Актуальная тема: Год педагога и наставника
О.Ю. Казакова, А.М. Королев. «Усталый человек в очках»: реконструкция образа учителя истории дореволюционной провинциальной гимназии.
Статья посвящена реконструкции образа провинциального учителя истории дореволюционной гимназии по историческим и художественным источникам. Автор выделяет маркеры (факты, локации, характеристики), позволяющие идентифицировать художественные персонажи, прототипом которых стал учитель истории Орловской губернской мужской гимназии Н.И. Горшечников (1851-1908).
Ключевые слова: провинциальная гимназия, учитель истории, художественный образ, реконструкция.
И.А. Альтман, С.А. Тиханкина. Судьбы педагогов в Холокосте: уничтожение, сопротивление, спасение.
Авторы рассматривают историю уничтожения и сопротивления одного конкретного народа через судьбы педагогов вузов и школьных учителей. Делают анализ судеб педагогов в годы Холокоста и их роли в уничтожении, сопротивлении и спасении, раскрывают особенности работы школ на оккупированных территориях.
Ключевые слова: Холокост, педагог, учитель, система образования, школа, спасение, уничтожение, сопротивление.
А.М. Рыбаков, Т.А. Терешонок. Исторический опыт военно-патриотического воспитания молодежи в России.
Статья посвящена актуальной во все времена проблеме военно-патриотического воспитания молодого поколения, раскрыты предпосылки и хронология становления данного процесса. Главное внимание уделяется отношению руководства страны и специфике в области воспитания молодежи в духе патриотизма в различные времена.
Ключевые слова: воспитание, патриотизм, военно-патриотическое воспитание, молодежь, скаутинг, пионер, история.
История и обществоведение
В.Л. Даноян. Государственная законодательная деятельность в сфере городского общественного управления в 1796-1825 годах.
В статье изучается государственная деятельность, направленная на реформирование органов городского общественного управления в период правления императора Павла I и его сына Александра I.
Ключевые слова: городское общественное управление, законодательство, городская дума, сословия, реформы, ратгаузы, ратуши, городовое правление, полное собрание законов Российской империи, Павел I, Александр I.
О.Ю. Репухова. Территориальный «передел» в лимитрофной зоне России / СССР в предвоенные годы в школьных учебниках ближнего зарубежья.
В статье проанализировано содержание школьных учебников, изданных в Белоруссии и Украине в 1990-е гг. — 2000-х гг., об истории территориального «передела» в лимитрофной зоне России / СССР на рубеже 1930-1940-х гг. Сделаны выводы о приемах искажения исторической реальности, примененных авторами, и основных тенденциях в подходах к содержанию учебников.
Ключевые слова: школьные учебники, Белоруссия, Украина, территориальный передел, лимитрофная зона, предвоенные годы.
А.В. Ковалев. Значение и место всеобщей истории в школьном курсе истории.
В статье рассматривается значение и место всеобщей истории в школьном курсе истории. Автор акцентирует внимание на проблемах изучения всеобщей истории в контексте государственной итоговой аттестации.
Ключевые слова: всеобщая история, история России, государственная итоговая аттестация, единый государственный экзамен, изучение истории.
Методика
О.Ю. Стрелова. Поэтом можешь ты не быть, но… креативным быть обязан.
Автор статьи на конкретных примерах объясняет разницу между творческими заданиями и заданиями на формирование креативного мышления в школьных курсах истории. Последние охарактеризованы как «новая грамотность», расширяющая содержание функциональной грамотности и ее возможности отвечать на вызовы современного мира, содействуя духовно-нравственному развитию школьников. Показаны разные способы интеграции заданий на формирование креативного мышления в учебные занятия и внеурочную деятельность по истории (проекты, конкурсы, недели Истории и т. д.).
Ключевые слова: BANI-мир, функциональная грамотность, креативное мышление, модель заданий на формирование и диагностику креативного мышления.
