Контент


Грустные размышления о съезде, или как чиновники «рулят» историческим образованием

Мы научились говорить, но не смогли сделать так, чтобы нас слышали и слушали – эта мысль стала для меня главным выводом после прошедшего в Москве 31 марта – 1 апреля 2011 г. Всероссийского съезда учителей истории и обществознания.
В общем-то съездом прошедшее мероприятие назвать трудно. Съезд – событие по своему характеру общественное, а то, что произошло в здании Российской академии наук, скорее напоминало научно-практическую конференцию. Сначала на пленарном заседании учительство долго внимало выступающим с высокой трибуны ведущим организаторам исторической науки и исторического образования, причем большинству из них по сути назревших в нашем профессиональном сообществе острейших проблем сказать, к сожалению, было нечего. Учителя слушали и хлопали выступавшим, казалось, одобряя сам факт окончания речи. Живую реакцию в зале, искренние, благодарные аплодисменты вызвали лишь выступление академика А.О. Чубарьяна, речь декана исторического факультета МГУ С.П. Карпова (самая, на мой взгляд, блестящая и содержательная из всех), доклады питерского директора школы И.А. Карачевцева (кстати, единственного допущенного к выступлению на пленарном заседании представителя учительства) и известного историка Н.А. Нарочницкой (видеозапись этого выступления можно посмотреть на сайте автора: http://narochnitskaia.ru).
Работа в секциях тоже проходила в режиме научно-практической конференции, свободный микрофон был предоставлен учителям лишь на второй день, когда количество участников съезда ужалось до размера Синего зала. Для меня, участвовавшего в работе третьей секции «Преподавание истории и обществознания в контексте Федеральных государственных образовательных стандартов общего образования», весьма интересным и показательным было выступление генерального директора издательства «Просвещение» А.М. Кондакова. Он выступил с презентацией нового стандарта для старшей школы и был прерван возмущенным гулом всего зала и эмоциональным вопросом-выстрелом учительницы: «Зачем Вы разрушаете систему исторического образования?» Единения с народом, увы, не получилось… Кто виноват – «консервативная и недалекая учительская масса» или «оторвавшиеся от реальных проблем образования реформаторы»? Потом, при подведении итогов работы секции, на вопрос Чубарьяна, удалось ли найти учителям общий язык с Кондаковым, зал дружно и даже как-то весело ухнул: «Нет!» А ведь именно людям, сидевшим в зале, предстоит реализовывать на практике идеи наших реформаторов…
Больше всего меня задело, что практически никакие конкретные и разумные предложения, высказанные учителями на секциях, не вошли в проект резолюции съезда, составленный из общих фраз, которые легко обойти или проигнорировать. Приведу пример: в резолюции говорится о сохранении принципа вариативности исторического образования, но конкретное предложение о предоставлении школам права выбора между «линейкой» и «концентрами» проигнорировано. Впрочем, читатели могут сами составить свое мнение, так как проект резолюции нами публикуется (сама резолюция на момент подготовки номера к печати еще дорабатывалась, она будет опубликована на странице Ассоциации по адресу http://www.worldhist.ru/cooperation/school/Assosiation/; я предполагаю, что существенных изменений в окончательный текст резолюции внесено не будет, и к моменту доставки номера подписчикам читатели смогут узнать, какой из меня пророк).
Кроме того, мы представляем статью-впечатление Т.В. Коваль и материалы выступлений Л.А. Кацвы и П.П. Панкина с теми самыми конкретными предложениями, которые в резолюцию, к сожалению, не попали. Похоже, что чиновники и организаторы науки снова использовали учительское сообщество для достижения своих, одним им ведомых целей. Увы, учителю по-прежнему помощи ждать неоткуда.

Главный редактор Э.Н. Абдуллаев

Опубликовано в Новости.


Один комментарий

Будьте в курсе обсуждения, подпишитесь на RSS ленту комментариев к этой записи.

  1. Антон пишет:

    Съезд прошел полтора года назад.
    Ассоциация учителей истории и обществознания до сих пор не зарегистрирована в гос. органах как самостоятельная общественная организация.
    Предложения Л.А. Кацвы, П.П. Панкина и многих других, неравнодушных к школе людей, так и остаются предложениями.
    В ноябре 2012 должен состояться второй съезд учителей истории. Снова пошумим и разойдемся…
    Это и есть гражданское общество по-российски.

    [WORDPRESS HASHCASH] The poster sent us ‘0 which is not a hashcash value.



Разрешены некоторые HTML теги

или используйте trackback.

*