Контент


Хабаровский процесс 1949 года: потенциал исторического события в гуманитарном образовании школьников и профессиональном развитии педагогов

Ольга Юрьевна Стреловадоктор педагогических наук, профессор; профессор кафедры теории и методики обучения, Хабаровский краевой институт развития образования, г. Хабаровск.

6–7 сентября 2021 г. в Хабаровске состоялся международный научно-практический форум «Хабаровский процесс: историческое значение и современные вызовы». Не часто в нашем городе проходят мероприятия, в организации и проведении которых принимают участие сразу несколько ведущих институций, организаций, фондов, обществ, движений федерального и регионального уровней[i].

Форум открылся 6 сентября в Доме официальных приемов Правительства Хабаровского края. С приветствием к его участникам и гостям обратился Президент России В.В. Путин, который отметил, что на Хабаровском процессе (1949 г.) «так же как на Нюрнбергском и Токийском процессах, был вынесен правовой, моральный и нравственный приговор тем, кто развязал Вторую мировую войну, кто был виновен в страшных преступлениях против человечности. Его проведение стало выражением принципиальной позиции нашей страны по факту грубого нарушения норм международного права, включая запрет на использование химического и биологического оружия. Хабаровский процесс стал первым и значимым шагом на пути к запрещению подобного оружия массового поражения, фактически – предтечей соответствующей Конвенции ООН 1972 г.»[ii].

В выступлениях С.Е. Нарышкина, председателя РИО, И.В. Краснова, Генерального прокурора РФ, В.Н. Фалькова, министра науки и высшего образования РФ, и других государственных деятелей, ведущих научных сотрудников Института государства и права, Института Дальнего Востока, Института востоковедения история, значение и актуальность Хабаровского процесса были проанализированы в разных ракурсах и контекстах. Тем самым они подготовили условия для работы на следующий день тематических площадок и панельных дискуссий: «Исторические уроки Хабаровского процесса и его значение для современного мира», «Хабаровский процесс в системе национального и международного права», «Хабаровский процесс как ключевая точка исторической памяти в образовательном процессе высшей школы», «Хабаровский процесс в учебно-воспитательном пространстве педагогического вуза, колледжа, школы», «Роль и значение СМИ в репрезентации Хабаровского процесса», «Хабаровский процесс в музейном пространстве» и др.

В конце второго дня итоги Форума были обобщены в специальной резолюции. В этом документе ученые-педагоги, представители общественности и различных профессиональных сообществ «выразили консолидированную позицию об историческом значении Хабаровского процесса 1949 г.»:

– «Результаты приговора Хабаровского процесса юридически безупречны. Подсудимые полностью и безапелляционно признали свою вину в совершении преступлений, связанных с созданием и применением бактериологического оружия, проведением опытов над людьми и подготовкой к бактериологической войне, в том числе против Советского Союза»;

– «Именно Хабаровский процесс положил начало созданию международной правовой базы для предотвращения применения биологического и иного запрещенного оружия»;

– «Хабаровский процесс стал первым и пока единственным в отечественной практике случаем успешного применения принципа универсальной юрисдикции в суде. СССР выступал от лица и в интересах всего человечества» [iii].

Во второй части резолюции представлен достаточно широкий спектр научно-правовых, общественных, издательских и просветительских инициатив, способствующих «выработке консолидированной профессиональной позиции общественности по ключевым точкам исторической памяти, в том числе посвященных Хабаровскому процессу».

Среди них обратим внимание на те, которые связаны с историческим и социально-гуманитарным образованием школьников:

– «Внести изменения в Историко-культурный стандарт, учебную и учебно-методическую литературу, дополнив их разделами, посвященными геноциду советского народа в годы Великой Отечественной войны, Хабаровскому процессу и его итогам, преступлениям против человечности и преступным планам японских милитаристов в годы Второй мировой войны»;

– «Образовательным организациям высшего, среднего профессионального и среднего образования использовать в учебной и воспитательной работе материалы Международного научно-практического форума “Хабаровский процесс: историческое значение и современные вызовы”»[iv].

