Контент


Содержание журнала № 10 2021

Актуальная тема: Визуальные источники информации на уроках истории

О.В. Нефедова. Карикатуры как средство достижения предметных и метапредметных результатов на уроках истории.
В статье предлагаются разные методы использования карикатур на уроках истории. В условиях реализации ФГОС ОО и системно-деятельностного подхода раскрываются возможности использования данного вида наглядности для достижения предметных и метапредметных результатов.
Ключевые слова: карикатура, метод наглядности, ФГОС, предметные и метапредметные результаты, систематизация, классификация.

О.В. Яблонская. Визуальные источники в формировании функциональной грамотности школьников: анализ «Смолянок» художника Д.Г. Левицкого.
В статье представлен алгоритм анализа картин, применяемый на уроках истории искусства. Алгоритм соответствует требованиям образовательных стандартов и целевым установкам PISA.
Ключевые слова: «Смолянки», Д.Г. Левицкий, исторический источник, PISA, читательская грамотность, функциональная грамотность.

История и обществоведение

Е.И. Щулепникова. Происхождение человека: что нужно знать учителю истории и обществознания.
Настоящая статья рассматривает подходы современной науки к проблеме происхождения Человека разумного и человеческого общества. Даются рекомендации по использованию научно-популярной литературы и интернет-ресурсов.
Ключевые слова: эволюция, антропогенез, преподавание, обществознание, биосоциальное существо.

Г.Г. Пиков. Можно ли говорить о существовании феномена евразийских средневековых ренессансов?
В статье речь идет двух средневековых евразийских ренессансах — в рамках европейской Каролингской и азиатской Киданьской империй (VIII-XII вв.). Они хорошо иллюстрируют феномен «возрождения» как особенности развития культуры. Во время подъема культуры в этих государствах закладывались многие основания для последующего национального развития народов Европы и Восточной Азии.
Ключевые слова: «Возрождение», культура, Европа, гуманизм, средние века.

А.Б. Соколов. Британские педагоги XVIII — первой половины XIX века о телесных наказаниях.
До недавнего времени порка оставалась в арсенале педагогических средств в школах ряда стран, в том числе Британии. Хотя в трудах по истории педагогики тема телесных наказаний в целом игнорируется, в педагогических сочинениях не прекращались дискуссии по этому вопросу. В статье рассмотрены сочинения представителей так называемой «моральной философии» XVIII-XIX вв. Часть авторов, вслед за Д. Локком, настаивала на нечастом и умеренном применении порки, другие, в том числе многие директора школ, утверждали, что она является эффективным инструментом воспитания. Идея полного запрета телесных наказаний детей не находила широкой поддержки.
Ключевые слова: школьная система, «моральная философия», XVIII-XIX вв., дисциплина, телесные наказания, история детства.

Н.С. Тюнёв. Подготовка командного состава стрелковых войск РККА в период Коренного перелома Великой Отечественной войны.
Исследуемая тема имеет актуальную военно-историческую направленность. Автор публикации исследовал особенности подготовки командного состава стрелковых войск Красной армии в 1942-1943 гг. Великой Отечественной войны. Исследователь на основе различных публикаций доказал, что подготовка командиров стрелковых войск во второй период войны представляла собой дальнейший процесс поэтапного овладения, выработки, развития и совершенствования у обучаемых знаний, умений и навыков выполнения боевых задач.
Ключевые слова: Красная армия, подготовка командиров, стрелковые войска, опыт войны, боевая готовность, военные училища, курсы подготовки офицерского состава.

О.А. Закиров. К.К. Шириня (1921-2020): воин, педагог, учёный.
Статья посвящена памяти профессора К.К. Ширини. В статье описаны этапы его биографии и проанализированы его основные исследования. Статья адресована учителям, историкам, организаторам воспитательной работы.
Ключевые слова: К.К. Шириня, история, Великая Отечественная война, Коминтерн, антифашизм, наука, преподавание, патриотическое воспитание.

Методика

Е.А. Шумаева. Художественные образы как средство развития интереса к познанию учащихся V класса.
В статье автор предлагает подход, акцентирующий внимание на организацию деятельности учеников по анализу художественных произведений в историческом контексте. Использование рассматриваемых приемов может быть полезно при проектировании уроков по ряду учебных дисциплин гуманитарного цикла.
Ключевые слова: интерес к познанию, преподавание, урок, анализ стихотворений.

Е.А. Игумнова, И.Ю. Сорока. Опыт применения квест-технологии в дополнительном образовании по краеведению.
В статье анализируется опыт применения квест-технологии как современной образовательной модели в процессе организации занятий в рамках системы дополнительного образования по краеведению. Приводится описание краеведческого образовательного квеста «Навстречу Солнцу», посвященного истории освоения Забайкальского края казаками-землепроходцами в XVII в.
Ключевые слова: краеведение, образовательные технологии, квест-технология, дополнительное образование детей.

Т.А. Кибардина. Квест «Путешествие по русским княжествам Древней Руси».
Методическая разработка представляет собой нетрадиционную форму проведения занятия в виде квеста-путешествия по древнерусским княжествам. Учащиеся смогут закрепить знания в нестандартных ситуациях и проявить умение самостоятельно планировать пути достижения целей, в том числе альтернативные, осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач.
Ключевые слова: Древняя Русь, внутренняя политика, личность в истории, игровые формы, наглядность, средняя школа.

Труды молодых ученых

Н.С. Донская. Научно-методическое наследие профессора П.В. Горы: итоги историко-методического исследования.
В статье представлены результаты историко-методического исследования становления и развития научно-методической школы П.В. Горы на кафедре методики преподавания истории МГПИ им. В.И. Ленина (в настоящее время — МПГУ).
Ключевые слова: научно-методическая школа профессора П.В. Горы, история методики преподавания, методика обучения, научно-методическое наследие.

А.И. Громова. Вклад врача М.М. Волковой в «охранение здоровья женщины» в дореволюционной России.
Настоящее исследование посвящено вкладу врача М.М. Волковой в «охранение здоровья женщины» в дореволюционной России. В статье анализируются основные взгляды Волковой на физическое воспитание девочек в женских учебных заведениях, которое, по ее мнению, должно быть направлено прежде всего на сохранение их репродуктивного здоровья; также в исследовании рассматривается точка зрения женщины-врача на состояние современной ей дамской одежды, к кардинальному реформированию которой она призывала.
Ключевые слова: Российская империя, физическое воспитание, женское здоровье, материнство.

У.Ж. Атамбаева. Функционирование Ошского государственного учительского института как важная веха истории Ошского государственного университета.
Статья посвящена раннему этапу истории Ошского государственного университета — флагмана современного Кыргызстана в области науки и образования. Основываясь на различных документальных источниках, автор статьи пытается прояснить, как начальный этап истории университета повлиял на его дальнейшее успешное развитие.
Ключевые слова: учителя, институт, приказы, качественный состав, количество студентов, материально-техническая база.

Опубликовано в Журнал в 2021 году.


Комментарии (0)

Будьте в курсе обсуждения, подпишитесь на RSS ленту комментариев к этой записи.



Разрешены некоторые HTML теги

или используйте trackback.

*