Контент


Резолюция Первого Всероссийского съезда учителей истории и обществознания (проект) г. Москва, Президиум РАН, 31 марта – 1 апреля 2011 г.

Первый Всероссийский Съезд учителей истории и обществознания, созванный по инициативе Совета Всероссийской общественной организации «Ассоциация учителей истории и обществознания», является уникальным в истории России мероприятием.
На Съезд прибыло 1044 делегатов из 79 субъектов Российской Федерации. К участию в работе Съезда были приглашены гости: преподаватели исторических факультетов ведущих вузов России, научные сотрудники исследовательских институтов РАН и РАО, представители органов управления образованием, СМИ и родительского сообщества.
В адрес Съезда поступили приветствия от Министерства образования и науки РФ, от Министерства культуры РФ, комиссии по образованию Государственной Думы РФ.
В рамках пленарного заседания Съезда было заслушано 8 докладов.
Работа Съезда продолжалась в рамках    5 секций.
Все участники Съезда объединены идеей консолидации учительского, научного и преподавательского исторического сообщества на благо развития исторического образования и исторической науки в России XXI века.
Съезд подчеркивает, что историческое образование является:
– важнейшим и необходимым компонентом развития личности, представляющим собой не только способ общения и взаимодействия с окружающими, но и основу подготовки к будущей профессии, интеллектуального и творческого развития, понимания законов мироздания;
– стратегическим ресурсом инновационного развития России, формирующим основы гражданственности и патриотизма.
Съезд обеспокоен существенным снижением уровня общегуманитарной, в т. ч. исторической подготовки выпускников средней школы, что ставит под удар способность России к воспроизводству высококвалифицированных кадров, знающих историю своей страны, способных ориентироваться в современных условиях и обладающих общей идентичностью.
Съезд подчеркивает, что прямое влияние на снижение качества исторического образования оказывают:
– сокращение числа часов, отводимых на изучение истории и обществознания;
– устаревшие механизмы, формы и методы подготовки учителей истории, а также их профессиональной переподготовки и повышения квалификации.
Съезд считает важным:
– повысить государственный и социальный статус учителя истории, включая улучшение условий его труда и повышение заработной платы, модернизацию системы оценки его труда и значительное упрощение системы отчетности, формирование отношения к профессии учителя как к государственной миссии;
– рассматривать историческое образование в средней школе как важнейшую общественную и государственную функцию, которую осуществляет и отдельно взятый учитель, и все педагогическое сообщество в целом, а ответственность за исполнение которой несут государственные органы образования.
Съезд считает целесообразным развитие деятельности Всероссийской общественной организации «Ассоциация учителей истории и обществознания», задачами которой должны стать:
– консолидация учителей истории и обществознания, создание условий для их профессионального общения и обмена опытом;
– активное участие в разработке и обсуждении стратегических проблем исторического образования;
– общественный мониторинг состояния исторического образования в целом по стране и на местах.
Съезд считает необходимым:
– сохранение вариативного принципа исторического образования в средней школе;
– модернизацию содержания и форм преподавания истории;
– развитие системы повышения квалификации учителей истории и обществознания;
– привлечение учительского сообщества к экспертизе учебных пособий;
– формирование единого научно-образовательного сообщества в сети Интернет;
– развитие интеграции исторического образования и науки;
– увеличение количества часов преподавания истории в школе.
В результате работы секций их председателями были внесены следующие предложения.

1. Роль учителя истории в формировании гражданского самосознания молодого поколения.
Предложения:
Содействовать повышению статуса учителя истории, в т. ч. путем проведения конкурсов научных работ, развития системы повышения квалификации и т. п. Преду-     смотреть организацию широкой информационной кампании в СМИ по сопровождению конкурсов среди учителей истории.
Предусмотреть стажировки учителей в рос
сийских университетах и научных центрах, а также участие их в работе зимних и летних школ профессионального мастерства.
Важно, чтобы представители учительского сообщества были вовлечены в процесс разработки и обсуждения важных документов, программ в образовательной сфере.
Важным фактором укрепления кадрового потенциала школьного исторического образования является поддержка и развитие системы повышения квалификации на базе самостоятельных учреждений (ИПКРО), общественный мониторинг качества работы которых возложить на Ассоциацию учителей истории и обществознания. Необходимо обеспечить систему сетевого взаимодействия учреждений повышения квалификации, в том числе через функционирование электронной площадки. В рамках Ассоциации предлагается создать Координационный совет по повышению квалификации учителей истории и обществознания, а также его подразделения в регионах. На Координационный совет может быть возложена функция общественной экспертизы программ повышения квалификации.
В целях повышения уровня профессионально-педагогической компетентности выпускников педагогических вузов целесообразно ввести стажировку на базе образовательного учреждения продолжительностью 6 месяцев перед получением диплома специалиста.
В целях повышения статуса учителей истории и обществознания и формирования доверия общественности к школьному историческому образованию сформировать в составе региональных отделений Ассоциации группы для связей со средствами массовой информации.

