Контент


Содержание журнала № 9 2021

Актуальная тема: 16 ноября — Международный день толерантности: воспитание толерантности в школе

И.В. Крутова. Воспитание толерантности как актуальная задача школьного гуманитарного образования.
В статье рассматривается актуальность, сущность и методические пути формирования ценностного отношения к толерантности средствами школьного гуманитарного образования.
Ключевые слова: толерантность, ценностные отношения, школьное гуманитарное образование.

О.Н. Цветкова. «Островок безопасности» или «отложенный ад»: особенности Холокоста на территории Венгрии и роль Красной армии в спасении еврейского населения.
Автором предлагается методическая разработка внеклассного мероприятия о роли Красной армии в спасении еврейского населения на территории Венгрии.
Ключевые слова: Холокост, Красная армия, Венгрия, лагерь смерти, гетто.

Н.В. Останина. «Оставайся человеком там, где не осталось людей…»: методическая разработка внеклассного мероприятия (X-XI классы).
Автор предлагает модель внеклассного мероприятия, на котором ученики получат возможность обсудить обстоятельства возникновения и исключительность феномена Праведников народов мира в условиях Холокоста.
Ключевые слова: Праведники народов мира, Холокост, психологические корни геноцида, тяжелые времена, демонизация образа врага, нравственные категории, добро, самопожертвование, ответственность.

История и обществоведение

А.С. Ищенко. Владимир Мономах в современной российской публицистике: феномен folk-history.
В статье рассматривается работа С.Н. Чернявского «Владимир Мономах. Византиец на русском престоле». Показано, что данная работа является типичным примером так называемого folk-history. Автор слабо знаком с современными научными исследованиями по избранной теме, большинство его выводов не находят подтверждения в источниках и вызывают серьезные возражения.
Ключевые слова: С.Н. Чернявский, Владимир Мономах, Русь, Византия, историография, folk-history.

В.Н. Захаров, Я.В. Соловьев. Налоги в России в XVIII — начале XX века. Часть I: эпоха Петра Великого.
Статья является первой в цикле статей о налогах в Российской империи. В статье рассматривается развитие налоговой системы при Петре I, делается вывод о том, что от простого повышения имевшихся налогов и введения новых чрезвычайных налогов в начале царствования, Петр перешел к принципиально новым подходам в налогообложении.
Ключевые слова: налоги, налоговая система, подушная подать, Российская империя, Петр Великий.

П.Н. Алешин. Детские ясли как форма оказания помощи крестьянам в России в начале XX века (на примере Уфимской губернии).
Статья посвящена анализу деятельности земских учреждений Российской империи, которые во второй половине XIX — начале XX вв. сыграли большую роль в поддержании крестьянского населения. На протяжении нескольких десятилетий по всей территории России открываются земские школы, больницы, библиотеки. Земства занимались и сезонной работой по поддержанию крестьянских семей — организацией детских яслей для присмотра за малолетними в период страды.
Ключевые слова: ясли, земства, Российская империя, Уфимская губерния, воспитание.

Д.В. Кирилюк. Тема войны на уроках югорских школ в 1941-1945 годах.
Статья посвящена проблеме перестройки преподавания школьных предметов в Ханты-Мансийском округе в годы Великой Отечественной войны. Автор анализирует новые задачи по патриотическому воспитанию молодежи, которые поставило перед школой государство, и реальную практику работы учителя в советской провинции. Предпринимается попытка выявить причины несоответствия государственных целей и возможностей местных школ.
Ключевые слова: Великая Отечественная война, школа, Югра, учитель, уровень квалификации, урок, патриотическое воспитание.

Н.А. Копылов. Современная российская историография о русско-сербских связях в годы Первой мировой войны и революции.
В настоящее время одним из перспективных направлений современной историографии войны и революции можно считать славянский вопрос, во многом послуживший одной из причин начала мирового конфликта, и, в частности, его балканское направление. В связи с этим, особое внимание исследователей притягивают российско-сербские отношения начала и первой четверти ХХ века.
Ключевые слова: Первая мировая война, Сербия, историография, Балканы, Сараево.

А.В. Дамдинов, Т.Ц. Дугарова. Воспитательный потенциал школьных музеев как фактор формирования гражданской идентичности учащихся.
В статье представлено принципиальное видение организации воспитательной работы школьных музеев: как системы и как взаимодействия субъектов образовательной деятельности. Авторы доказывают, что воспитательный потенциал школьных музеев как фактора формирования гражданской идентичности учащихся может быть реализован на основе методологических принципов: систематизации, ценностных основ поведения, технологичности, учета индивидуальных возрастных особенностей, эмоциональной вовлеченности и средового принципа.
Ключевые слова: Российская империя, Государственный совет, юбилей, дискуссия, историография.

