Евгений Евгеньевич Вяземский – доктор педагогических наук, профессор, заведующий кафедрой методики преподавания истории ФГБОУ ВО «Московский педагогический государственный университет», Москва; Тамара Михайловна Кадзоева – кандидат педагогических наук, ассистент кафедры методики преподавания истории ФГБОУ ВО «Московский педагогический государственный университет», Москва.
14 сентября 2022 г. Государственная дума РФ приняла Федеральный закон «О внесении изменений в федеральный закон “Об образовании в Российской Федерации” и статью 1 Федерального закона “Об обязательных требованиях в Российской Федерации”». 21 сентября закон был одобрен Советом Федерации. 24 сентября «Федеральный закон от 24.09.2022 № 371-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» и статью 1 Федерального закона «Об обязательных требованиях в Российской Федерации» был размещен на официальном интернет-портале правовой информации .
Этим законодательным актом был обозначен переход к новому этапу в развитии общего социально-гуманитарного образования в современной России. Серьезные перемены в ближайшем будущем затронут следующие учебные предметы – историю, обществознание, географию, русский язык, литературу, основы безопасности жизнедеятельности.
В соответствии с поправками в закон «Об образовании в Российской Федерации» предполагается введение единых федеральных основных общеобразовательных программ, которые должны заменить примерные (рекомендательные) программы. Министерство просвещения РФ будет формировать государственный заказ на разработку учебников и утверждать их авторов. В итоге реализации названного федерального закона усиливается государственный контроль за сферой общего социально-гуманитарного образования. Школьные учебники по истории и другим социально-гуманитарным предметам фактически превращаются в государственные. Этап вариативности содержания общего гуманитарного образования фактически завершается. Единство содержания общего социально-гуманитарного образования для всех школ РФ фактом принятия данного закона утверждено на законодательном уровне. Подчеркнем, что элементы вариативности сохраняются, но приоритет – единое образовательное пространство.
Вместе с тем нельзя не отметить некоторое противоречие. Так, в частности, в статье 11 ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» для образовательных организаций утверждается принцип вариативности содержания образовательных программ соответствующего уровня образования, возможность формирования образовательных программ различного уровня сложности и направленности с учетом образовательных потребностей и способностей обучающихся. Разработка и выбор образовательной программы в соответствии с 28-й статьей того же закона «Об образовании в Российской Федерации» относится к полномочиям самой школы. Российское законодательство предоставляет широкие полномочия и учителям: они обладают академическими свободами (см. статьи 11, 28 ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»). В практическом плане это означает, что принятие нового федерального закона 371 от 24.09.2022 г. порождает определенные правовые коллизии, для устранения которых потребуется принять ряд дополнительных подзаконных правовых актов.
Переход к единым федеральным основным общеобразовательным программам неизбежно повлияет на учебники по истории и социально-гуманитарным дисциплинам, а также учебно-методическую литературу. В этих условиях единые учебники по истории и другим социально-гуманитарным предметам, подготовленные по государственному заказу, станут основным средством обучения.
Примечательно, что в фокусе внимания авторов поправок к закону РФ «Об образовании в Российской Федерации» вполне закономерно оказались социально-гуманитарные дисциплины, в наибольшей степени «отвечающие» за формирование личностных качеств обучающихся. Новое понятие единых федеральных основных общеобразовательных программ (ФООП) распространяется на учебные курсы русского языка, чтения и окружающего мира в начальной школе, а также русского языка, литературы, истории, обществознания, географии и ОБЖ в средней школе. «Все мы с вами понимаем, что, вводя такую прямую норму, мы защищаем те предметы, которые формируют ценности молодого человека, готовят их к нашим ценностям, о которых мы говорим. И здесь всякая вариативность, примерность, неопределенность наносят большой вред», – прокомментировала позицию авторов закона председатель Комитета Государственной Думы РФ по просвещению О.М. Казакова .
Переход на новые программы предполагается с 1 сентября 2023 г. Будут внесены изменения в порядок разработки учебников по социально-гуманитарным дисциплинам. При сохранении монополии Минпросвещения России в экспертизе учебной литературы ведомство теперь будет осуществлять госзаказ на разработку учебников и утверждать авторский коллектив.
Принятые поправки в закон РФ «Об образовании в Российской Федерации» станут отправной точкой нового этапа эволюции учебной литературы по истории и социально-гуманитарным дисциплинам. По сложившейся в отечественном образовании традиции мнения экспертов и общественности разделилось на диаметрально противоположные точки зрения: на сторонников и противников унификации программ и учебников:
«Инициатива о разработке учебников и пособий продиктована требованием создания единого образовательного пространства в РФ, с одной стороны, а с другой – позволяет снизить финансовые затраты всех уровней бюджета. Учебник является одним из главных средств реализации образовательной программы, логично в этой связи, чтобы и линия учебников была единая» .