Во время подготовки Форума и в дни его проведения приходилось слышать признания людей, родившихся во второй половине ХХ в. (среди них – учителя истории), о том, что про Хабаровский процесс 1949 г. они ничего раньше не слышали, в школе и вузах его не изучали. Для тех, кто родился и вырос в Хабаровске, было непонятно, почему о столь заметном для города событии не вспоминали их родственники, которые могли 25–30 декабря 1949 г. по специальным пропускам (рис. \\ Каталог выставки, с. 101) присутствовать в зале суда, или, стоя на морозе, слушать радиотрансляции, или читать репортажи в краевых газетах («Тихоокеанская звезда», «Суворовский натиск» и др.). Более полувека молчала «коммуникативная память» (память трех поколений), но и «коллективная (официальная) память» о Хабаровском процессе не позволила установить памятную доску на здании Хабаровского Дома офицеров Советской армии, засекретила важные документы, даже карикатуры В. Павчинского надолго «ушли» в фонды Хабаровского краевого музея им. Н.И. Гродекова.

Поэтому интерес к теме Форума со стороны педагогов был вызван целым комплексом непростых вопросов:

  • Почему о Хабаровском процессе 1949 г. не известно большинству современных людей, в том числе живущим в Хабаровске и Хабаровском крае?
  • Почему историю Хабаровского процесса 1949 г., несмотря на его значение в послевоенном мире, не изучали ни в школах, ни в педагогических институтах Советского Союза?
  • Почему о нем не пишут в современных учебниках истории? Почему этот факт не вошел в Историко-культурный стандарт по отечественной истории ни в 2014, ни в 2020 гг.?
  • Почему он по-прежнему отсутствует в содержании курса «История России» на исторических факультетах педагогических университетов?
  • Почему о значении Хабаровского процесса 1949 г. заговорили только теперь, вне «круглых дат» и исторических юбилеев?

Непосредственно педагогические вопросы появились тоже в преддверии Форума и пунктов резолюции о «внесении изменений в ИКС» и «использовании материалов Международной НПК» в историческом образовании и воспитании школьников:

  • Каковы ценностно-целевые основы интеграции истории Хабаровского процесса 1949 г. в систему современного гуманитарного образования школьников?
  • Каковы формы и способы изучения этого исторического факта в школьных курсах всеобщей и отечественной истории, обществознании, проектной деятельности старшеклассников, программе воспитания?
  • Каковы после Форума перспективы продолжения учебно-методической работы над актуальной темой в Хабаровском крае?

Поэтому в программу Форума по инициативе Министерства образования и науки Хабаровского края была добавлена специальная секция-педагогическая лаборатория «Хабаровский процесс 1949 г. в зеркале мировой истории и современности». В ее работе приняли участие учителя: члены регионального отделения Ассоциации учителей истории и обществознания, лауреаты краевого конкурса «История Дальнего Востока России в древности и Средневековье» (2021 г.), педагоги-новаторы. Вместе мы искали ответ на ключевой вопрос секции-лаборатории: «Каков потенциал исторического события 1949 г. в гуманитарном образовании школьников и профессиональном становлении педагогов в начале XXI в.?».

Творческой работе в разных проблемных группах предшествовала лекция-маршрутизатор (О.Ю. Стрелова); в связи с темой Форума были проанализированы личностные результаты освоения Примерной основной образовательной программы в ФГОС ООО (2021), методологические основы курса «История России» в предметной Концепции 2020 г., а также теоретико-практические подходы к реализации регионального компонента общего образования в Хабаровском крае[v].

Затем были кратко охарактеризованы «время и место» изучения истории Хабаровского процесса в учебном процессе (курсы «История России. ХХ – начало XXI вв.», «Всеобщая история. ХХ – начало XXI вв.», учебный предмет «Обществознание», интегрированные занятия, в том числе в рамках регионального компонента). Цель школьного исторического образования: «формирование и развитие личности школьника, способного к самоидентификации и определению своих ценностных ориентиров на основе осмысления и освоения исторического опыта своей страны и человечества в целом, активно и творчески применяющего исторические знания и предметные умения в учебной и социальной практике»[vi] (курсив – О.С.), – должна была стать ориентиром в разработке ценностно-целевых установок в будущих сценариях учебных занятий, посвященных Хабаровскому процессу. Эта работа ожидала педагогов, объединившихся в первую группу

Другой формат изучения и осмысления исторического события 1949 г. – учебный проект как «особый вид познавательной деятельности, формирующий у старшеклассников индивидуальный опыт творческого освоения мира». В связи с этим педагоги познакомились с основами педагогического сопровождения проектной деятельности школьников в курсах истории[vii].