Ю.В. Дружинина, Е.Ф. Бехтенова. «Космический стиль» или «Идеальная женщина живет на другой планете»: изучение вопроса о влиянии начального периода освоения космоса на европейскую моду 1960-х годов в школьном курсе истории.
Авторы статьи обращаются к изучению истории мировой моды при организации познавательной деятельности школьников по истории. Рассматривается влияние развития научно-технического прогресса, полета первого человека в космос на моду 1960-х гг. Предлагается использовать на уроках истории изображения моделей платьев модных домов Европы, ведущих кутюрье того времени как исторические источники для изучения влияния покорения космоса на повседневную жизнь человека, моду, на развитие легкой промышленности, экономики. Предложены варианты организации познавательной деятельности школьников с текстами, фото моделей платьев и костюмов коллекций, посвященных космической теме, предлагаются вопросы и задания для исследовательской и проектной деятельности. Сделан вывод о важности обращения к одежде как историческому источнику при изучении истории.
Ключевые слова: освоение космоса, космический стиль в моде, исторический источник, современный урок истории, методика преподавания истории.
В.С. Меркурьева, Т.П. Федянина. Работа с исторической живописью на уроке истории и при подготовке к ЕГЭ.
Авторы раскрывают вопросы, связанные с актуальностью и целесообразностью использования изобразительной наглядности на уроках истории, анализируют опыт работы с наглядностью, накопленный ведущими методистами страны. Авторы делают вывод о том, что применение методических приемов работы с исторической живописью позволят учащимся погрузиться в историческую эпоху, сформировать отношение к историческим событиям и деятелям различных эпох. В статье даются рекомендации по включению отдельных картин в учебный процесс и использование изображений при подготовке к итоговой аттестации учащихся.
Ключевые слова: метод, живопись, картина, история.
ЕГЭ и ОГЭ
О.А. Михайлова. Разбор задания 12 ОГЭ-2023 по обществознанию.
В данной статье характеризуется тип задания с развёрнутым ответом — задание 12, используемое в КИМ ОГЭ-2023 по обществознанию, критерии оценки выполнения задания с развёрнутым ответом. Приводятся примеры оценивания выполнения задания и даются комментарии, объясняющие выставленную отметку.
Ключевые слова: обществознание, ОГЭ, задание повышенного уровня.
Труды молодых ученых
Р. Маруф. Экономика Месопотамии в период от эпохи неолита до железного века.
Данная публикация посвящена описанию особенностей изменений в хозяйственной жизни Месопотамии в неолитическую эпоху и железном веке. В работе рассматриваются географические особенности региона и динамика его экономического развития по археологическим данным с привлечением научных работ на арабском, французском и английском языках. В работе отражаются наиболее значимые аспекты экономики региона, прежде всего земледелие, животноводство и ремесло.
Ключевые слова: экономика Месопотамии в эпоху неолита, экономика Месопотамии в железном веке, одомашнивание животных в Месопотамии, возникновение сельского хозяйства в Ираке, производство в Месопотамии, возникновение торговли в Месопотамии.
М.Л. Герасимов. Роль Иоанна Каподистрии в Греческой революции 1821-1829 годов.
Греческая революция 1821-1827 гг. является одним из важнейших этапов истории Греции. В данном процессе значительную роль играл российский дипломат и государственный деятель, позже — первый президент независимой Греции Иоанн Каподистрия. Несмотря на нахождение на должности министра иностранных дел Российской империи Каподистрия всячески старался оказать помощь своей родине, поддерживая баланс между интересами России и Греции. Особенного внимания требуют его усилия по восстановлению Греции, положившие фундамент греческого государственного строя.
Ключевые слова: Иоанн Каподистрия, Александр I, греческая революция, дипломат, Российская империя.
Комментарии (0)
Будьте в курсе обсуждения, подпишитесь на RSS ленту комментариев к этой записи.