«И в России, и во всем мире среди экспертов в последние десятилетия выбран глобальный курс на индивидуальный подход в образовании. На предоставление большого количества точек зрения. На то, чтобы дать людям возможность выбирать и думать. Образование должно быть индивидуальным, учитывать каждого ученика: все люди очень разные! К каждому должен быть свой собственный подход. Эта гуманистическая идея лежит в основе современного образования. Ошибка думать, что какой-либо учебник может быть единым для всех. <…> К тому же из этого предложения следует недоверие к педагогам, которые работают на местах, знают особенности своих классов и обладают своим видением и знаниями. И здесь явно неверно расставлены приоритеты, уже в формулировке вопроса речь идёт о стоимости, как будто главное в этом деле – деньги. А разве это так? А как же идея, что главное, это показывать ученикам возможности мира, учить их думать, помогать понять себя и окружающих, а не вызубрить единую для всех выжимку? За этим предложением – идея унифицировать всех: одинаковые костюмы, одинаковый набор мыслей. Единая гребенка. Не делать шаг вправо и влево. Не дать возможности подумать. Все это очень опасно, это зомбирование. По счастью, исторический опыт показывает, что подобные вещи недолговечны, нежизнеспособны. Подобный подход – прошлое. И у этой истории просто нет шансов» .
Поскольку новые единые основные общеобразовательные программы (ФООП) и учебники в данный момент находятся в стадии разработки, невозможно дать объективную оценку результатам инициативы. Однако осмысление ситуации в сфере учебного книгоиздания и анализ общественных дискуссий по проблематике учебников истории в современной российской школе невольно возвращают нас в 2013 г. к разработке Концепции нового учебно-методического комплекса по отечественной истории. Почти десять лет учебники по истории отечества для российской общеобразовательной школы создаются на основе единых концептуальных положений как предметно-содержательных, так и дидактических. Однако созданные в течение этого десятилетия три линии учебников (Дрофа, Просвещение, Русское слово) фактически не представляли собой концептуального монолита. А впоследствии федеральный перечень учебников дополнялся и новыми линиями УМК. Таким образом, внедрение Концепции нового УМК по отечественной истории сложно однозначно назвать «утверждением единого учебника» или «возвращением к советской модели» . В то же время с позиций сегодняшнего дня разработку и внедрение Концепции нового УМК по отечественной истории (2014 г.) можно рассматривать как подготовительный, начальный этап перед реальной унификацией учебно-методических комплексов по истории и другим социально-гуманитарным предметам.
Если главный вопрос о переходе к единым учебникам по истории и социально-гуманитарным предметам в принципе решен в правовом поле на уровне законодательства, то этого нельзя сказать в отношении ряда связанных с ним более частных вопросов, которые еще ждут своего решения. На повестке остается следующий ряд вопросов: каково реальное и оптимальное соотношение в современной российской школе традиционных (бумажных) учебников и учебников в электронной форме? Каким в перспективе будет школьный учебник в условиях цифровизации образования? Вот основные вопросы, которые требуют осмысления.
Сегодня в научном сообществе существует две точки зрения относительно будущего учебника истории. Сущность первой точки зрения состоит в том, что в условиях развития цифровой образовательной среды учебник утрачивает статус основного средства обучения. Вместе с тем надо отметить, что хотя данная точка зрения существует с 1990-х гг., цифровой образовательный контент все еще не заменил традиционный учебник.
Вторая точка зрения основана на широко распространенном традиционном представлении об учебнике, который, по мнению многих экспертов, не исчерпал свой потенциал в современных условиях.
Основываясь на ряде методических исследований последних лет, можно сделать вывод о том, что переход к цифровому учебнику задерживается в первую очередь в связи с неготовностью учителей к работе в условиях цифровой образовательной среды. Например, в исследовании Е.Е. Вяземского и Е.А. Крючковой, проведенном в разных регионах России, большинство анкетируемых педагогов отметило приоритетность использования традиционного учебника перед электронным . Результаты другого аналогичного исследования, но среди учащихся, свидетельствуют о том, что более 90 % учащихся отмечают пользу использования ЭФУ.
Комментарии (0)
Будьте в курсе обсуждения, подпишитесь на RSS ленту комментариев к этой записи.