Н.В. Черникова. Когда возник Государственный совет или спор о юбилее.
Государственный совет Российской империи имеет двойную дату образования – 1801 и 1810 гг., причем в пользу того и другого мнения высказано немало аргументов. В статье анализируются причины возникновения дискуссии, этапы ее развития и перспективы окончания.
Ключевые слова: Российская империя, Государственный совет, юбилей, дискуссия, историография.

Методика

Е.В. Дильмухамедов. Художественная литература как средство обучения истории: традиции и новации отечественной школы.
В статье представлен метод обучения, построенный на использовании художественных произведений в образовательном процессе, обобщен накопленный в отечественной школе опыт его применения, выявлены характерные черты и ключевые взгляды отечественных методистов по проблеме. На основе проделанной работы сформулированы методические рекомендации по использованию данного метода на современном уроке.
Ключевые слова: межпредметные связи, методика преподавания истории, учебная деятельность, художественная литература.

Ю.К. Васюхина. Слово и образ на уроке обществознания как средство формирования семейных и социальных ценностей.
Культурный текст (художественное произведение) на уроке обществознания становится основой продуктивного полилога учителя и обучающихся. В статье раскрываются различные приемы (семантический, структурный, гедонистический, сравнительно-сопоставительный анализ текста, «смысловой конструктор»), которые способствуют формированию у обучающихся семейных и социальных ценностей.
Ключевые слова: культурный текст, семейные и социальные ценности, приемы обучения.

С.П. Безолюк, О.А. Елдинов. «Смысловое эссе»: дидактические возможности применения на уроках истории и обществознания.
Авторами рассматривается смыcлоориентированный подход к обучению на уроках истории и обществознания. Новизна данного исследования в использовании технологии «смысловое эссе» как эффективной смыслотехники, способствующей повышению учебной мотивации обучающихся, развитию смысловой сферы, раскрытию внутреннего потенциала, повышению заинтересованности предметом. В статье приведены авторские таблицы: возможности применения технологии «смысловое эссе» на различных этапах урока в общеобразовательных заведениях, возможных тем смысловых эссе применительно к урокам истории и обществознания.
Ключевые слова: смысловое эссе, смыслодидактика, смыслоориентированное обучение, смыслотехника, психолингвистика.

Н.В. Ворошилова. К проблеме использования киноисточников в преподавании истории: опыт реализации проекта «Эволюция образа Великой российской революции в отечественном художественном кино».
В статье анализируется опыт реализации проекта по исследованию эволюции образа Великой российской революции в отечественном кино. Предлагаются различные варианты применения анализируемого материала на уроках и во внеурочной деятельности обучающихся.
Ключевые слова: киноисточник, Великая российская революция, проект, историко-революционное кино.

Т.В. Линхобоева. Формирование читательской грамотности у школьников на примере изучения Великой Отечественной войны.
В статье представлены задания по формированию читательской грамотности в рамках предмета «История» на примере изучения темы «Великая Отечественная война».
Ключевые слова: читательская грамотность, читательские умения, Великая отечественная война, задания, текст.

Среди книг журналов и сайтов

П.А. Пучков. Автобиографические источники международного права (рецензия на книгу Ф. Сэндс «Восточно-Западная улица. Происхождение терминов геноцид и преступление против человечества»).
Рецензия на книгу.
Ключевые слова: геноцид, преступление против человечества, Г. Лаутерпахт, Р. Лемкин..

Труды молодых ученых

Е.Ю. Бартанова. История борьбы с преступностью в Бурятии в 1953-1964 годах.
В статье рассматривается уголовная преступность в Бурятии в 1953-1964 гг. В работе на основе архивных источников приводятся статистические данные, прослежена динамика преступности в регионе. Автор на историческом фоне «хрущевского» правления анализирует такие виды преступлений как хулиганство, кражи, грабежи, бандитизм. Наряду с этим рассмотрены нормативно-правовые акты, которые оказали существенное влияние на деятельность правоохранительных органов, и Указ «Об амнистии» от 27 марта 1953 г., последствия его принятия.
Ключевые слова: преступность, уголовная ответственность, амнистия, осужденный, «хрущевская оттепель», Бурят-монгольская АССР, криминогенная обстановка.

Опубликовано в Журнал в 2021 году.


Комментарии (0)

Будьте в курсе обсуждения, подпишитесь на RSS ленту комментариев к этой записи.



Разрешены некоторые HTML теги

или используйте trackback.

*