагмент исторической карты. Запомнив одну карту, которая была в учебнике, они не узнают того же объекта на другой карте (с другим масштабом или фрагментом). Например, успешно находя проливы Босфор и Дарданеллы на одной карте, ученики не могут их найти на другой, где Мраморное море изображено в другом ракурсе. Это происходит потому, что на уроках истории у школьников не формируется умение определять месторасположение историко-географических объектов в системе, относительно других объектов на карте. Чаще всего ученик использует для запоминания расположения большинства объектов на карте зрительную память. А поиск их на другой карте вызывает затруднения.

Основной причиной можно считать то обстоятельство, что в последние годы учителя истории чаще всего используют историческую карту в качестве иллюстрации, подтверждения слов учителя или текста учебника. Доминирующими функциями исторической карты на уроке истории должны быть информационная, обучающая, развивающая, контрольная, но ни в коем случае не иллюстративная. Сформировать у школьников умения читать легенду исторической карты, находить на карте историко-географические объекты, показывать их на карте невозможно посредством просмотра карты или наблюдения. Любое действие (а умения – это действия) можно развить у человека только тогда, когда он выполняет само действие. Кроме того не стоит забывать, что исторические карты   являются для учащихся источниками   информации, которую надо суметь найти и «прочитать» на карте. Сегодня это является главным принципом использования исторической карты на уроке истории: карта – источник информации, также как и текст учебника, письменные и изобразительные источники.

Общее представление о легенде карты должно начать формироваться у учащихся еще в начальной школе при изучении предмета «Окружающий мир».   Систематическая работа с легендой карты проводится на уроках географии и истории в основной школе. В арсенале современного учителя истории не только настенные карты, атласы и контурные карты, но еще и картографические тренинги (бумажные и цифровые), анимированные цифровые карты, конструктор интерактивных карт и др. Приведем наиболее эффективные методические приемы формирования картографических умений учащихся на уроках истории.

Умения работать с легендой карты, понимать масштаб и условные обозначения   требуют первоочередного внимания учителя. Причиной плохого понимания учащимися условных обозначений является то, что, либо ученики их не отмечают в контурных картах (этого не требуется в большинстве рабочих тетрадей),   либо копируют условные знаки из атласа, не задумываясь, что они означают. Однако научить принципам чтения легенды исторической карты можно уже в V кл., а в дальнейшем учащиеся только узнают новые условные обозначения. Наиболее эффективным методическим приемом является модификация или создание собственных условных знаков. Например, по теме «Древний Египет, 3500–332 гг. до н. э.» помимо упражнений, уже имеющихся в контурных картах, учащиеся получают дополнительное задание создать свою легенду карты с условными знаками, отличными от представленных в атласе. Если в атласе территория Египта в XXIII в. до н. э. обозначена зеленым цветом, то они должны выбрать другой цвет, изменить цвет и форму стрелок, обозначающих основные направления походов египетских фараонов, отличным цветом от карты в атласе отметить морские и сухопутные торговые пути и т. д. Взаимопроверка правильности легенды карты у соседа по парте   будет способствовать закреплению умения. Для формирования понимания условных обозначений достаточно повторить такую работу с легендой карты 3–4 раза. Чтобы умения читать легенду карты не забывались, при знакомстве с новой картой учителю следует задавать школьникам следующие вопросы:   Что обозначают красные стрелки? Какая территория отмечена на карте желтым цветом? и т. д. В последующие годы обучения необходимо вводить новые условные обозначения, закрепляя их понимание умением обозначать на контурной карте. Если такая работа не была проведена в V кл., то ее не поздно провести и в более старшем возрасте.

Отрицательную роль в развитии у школьников умений читать условные знаки является использование видеосюжетов и анимированных карт, в которых используются изображения. Бесспорно, анимированное сражение привлекает внимание учащихся, вызывает интерес своей новизной и цветовым решением, создает целостное представление о событии. В этом состоит преимущество анимации перед настенными демонстрационными картами, особенно, если изучаются динамичные события (например, военные действия).   Но, как правило, возникающий интерес бывает ситуационным, неустойчивым, быстро угасает. Кроме того, чтение условных обозначений картосхем и исторических карт способствует развитию теоретического мышления учащихся, а анимированные изображения объектов   слишком «упрощены» для восприятия. Анимированные исторические карты создают у учащихся яркий образ, но его потом трудно перенести на статичную карту, которая будет им предложена на экзамене. В анимированных картах ученику не нужно искать информацию, она ему «подается» в готовом виде. Анимация обязательно должна быть дополнена детальным разбором картосхемы. Если ученики только рассмотрят схему сражения в учебнике или на экране, то они запоминают ее зрительно. Если же они сами перерисуют эту схему с составлением собственной легенды, то будут задействованы и зрительная, и моторная, и смысловая память. Многим учителям зарисовка схем представляется чем-то старомодным, однако этот прием для понимания и запоминания фактического материала учащимися более эффективен, чем только просмотр изображения или видеосюжета.