Третье направление критически-творческого осмысления образовательного потенциала Хабаровского процесса связано с «воспитанием историей» во внеклассной работе. Мы обратили внимание педагогов на Календарь образовательных событий как компонент программы воспитания школьников[viii]: Хабаровскому процессу можно посвятить тематический урок в связи с очередной годовщиной окончания Второй мировой войны (2 сентября 1945 г.), а на региональном уровне приурочить это событие к дате проведения судебного процесса в Хабаровске (25–30 декабря 1949 г.).

Еще одно, но не последнее направление вело нас к изучению истории Хабаровского процесса в рамках формирования функциональной грамотности старшеклассников. Всем компонентам (видам) функциональной грамотности свойственны нацеленность на становление гражданской позиции личности, инициативности, самостоятельности, креативных способностей к функционированию в разных сферах жизни человека и общества. Концепция и типология заданий на развитие читательской грамотности точнее других коррелируют с педагогической проблематикой изучения истории Хабаровского процесса в старшей школе, развития критического мышления, воспитания культуры памяти.

Естественно, что на Форуме – в рамках четырёхчасовой педагогической лаборатории – учителя успели объединиться в проблемные группы и определиться с общими замыслами своих образовательных проектов. «Замысел – это идеальная модель (т. е. возникшая в мыслях), модель урока, которая появляется у учителя во время размышлений о предстоящем уроке, чтении методических разработок, книг, учебника. Учитель-профессионал при этих размышлениях ищет (и находит) оригинальную идею урока, продумывает самые трудные вопросы, требующие творчества (<…> ценностные основания содержания учебного материала, способы оказания помощи детям в поисках личностного смысла и др.), продумывает запасные методические варианты, способы мотивации учеников на постановку для себя целей и многое другое, что позже учитель <…> положит на бумагу в виде плана или проекта, или сценария, или …»[ix] (курсив – О.С.)

Предполагалось, что после Форума работа в проблемных группах продолжится в формате сетевого взаимодействия, индивидуальных консультаций, на курсах повышения квалификации «Современный урок истории» (кафедра теории и методики обучения истории ХК ИРО), а также в апробации новых проектов. Тематический номер журнала «Преподавание истории в школе» был запланирован как материализованный результат творческой работы педагогов Хабаровского края.

Сейчас этот номер в ваших руках и создан он вдохновением, целеустремлённостью, волей и профессионализмом тех, кто отважился на бросок в неизвестное и довел свой замысел до аналитической статьи, яркого обзора или методической разработки, загорелся идеями новых проектов…

Рубрику «Хабаровский процесс 1949 г. в фактах, документах и СМИ» открывает статья С.В. Сливко «Хабаровский процесс 1949 г. в освещении советской и американской прессы». Атмосфера судебных заседаний в Хабаровске, реакция на них в СССР и за рубежом воссозданы в основном по публикациям в газетах 1949–1950 гг. В связи с этим автор статьи проанализировал информационный контекст, состав публикаций и степень их достоверности в освещении Хабаровского процесса, выявил и сравнил приемы формирования общественного мнения по обе стороны «железного занавеса».

Статья А.В. Самохина посвящена реконструкции преступной деятельности отряда № 100, также принимавшего участие в подготовке бактериологической войны и проведении жестоких экспериментов. История этого отряда не привлекла к себе должного внимания исследователей. Автор восстанавливает ее по материалам Хабаровского судебного процесса 1949 г. и считает, что роль этого подразделения в подготовке бактериологической войны была не менее значимой, чем деятельность отряда № 731.

