Письмо в номер
А. Буллер. Л. фон Ранке и Н.И. Кареев или «уроки истории» XIX столетия.
Статья анализирует интерпретацию двух ключевых понятий XIX столетия: «историческая истина» и идея прогресса. Цель статьи заключается в том, чтобы показать безусловную актуальность этих понятий для нашего времени.
Ключевые слова: историческая истина, прогресс, историческое образование.
Актуальная тема: «Новое» краеведение на уроках истории и во внеклассной работе
М.В. Короткова. «Новое» историческое краеведение в современной школе: проблемы содержания и формы работы.
В данной статье излагается сущность понятий: историческое краеведение, локальная история, «история снизу», рассматриваются преимущества «нового» краеведения в обучении школьников.. Автор предлагает примеры удачных экспозиций и исследовательской деятельности школьников в краеведческом музее.
Ключевые слова: историческое краеведение, «локальная история», «новое» краеведение, «история снизу», методы краеведения, уровни краеведческой работы, современный краеведческой музей.
Н.Н. Юркина. Становление краеведческих музеев в России до начала ХХ века.
В статье рассматриваются основные вехи становления краеведческих музеев Российской Империи с появления частных коллекций и местных музеев в XVII в. и до начала ХХ в., пути формирования музейных коллекций и собраний на фоне становления музейной сети России, а также развития краеведения как науки.
Ключевые слова: краеведческий музей, краеведение, Губернская ученая комиссия, Вольное экономическое общество, Археологическое общество, Русское географическое общество, коллекционирование, педагогический музей, ведомственный музей.
Н.Н. Маслова, И.А. Нидерман. Методические подходы к преподаванию региональной истории в современной школе.
В статье рассматриваются подходы к становлению концептуальной рамки преподавания региональной истории, методологические основы которой изложены в Концепции преподавания отечественной истории в 2020 г. Анализируются нормативные документы и публикации, в которых отражены вопросы преподавания региональной истории. Дается описание возможных методических решений, форм и алгоритмов работы с региональным компонентом при организации познавательной деятельности на уроках и внеклассных занятиях, в том числе с привлечением электронных краеведческих ресурсов.
Ключевые слова: региональная история, локальная история, краеведение, отечественная история, концепция; электронные источники, москвоведение, методика.
История и обществоведение
Е.Е. Ямаева. Мотивы первотворения и великого потопа: сравнительное исследование по материалам эпоса народов Урал-Алтая.
Изучение древнейших архетипов в тюркских сказаниях в сравнительном аспекте представляет собой актуальную тему. Сравнение материалов башкирского и алтайского эпосов и мифов выявили наличие общих мотивов. Древние архетипы трансформировались в эпических сказаниях тюрков, сохраняя при этом сходную семантическую основу, что свидетельствует о сюжетообразовании тюркского эпоса на ранней стадии развития на основе универсальных мифологических мотивов сотворения мира.
Ключевые слова: потоп, неровности, болото, живая вода, деревья, лебедь, Хумай Большая Медведица.
С.О. Абрашева, А.К. Бабалова, П.О. Кулакова. Влияние Второй мировой войны на процесс деколонизации в Африке южнее Сахары.
В статье рассматривается влияние хода и результатов Второй мировой войны на политическое развитие Африки южнее Сахары, отмечается ключевая роль мирового конфликта в ускорении процессов деколонизации в странах региона.
Ключевые слова: Африка южнее Сахары, деколонизация, Вторая мировая война, панафриканизм.
Н.С. Тюнёв. Подготовка командиров стрелковых частей Красной армии в начале Великой Отечественной войны.
Исследуемая тема имеет актуальную военно-историческую направленность. Автор публикации исследовал особенности подготовки командиров стрелковых частей Красной армии в начале Великой Отечественной войны. Исследователь на основе различных публикаций доказал, что подготовка командиров представляла собой целенаправленный и систематический процесс поэтапного овладения, выработки, развития и совершенствования у обучаемых знаний, умений и навыков выполнения боевых задач.
Ключевые слова: Красная армия, подготовка командиров, стрелковые войска, боевая готовность, офицеры запаса, курсы подготовки офицерского состава, военные училища.
Методика
Е.К. Калуцкая. Как сделать уроки антикоррупционной направленности интересными?
