Контент


Содержание журнала № 5 2016

Актуальная тема: Художественная литература в преподавании истории и обществознания

А.Н. Иоффе. Художественная литература в преподавании истории и обществознания.
Статья обращает внимание на важность чтения художественной литературы. Показаны возможности ее использования на уроках истории и обществознания. Даются рекомендации учителям по художественным произведениям, которые интересны для чтения и полезны в преподавании.
Ключевые слова: читательская культура, метапредметность, межпредметные связи, результаты образования, читательская грамотность, достоинство.

Л.В. Бычкова. Методические аспекты использования художественной литературы на уроках обществознания в V-VI классах для подготовки к ГИА.
В статье рассматриваются вопросы использования текстов из произведений художественной литературы на уроках обществознания в V-VI кл. в аспекте подготовки учащихся к государственной итоговой аттестации.
Ключевые слова: государственная итоговая аттестация, требования ФГОС к уровню подготовки выпускников по обществознанию, текст из произведения художественной литературы, задание на основе текста.

А.-Р.В. Чепикова. А.С. Пушкин «Борис Годунов». В поисках истины.
Статья направлена на проведение межпредметных связей в рамках преподавания школьных предметов истории и литературы.
Ключевые слова: аллюзия, реализм, историзм, биографический метод, время, пространство.

История и обществоведение

Н.Д. Постников. Фронтовые письма как исторический источник Первой мировой войны. На примере боев на реке Равка в январе 1915 года.
В статье приводится исследование фронтовых писем одного из сражений Первой мировой войны как важнейшего исторического источника.
Ключевые слова: фронтовые письма, Первая мировая война, исторический источник, Равка.

З.А. Бутуева, М.Г. Цыренова. Письма с фронта как источники семейной и исторической памяти.
В статье предпринята попытка реконструировать военное прошлое по письмам участника войны Ч.Б. Будаева.
Ключевые слова: повседневность, эпистолярное наследие, фронтовые письма, Великая Отечественная война, история семьи, семейный архив, биография, источник.

Р.З. Алмаев. О роли дискуссий и обсуждений в образовательном сообществе страны и Южного Урала в ходе подготовки школьной реформы 1958 года.
В статье рассматривается проблема эффективности дискуссий в образовательном сообществе страны и Южного Урала в ходе подготовки реформы общеобразовательной школы 1958 года.
Ключевые слова: школьная реформа, дискуссии, обсуждения, учительские съезды.

Методика

Е.П. Максименко. Преподавание обществознания: использование иллюстративных материалов при изучении тем раздела «Политика».
Методическая разработка посвящена использованию иллюстративного дидактического материала на уроках обществознания по теме «Политика».
Ключевые слова: обществознание, основы политологии, визуальные методы обучения, функции государства, плакаты.

Е.Ф. Теплова. Решение методологических проблем в преподавании модульного курса ОРКСЭ.
В статье рассматриваются основные проблемы, связанные с преподаванием модульного комплексного курса «Основы религиозных культур и светской этики». Даются практические рекомендации по преодолению сложностей, возникающих при преподавании модулей ОРКСЭ.
Ключевые слова: основы религиозных культур, светская этика, модульный курс.

Е.С. Манданова. Формирование универсальных учебных действий на уроках истории в V классе.
В статье рассматривается проблема формирования универсальных учебных действий на ступени основного общего образования.
Ключевые слова: федеральные государственные образовательные стандарты общего образования, универсальные учебные действия.

Е.А. Крючкова. Дидактический потенциал школьного предмета «история» как средство формирования российской гражданской идентичности старшеклассников.
В статье рассматриваются особенности формирования российской гражданской идентичности средствами исторического образования в старшей школе.
Ключевые слова: воспитание, социализация, личность, российская гражданская идентичность, базовые национальные ценности, ценностное отношение, духовно-нравственное воспитание, историко-культурный стандарт, гражданская и культурно-историческая самоидентификация личности.

ЕГЭ и ОГЭ

И.А. Щуринова. Работа с исторической картой: причины трудностей учащихся и приемы их преодоления.
На основе анализа причин трудностей учащихся при работе с историческими картами предлагаются методические приемы их преодоления на уроках истории.
Ключевые слова: ЕГЭ и ОГЭ, исторические карты, учебные умения.

Труды молодых ученых

В.В. Телицын. Политическое и социокультурное пространство Северо-Восточной и Северо-Западной Руси во второй половине XIV — начале XV века.
В статье речь идет о политическом и социокультурном оформлении Российского государства второй половины XIV — начала XV в.
Ключевые слова: русская государственность, вторая половина XIV – начало XV в.

В.Ю. Бочко. Техасский сепаратизм как элемент интеграции в состав США: 1845-1861 годы.
Статья описывает проблему сепаратизма штата Техас в преддверии Гражданской войны в США. Рассматриваются причины сепаратизма, периодизация отношения техасцев к проблеме южного радикализма и самой сецессии.
Ключевые слова: новое время, региональная история, США перед Гражданской войной, внутренняя политика.

А.Г. Константинова. Социокультурная среда закрытых атомных городов Урала в 1990-е годы.
Статья посвящена проблеме трансформации социокультурной среды закрытых административно-территориальных образований (ЗАТО) Урала в 1990-е гг.
Ключевые слова: социокультурная среда, закрытые административно-территориальные образования (ЗАТО), закрытый атомный город.

А.В. Харченко. Губернская реформа 1708-1710 годов и ее оценка историками (на примере истории Поместного приказа).
Статья посвящена анализу губерноской реформы 1708-1710 годов на примере истории Поместного приказа. Приводятся различные оценки историков.
Ключевые слова: Российская империя, реформа, Поместный приказ, децентрализация.

А.А. Дмитриенко. Почему прибалтийские беженцы предпочитали жить в Петербурге и близлежащих городах в период Первой мировой войны?
В статье впервые анализируется, почему прибалтийские беженцы предпочитали селиться неподалеку от столицы Российской империи Петрограда и в близлежащих от него городах. Выявляются материальные и психологические причины этого явления.
Ключевые слова: прибалтийские беженцы, Первая мировая война, психология беженцев.

С.Г. Куликова. Социально-экономические практики земцев второй половины XIX — начала XX века.
На материалах Новоторжского уездного земства Тверской губернии, рассматриваются социально-экономические практики земцев второй половины XIX-начала XX вв., оценивается их результативность.
Ключевые слова: земцы, Новоторжское уездное земское собрание, Тверская губерния, вторая половина XI – начало XX века.

Н.Г. Федина. Становление российской историографии заграничного похода русской армии 1813-1814 гг. в первой половине XIX века.
Основное внимание в статье уделено становлению изучения истории заграничного похода русской армии 1813–1814 гг. в первой половине XIX века на примере работ Д.П. Бутурлина и И.А. Михайловского-Данилевского.
Ключевые слова: Заграничные походы русской армии 1813–1814 гг., Отечественная война 1812 г., Наполеоновские войны, историография войны 1812 г., Д.П. Бутурлин, И.А. Михайловский-Данилевский.

Также в номере

– Проверить знания легко! (Контрольно-измерительные материалы издательства «Вако»)

Опубликовано в Журнал в 2016 году.


Комментарии (0)

Будьте в курсе обсуждения, подпишитесь на RSS ленту комментариев к этой записи.



Разрешены некоторые HTML теги

или используйте trackback.

*