Сколько еще страниц из истории Второй мировой войны на Дальнем Востоке ждет своих исследователей? Д.А. Ляхов, директор центра научно-методической работы и развития информационных технологий КГБУ «Государственный архив Хабаровского края» специально для нашего журнала сделал обзор уникальных документальных материалов по истории подготовки и проведения Хабаровского процесса, а также иных, тесно связанных с ним тем. Фонды ГАХК дают «возможность ученым осветить многие нюансы, связанные с подготовкой и проведением Хабаровского процесса, условиями нахождения японских военнопленных на территории Дальневосточного региона, их использования в качестве трудовых ресурсов и т. д.». Архивист подчеркивает, что документы фонда П-35, на которые в его статье сделаны ссылки, недавно рассекречены и находятся в открытом доступе. Они оцифрованы и с ними можно бесплатно познакомиться даже удаленно – в электронном читальном зале ГАХК.

Завершают первую рубрику «Записки краеведа». Их автор, А.П. Лавренцов, ныне ветеран ФСБ, в рамках служебной деятельности три последних десятилетия изучал архивные материалы Хабаровского процесса, отвечал на запросы российских и зарубежных СМИ, выступал на конференциях и встречах с общественностью. В итоге «Записки» дают масштабную хронику-реконструкцию преступлений отрядов № 731 и 100, подготовки и проведения Хабаровского процесса, условий жизни японских военнопленных в СССР после репатриации, полюсов исторической памяти о Второй мировой войне в современном японском обществе и др.

Многоаспектность, документальность и фактографическая насыщенность статей С.В. Сливко, А.В. Самохина, Д.А. Ляхова и А.П. Лавренцова подскажут учителям и старшеклассникам не один исторический сюжет для школьных уроков и проектов, но на вопрос «Зачем и как интегрировать новую и необычную тему в учебный процесс?» ответит, в частности, методическая разработка В.О. Мельник и М.Н. Головиной «Хабаровский процесс 1949 г. в зеркале Международного гуманитарного права». Педагоги предлагают урок-размышление, создающий условия «для осмысления старшеклассниками идей гуманизма, неприятия человеконенавистнической идеологии, фактов массового применения бактериологического оружия, убежденности в том, что с преступлениями против человечности и человечества нужно бороться сообща, стремиться к взаимопониманию и справедливости. Уроки-размышления над Хабаровским процессом способны актуализировать базовые основы правосознания школьников, научить соотносить собственное поведение и поступки других людей с нравственными ценностями и нормами поведения, установленными законодательством Российской Федерации и Международным гуманитарным правом, формировать убежденность в необходимости защищать правопорядок и права человека правовыми способами».

В этом же ключе, но на анализе карикатур В.В. Павчинского, делавшего зарисовки обвиняемых во время Хабаровского процесса, учитель истории и заведующая школьным музеем Е.А. Сливко сконструировала документально-методический комплекс с выразительным названием «Мои преступления были направлены против человечества». Карикатуры и материалы судебных заседаний 1949 г. ориентированы на критический анализ источников и дискуссию о нравственных уроках Хабаровского процесса для современности.

В статье «Нюрнберг на Амуре» педагог Н.М. Карамышева делится опытом педагогического сопровождения творческого проекта старшеклассников, посвященного Хабаровскому судебному процессу над японскими военными преступниками, которые в годы Второй мировой войны, нарушая Женевский протокол 1925 г., занимались разработкой, испытанием и применением бактериологического оружия. Цель педагога – «в процессе критически-творческого осмысления исторических уроков Хабаровского судебного процесса 1949 г. и подготовки творческого проекта содействовать формированию у подрастающего поколения активной гражданской позиции, основанной на гуманистических ценностях, неприятии насилия как способа достижения поставленных целей». Одноименная художественно-документальная композиция – это результат совместной с учащимися VIII–XI-х кл. работы над творческим проектом (подбор и анализ исторических источников, сценарий, оформление зала и сцены, театральная постановка, рефлексия).

Не менее важным информационным ресурсом для педагогов и школьников послужат материалы второй рубрики – «Хабаровский процесс в пространстве исторической памяти и культуры». Для тематического номера Т.В. Кирпиченко, главный библиотекарь Центра информационно-библиографического обслуживания, библиографии и краеведения Дальневосточной государственной научной библиотеки, подготовила обзор документальной и научной литературы. Он открывается презентацией сборника материалов судебного процесса в Хабаровске (1950 г.), давно ставшего библиографической редкостью, и включает в себя (не исчерпывая весь список) монографии российских историков, хабаровских врачей-эпидемиологов, документальные и подчас автобиографические книги японских авторов.