Проблема «узнавания карты» учащимися требует длительной работы. Чтобы ученику понять, что за фрагмент карты предложен на экзамене, необходимо определить   место этого фрагмента в пространстве и во времени. Причина затруднений учащихся проста – на уроках истории чаще всего используются тематические карты. Попытки решить эту проблему только развитием зрительной памяти у учащихся представляются тупиковым путем.   Учителям рекомендуется обеспечить   преемственность между картами. Но как это сделать на уроке? Можно использовать методический прием от общего к частному. Прежде чем познакомить учеников с новой тематической картой, предложить им найти и показать территорию, на которой происходят изучаемые события на общей карте.   В некоторых кабинетах истории на боковой стене изображена или постоянно висит настенная физическая карта мира. Это самый удачный вариант. Но можно использовать карту мира в цифровом формате на экране. Затем перейти к тематической карте. Например, найти дельту Нила на карте мира, определить, что это за материк, какие моря вокруг, а затем изучить тематическую карту в атласе или учебнике. Если предстоит работа со схемой города, то подойти к нему надо будет в три этапа. Например, идет изучение афинского порта Пирей. Сначала найти на общей карте Балканский полуостров, затем Афины на   карте «Классическая Греция в период расцвета» и только потом переходить к схеме в учебнике. Систематическое использование описанного методического приема обязательно приведет к положительным результатам, ученики научаться опираться в определении фрагмента карты на статичные географические объекты.

Определить ученику, к какому периоду относится предлагаемый на экзамене фрагмент карты, можно только опираясь на знание фактического материала. В качестве подсказок можно использовать условные знаки, наличие или отсутствие каких-либо историко-географических объектов (например, городов). Здесь уже используется комплекс картографических умений.

Процесс формирования у учащихся картографических умений по нахождению историко-географического объекта и его показу   на карте состоит из нескольких этапов: демонстрация этого умения учителем, разъяснение из каких операций оно состоит, а затем выполнение школьниками тренировочных упражнений для овладения этим умением. На первых двух этапах используются демонстрационные карты. Они могут быть традиционными настенными или цифровыми – статичными и анимированными. Но для   закрепления умения необходимы либо контурные карты, либо карты-тренинги.

Любой историко-географический объект на карте необходимо определять в системе с другими объектами. Например, знакомясь с новым городом, его место необходимо «связывать» в представлении учащихся с рекой, морем, другими городами.   Например, не только найти на карте город Новгород, а сразу определить реку Волхов, на берегах которой он расположен, и озеро, в которое впадает эта река. От общей карты перейти к тематической. Таким образом формируется перенос умения находить расположение города на любой другой карте. Иначе ученики, чаще всего, запоминают объект зрительно и в своем подсознании фиксируют «ищи Новгород в верхнем левом углу карты». А на другой карте там его уже не найти.

Для успешного овладения любым действием необходимо его многократное повторение. Для этого и используется работа в контурных картах и картографические тренинги. Бумажные варианты таких картографических пособий для учителей привычнее. Но выполнить в них задание можно только один раз, что для большинства учащихся недостаточно для формирования умения. Кроме того, задания в контурных картах часто предполагают копирование изображения из карты атласа.

В отличие от контурных карт, задания тренингов ориентированы на подготовку к экзаменам, ученики могут выполнять их неограниченное количество раз как на уроке, так и в качестве домашнего задания.

Компьютерная программа «Конструктор интерактивных карт» предоставляет учителю возможность самому создавать задания для учащихся.   Правильность выполнения упражнений автоматически проверяется, что дает возможность ученику выполнять тренировочные упражнения с исторической картой дома, многократно повторяя их для формирования умений. Очевидный недостаток использования их на уроке в том, что все ученики должны иметь персональный компьютер, а для разработки заданий учителю требуется значительное время.

Еще одно типичное затруднение, которое встречается у выпускников школы в ходе итоговой аттестации – это неумение соотносить даты событий, их место, участников, итоги.   Для развития у школьников таких смысловых связок лучше всего использовать таблицы. Например, известную всем учителям истории таблицу–хронотоп (дата–событие–место), надо дополнить двумя графами: участники события и результат (итоги).

Раскрывая такую систему работы с разными видами исторических карт на уроках истории   можно предположить возражение со стороны некоторых учителей, что не хватает времени изучать фактический материал, а еще надо с историческими письменными и изобразительными источниками поработать, да еще и несколько карт рассматривай каждый урок. Отметим, что работа с историческими картами, также как и с другими источниками информации не требует отведения особого времени на уроке, отдельного от изучения фактического материала.   Предлагаемые приемы позволяют органично   и целенаправленно использовать историческую карту на всех этапах учебного занятия, организуя учебную деятельность учащихся через работу с исторической картой как источником изучаемого фактического материала. Не претендуя на единственно правильный подход, отметим, что систематическая работа в течение всего процесса обучения истории   позволит гораздо лучше подготовиться ученикам к сдаче экзаменов, чем простое «прорешивание» ими заданий.

 

Примечания

1 Кодификатор элементов содержания и требований к уровню подготовки обучающихся для проведения основного государственного   экзамена по истории. М., 2015. С. 7 / Сайт ФГБНУ «Федеральный институт педагогических измерений». URL: http://fipi.ru/oge-i-gve-9/demoversii-specifikacii-kodifikatory

2 Примерная основная образовательная программа основного общего образования в редакции протокола № 3/15 от 28.10.2015 федерального учебно-методического объединения по общему образованию / Сайт «Реестр примерных основных общеобразовательных программ» Министерства образования и науки РФ. С. 58–61. URL: http://fgosreestr.ru/registry/primernaya-osnovnayaobrazovatelnaya-programma-osnovnogo-obshhego-obrazovaniya-3

3 Кодификатор элементов содержания и требований к уровню подготовки выпускников образовательных организаций для проведения единого государственного экзамена по истории. М., 2015. С. 7.

4 Артасов И.А. Методические рекомендации для учителей, подготовленные на основе анализа типичных ошибок участников ЕГЭ 2015 г. по истории. М., 2015. С. 7.

Опубликовано в Статьи за 2016 год.


Комментарии (0)

Будьте в курсе обсуждения, подпишитесь на RSS ленту комментариев к этой записи.



Разрешены некоторые HTML теги

или используйте trackback.

*