2. Роль современной исторической науки в учебно-методическом обеспечении курса истории.
Предложения:
Необходимо организовать работу по созданию инновационной модели учебников истории и обществознания для старшей школы на основе обновления методологической базы с учетом требований ФГОС. К процессу создания новых учебников следует привлекать ученых, методистов, психологов и практикующих учителей.
Поручить Центральному совету сформировать авторский учительский коллектив по написанию учебника «История: Россия в мире».
Поручить Предметной комиссии по общественной экспертизе учебно-методических изданий по истории и обществознанию провести полный мониторинг существующих учебников, в том числе экспериментальных, и представить свои рекомендации в Министерство образования и науки РФ и действующие ныне комиссии РАН и РАО. Эта Предметная комиссия стала бы важным элементом общественно-государственного партнерства в образовании. Кроме того, работа Комиссии позволит избежать возможного недопонимания между Минобрнауки и учительским сообществом.
Считаем целесообразным привлекать к работе комиссии участников образовательного процесса: учителей и родителей.
Учебники по истории и обществознанию, про
шедшие профессиональную и общественную экспертизы, необходимо выпускать под грифом «Допущено», отказавшись от грифа «Рекомендовано».

3. Преподавание истории и общество- знания в контексте Федеральных государственных образовательных стандартов общего образования.
Предложения:
Участники работы секции считают целесообразным сохранение учебного предмета «История» в качестве обязательного в 10–11-х классах.
Учебный предмет «История: Россия в мире» должен носить проблемный и компаративный характер и не подменять систематический курс истории.
Организовать мониторинг преподавания истории и обществознания в школе с целью выявления и обобщения лучших практик. На основе результатов исследования целесообразно разработать новые программы по истории, соответствующие как требованиям ФГОС, так и учитывающие практику преподавания истории.
Необходимо разработать пакет регламентирующих и программно-методических материалов для организации самостоятельной проектной и исследовательской деятельности обучающихся.

4. Электронные образовательные ресурсы по истории и обществознанию.
Предложения:
Сформировать единый интернет-портал «В помощь учителю истории». Содержание портала должно соответствовать современному уровню развития исторической науки, регулярно актуализироваться. Портал должен служить, с одной стороны, в качестве площадки для обмена опытом и лучшими практиками преподавания истории и обществознания, с другой – содержать научно-методические материалы по ключевым событиям российской и мировой истории, отражать современные научные представления о прошлом.
Целесообразно в дополнение к Федеральной коллекции цифровых образовательных ресурсов создать в сети Интернет систематизированную базу исторических источников различных типов и видов, необходимых для использования на уроках истории и обществознания и в процессе внеклассной и самостоятельной работы по предмету.
В условиях широкого внедрения педагогических программных средств и развития интернет-технологий необходимо подготовить учебно-методические материалы в помощь учителю по исторической информатике, а также включать методы электронного источниковедения в практику учебной работы с использованием средств информатизации.

5. Изучение региональной истории в контексте преподавания истории России.
Предложения:
Организовать Всероссийский конкурс на лучшее оформление школьного музея и кабинета истории.
Необходимо финансировать разработку и издание в регионах учебников и УМК по региональной истории, отражающих культурно-национальный компонент.

Опубликовано в Статьи за 2011 год.


Комментарии (0)

Будьте в курсе обсуждения, подпишитесь на RSS ленту комментариев к этой записи.



Разрешены некоторые HTML теги

или используйте trackback.

*