В среде музейщиков Форум 2021 г. стимулировал обсуждение Хабаровского процесса как ключевой точки мемориализации Второй мировой войны в контексте неотвратимости наказаний за совершённые преступления против человечности. В статье А.Н. Авериной, заведующей научно-исследовательским отделом истории Хабаровского краевого музея имени Н.И. Гродекова, проанализированы практики представления в федеральных и региональных музеях России событий на Дальнем Востоке в августе 1945 г., сформулированы причины отсутствия в современном музейном пространстве темы «Хабаровский процесс 1949 г.», выявлены проблемы ее музеефикации, в том числе психолого-педагогического характера, представлены проекты будущих экспозиций в Хабаровском краевом музее.

Читателям журнала будет интересен рассказ Л.В. Корневой о посещении «Музея преступлений отряда № 731», существенно обновлённого к 70-й годовщине победы «в мировой антифашистской войне и войне сопротивления китайского народа японскими захватчиками». Музей расположен примерно в 20 км от Харбина, в районе сожжённой японцами деревни Пенфан. На ее месте и были в конце 1930-х гг. построены бактериологические лаборатории и тюрьма, в которых японцы проводили жестокие эксперименты над людьми. Как профессиональный музеевед, Л.В. Корнева обращает внимание на концепцию «самого печального музея» в Харбине, тематику и символику его экспозиционных залов, выставочный контент и технологии взаимодействия с посетителями (10 % возрастающего потока посетителей составляют граждане Республики Корея, Японии, России, США и стран Европы).

Статья М.И. Романовой географически локализована в том же круге стран (исключая страны Европы). В отсутствие «прямых» кинокартин о Хабаровском процессе историк анализирует образы Войны на Тихом океане в художественных фильмах Японии, Китая, Кореи, США, вскрывает приемы их мифологизации и модернизации, оценивает роль современного кинематографа в формировании исторической памяти молодежи.

В связке со статьями А.Н. Авериной, Л.В. Корневой и М.И. Романовой советуем познакомиться с методическим конструктором Ж.Б. Кирьяновой и Е.Е. Шипиковой. Педагоги разработали оригинальный комплекс заданий на развитие и диагностику читательской грамотности старшеклассников, творчески использовав ресурсы дополнительной содержательной линии «История и память», сайтов музеев в Харбине и Хабаровске, отзывы путешественников. Главное, на мой взгляд, достоинство ЧГ-комплекса «(Не)забытое зло» – его ориентация на становление гуманистически ценностных установок старшеклассников при изучении фактов истории и культуры ХХ – начала XXI вв., посещении «музеев памяти», участии в мемориальных практиках.

Сюжет методической разработки «От памятника – к памяти» (А.С. Перфильева) подсказал необычный обелиск на краю села в Ванинском районе Хабаровского края, а формат квеста обеспечил условия для знакомства старшеклассников с историко-культурным наследием родного края, развитием интереса к проектной деятельности и необходимых для этого способностей к критическому мышлению, эмпатии, взаимодействию. В начале XXI в. «странный памятник» из пространства коммуникативной памяти переместился в пространство культурной[x]. В попытках разгадать его тайну участники квеста откроют для себя много нового и неожиданного, прочувствуют специфику критического подхода к источникам информации и Текстам культуры, окажутся в ситуации нравственного самоопределения.

Рубрику «Хабаровский процесс 1949 г.: сценарии образовательных событий» завершает рассказ старшеклассницы С. Костюк и учителя Ж.Б. Кирьяновой о том, как после Международного форума (сентябрь 2021 г.) в течение нескольких месяцев школьники поселка Хор «погружались» в историю Хабаровского процесса и открывали для себя страницы прошлого и места памяти, непосредственно связанные с людьми и событиями их малой родины. Театральная постановка вылилась не в «продукт» коллективного творческого проекта, а в образовательное со-бытие прошлого и настоящего, в диалог исторических времен и поколений.