В статье представлены методические рекомендации по организации образовательно-воспитательного процесса при изучении вопросов борьбы с коррупцией в России и мире, представлен ряд заданий (методический конструктор), позволяющий формировать личностное отношение учащихся к изучаемой проблеме.
Ключевые слова: коррупция, индекс восприятия коррупции, противодействие коррупции, воспитание, ситуационный анализ.
А.В. Мызгина. Реконкиста и образование централизованных государств на Пиренейском полуострове (урок истории в V классе).
Методическая разработка урока, посвященного Реконкисте и образованию централизованных государств на Пиренейском полуострове.
Ключевые слова: реконкиста, мавр, Испания, Пиринейский полуостров, католицизм, мусульманство, инквизиция.
И.В. Кремер. Причины Северной войны (урок историив VIII классе).
Методическая разработка урока по выявлению причин и предпосылок начала Северной войны, союзниках и противниках России.
Ключевые слова: Северная война, Россия, Швеция, экономически и политические интересы.
А.С. Доценко, С.В. Доценко. Настольная игра «Античность: Древний Рим».
В материале предлагается игра, которую можно использовать во время повторительно-обобщающего урока как промежуточный контроль для проверки, так и подготовки и проведения внеклассных мероприятий по теме «Древний Рим».
Ключевые слова: Древний Рим, настольная игра, промежуточный контроль, повторительно-обобщающего урок.
Среди книг журналов и сайтов
С.А. Тиханкина. Тема Холокоста в сборниках конференции «Преподавание военной истории в России и за рубежом».
Автор анализирует статьи сборника с точки зрения отражения в них темы Холокоста, сохранения памяти о геноциде еврейского народа.
Ключевые слова: Холокост, военная история, образование, культура памяти, Великая Отечественная война.
Труды молодых ученых
Н.А. Ростов. Историческая память о Второй республике и современность.
В статье рассматриваются политические процессы современной Испании в контексте эволюции исторической памяти о Второй Республике.
Ключевые слова: Испания, Вторая республика, ИСРП, Унидас Подемос, Вокс, Народная партия, историческая память.
А.О. Санкаров. Проблема формирования мусульманской идентичности в Республике Башкортостан.
В статье анализируется идентичность мусульман в Республике Башкортостан с целью установления особенностей её формирования. Выдвигается предположение о незавершенности оформления мусульманской идентичности из-за слабой дифференциации религиозной и этнической идентичностей.
Ключевые слова: мусульманская идентичность, дискурсивная традиция, мусульманскость, Республика Башкортостан, нациестроительство, субъектность, традиция ислама, социокультурный кризис, индивидуальные нарративы, этническая история.
А.И. Розанов. А.И. Успенский (1873-1938) — ученый, педагог, общественный деятель.
Искусствовед Александр Иванович Успенский (1873-1938) известен также как основатель Московского археологического института. Александр Иванович был также профессиональным архивистом, что определило методы его исследования и особенности педагогической деятельности. Насущная задача — восстановить имя А.И. Успенского, как одного из российских просветителей и создателей отечественной исторической науки. Настоящая статья служит именно этой задаче.
Ключевые слова: археология, археолог, архивист, дореволюционный, искусствознание, образование, А.И. Успенский.
Д.В. Лобанов. Некрополь князей Голицыных в Донском монастыре.
Статья посвящена эволюции и особенностям формирования фамильного некрополя князей Голицыных в Донском монастыре. В своей работе автор опирается на большой круг архивных источников, часть из которых вводится в научный оборот впервые.
Ключевые слова: Донской монастырь, некрополь, князья Голицыны, усыпальница.
В статье Кремера И.В. о методике проведения урока «Причины Северной войны» (урок истории в VIII классе), на стр. 50, где представлена рабочая карта к уроку, есть опечатки, видимо, вызванные невнимательным копированием: в задании 1 (логическая цепочка) дважды использована фраза «Взятие Азова», что не совпадает с расшифровкой цепочки в тексте (с. 47-48); в задании 2, где должны быть указаны участники антишведского союза, дважды скопировано имя Фредерика IV, хотя должно остаться пустое место под возглавляемую им страну.
Здравствуйте!
Вы правы. Спасибо за внимательность.
Ниже приведена прямая ссылка на правильный вариант задания: http://www.pish.ru/magline/pre/str%2050%207-2021.pdf
С уважением,
админ