Таким образом, в третьей рубрике представлены оригинальные разработки учителей Хабаровского края по всем ранее заявленным направлениям: учебные занятия, Календарь образовательных событий, педагогическое сопровождение учебных проектов, формирование функциональной грамотности, региональный компонент внеурочной деятельности и программы воспитания. Они не просто «перекликаются» с научными и обзорными статьями хабаровских ученых, краеведов, музейщиков, но и демонстрируют разнообразие научно-методических подходов к изучению и интеграции сложной темы в историко-обществоведческое образование современных школьников.

Тематический номер журнала собран. Что дальше? Его материалы планируется использовать в учебно-воспитательной и методической работе со школьниками и педагогами:

– разработка сценариев учебных и внеклассных занятий по истории Хабаровского процесса, их интеграция в курс отечественной истории ХХ – начала XXI вв. и «Обществоведение»;

– педагогическое сопровождение индивидуальных и групповых проектов учащихся X–XI кл.;

– разработка и реализация рабочей программы воспитания школьников;

– организация образовательных событий и тематических конкурсов для школьников Хабаровского края;

– научно-методическая и информационная поддержка участия педагогов общего и дополнительного образования в региональных и всероссийских конкурсах профессионального мастерства;

– курсы повышения квалификации учителей истории и обществознания, других учебных предметов; в том числе по направлениям: «Региональный компонент общего образования», «Краеведение», «Педагогическое сопровождение учебных проектов», «PISA и функциональная грамотность», «Календарь образовательных событий как компонент программы воспитания школьников» и др.

– подготовка и проведение учебных занятий в Государственном архиве Хабаровского края, Дальневосточной научной библиотеке, Хабаровском краевом музее им. Н.И. Гродекова, районных и школьных музеях;

– посещение мест памяти, связанных с историей Второй мировой войны в Хабаровском крае и ДФО, Хабаровским процессом 1949 г., коммеморативными практиками.

 

Примечания

[i] Российское историческое общество, Фонд «История Отечества», Поисковое движение России, Общественная палата РФ. Общественная палата Хабаровского края, Гродековский музей, Государственный архив Хабаровского края, университеты и педагогические ассоциации.

[ii] Участникам и гостям Международного научно-практического форума «Хабаровский процесс: историческое значение и современные вызовы». 6 сентября 2021 г. URL: http://kremlin.ru/events/president/letters/66613.

[iii] Резолюция Международного научно-практического форума «Хабаровский процесс: историческое значение и современные вызовы». URL: https://безсрокадавности.рф/forum

[iv] Резолюция Международного научно-практического форума «Хабаровский процесс: историческое значение и современные вызовы». URL: https://безсрокадавности.рф/forum

[v] Концепция развития информационно-образовательной среды Хабаровского края (2018 г.). URL: https://konkyrs27.wixsite.com/nashe-budushee/about_us

[vi] Концепция преподавания курса «История России» в образовательных организациях Российской Федерации, реализующих основные общеобразовательные программы» // Российское историческое общество – URL: https://historyrussia.org/sobytiya/podgotovlen-proekt-usovershenstvovannoj-kontseptsii-prepodavaniya-uchebnogo-kursa-istoriya-rossii.html

[vii] О.Ю. Стрелова, Е.Е. Вяземский. История в проектах. Педагогическое сопровождение. – М.. 2021.

[viii] О.Ю. Стрелова. Календарь образовательных событий как компонент программы воспитания школьников. Методические рекомендации. Хабаровск, КГБОУ ДПО ХК ИРО, 2020.

[ix] М.М. Поташник, М.В. Левит. Освоение ФГОС: методические материалы для учителя. М., 2016.

[x] О.Ю. Стрелова. «Все, что было не со мной, помню»: проблемы и ресурсы воспитания исторической памяти в «эпоху Двадцатых» // Преподавание истории в школе. 2022. № 1. С. 3–7.

Опубликовано в Новости.


Комментарии (0)

Будьте в курсе обсуждения, подпишитесь на RSS ленту комментариев к этой записи.



Разрешены некоторые HTML теги

или используйте trackback.

*