Контент


Содержание журнала № 7 2021

Письмо в номер
А. Буллер. Л. фон Ранке и Н.И. Кареев или «уроки истории» XIX столетия.
Статья анализирует интерпретацию двух ключевых понятий XIX столетия: «историческая истина» и идея прогресса. Цель статьи заключается в том, чтобы показать безусловную актуальность этих понятий для нашего времени.
Ключевые слова: историческая истина, прогресс, историческое образование.

Актуальная тема: «Новое» краеведение на уроках истории и во внеклассной работе

М.В. Короткова. «Новое» историческое краеведение в современной школе: проблемы содержания и формы работы.
В данной статье излагается сущность понятий: историческое краеведение, локальная история, «история снизу», рассматриваются преимущества «нового» краеведения в обучении школьников.. Автор предлагает примеры удачных экспозиций и исследовательской деятельности школьников в краеведческом музее.
Ключевые слова: историческое краеведение, «локальная история», «новое» краеведение, «история снизу», методы краеведения, уровни краеведческой работы, современный краеведческой музей.

Н.Н. Юркина. Становление краеведческих музеев в России до начала ХХ века.
В статье рассматриваются основные вехи становления краеведческих музеев Российской Империи с появления частных коллекций и местных музеев в XVII в. и до начала ХХ в., пути формирования музейных коллекций и собраний на фоне становления музейной сети России, а также развития краеведения как науки.
Ключевые слова: краеведческий музей, краеведение, Губернская ученая комиссия, Вольное экономическое общество, Археологическое общество, Русское географическое общество, коллекционирование, педагогический музей, ведомственный музей.

Н.Н. Маслова, И.А. Нидерман. Методические подходы к преподаванию региональной истории в современной школе.
В статье рассматриваются подходы к становлению концептуальной рамки преподавания региональной истории, методологические основы которой изложены в Концепции преподавания отечественной истории в 2020 г. Анализируются нормативные документы и публикации, в которых отражены вопросы преподавания региональной истории. Дается описание возможных методических решений, форм и алгоритмов работы с региональным компонентом при организации познавательной деятельности на уроках и внеклассных занятиях, в том числе с привлечением электронных краеведческих ресурсов.
Ключевые слова: региональная история, локальная история, краеведение, отечественная история, концепция; электронные источники, москвоведение, методика.

История и обществоведение

Е.Е. Ямаева. Мотивы первотворения и великого потопа: сравнительное исследование по материалам эпоса народов Урал-Алтая.
Изучение древнейших архетипов в тюркских сказаниях в сравнительном аспекте представляет собой актуальную тему. Сравнение материалов башкирского и алтайского эпосов и мифов выявили наличие общих мотивов. Древние архетипы трансформировались в эпических сказаниях тюрков, сохраняя при этом сходную семантическую основу, что свидетельствует о сюжетообразовании тюркского эпоса на ранней стадии развития на основе универсальных мифологических мотивов сотворения мира.
Ключевые слова: потоп, неровности, болото, живая вода, деревья, лебедь, Хумай Большая Медведица.

С.О. Абрашева, А.К. Бабалова, П.О. Кулакова. Влияние Второй мировой войны на процесс деколонизации в Африке южнее Сахары.
В статье рассматривается влияние хода и результатов Второй мировой войны на политическое развитие Африки южнее Сахары, отмечается ключевая роль мирового конфликта в ускорении процессов деколонизации в странах региона.
Ключевые слова: Африка южнее Сахары, деколонизация, Вторая мировая война, панафриканизм.

Н.С. Тюнёв. Подготовка командиров стрелковых частей Красной армии в начале Великой Отечественной войны.
Исследуемая тема имеет актуальную военно-историческую направленность. Автор публикации исследовал особенности подготовки командиров стрелковых частей Красной армии в начале Великой Отечественной войны. Исследователь на основе различных публикаций доказал, что подготовка командиров представляла собой целенаправленный и систематический процесс поэтапного овладения, выработки, развития и совершенствования у обучаемых знаний, умений и навыков выполнения боевых задач.
Ключевые слова: Красная армия, подготовка командиров, стрелковые войска, боевая готовность, офицеры запаса, курсы подготовки офицерского состава, военные училища.

Методика

Е.К. Калуцкая. Как сделать уроки антикоррупционной направленности интересными?
В статье представлены методические рекомендации по организации образовательно-воспитательного процесса при изучении вопросов борьбы с коррупцией в России и мире, представлен ряд заданий (методический конструктор), позволяющий формировать личностное отношение учащихся к изучаемой проблеме.
Ключевые слова: коррупция, индекс восприятия коррупции, противодействие коррупции, воспитание, ситуационный анализ.

А.В. Мызгина. Реконкиста и образование централизованных государств на Пиренейском полуострове (урок истории в V классе).
Методическая разработка урока, посвященного Реконкисте и образованию централизованных государств на Пиренейском полуострове.
Ключевые слова: реконкиста, мавр, Испания, Пиринейский полуостров, католицизм, мусульманство, инквизиция.

И.В. Кремер. Причины Северной войны (урок историив VIII классе).
Методическая разработка урока по выявлению причин и предпосылок начала Северной войны, союзниках и противниках России.
Ключевые слова: Северная война, Россия, Швеция, экономически и политические интересы.

А.С. Доценко, С.В. Доценко. Настольная игра «Античность: Древний Рим».
В материале предлагается игра, которую можно использовать во время повторительно-обобщающего урока как промежуточный контроль для проверки, так и подготовки и проведения внеклассных мероприятий по теме «Древний Рим».
Ключевые слова: Древний Рим, настольная игра, промежуточный контроль, повторительно-обобщающего урок.

Среди книг журналов и сайтов

С.А. Тиханкина. Тема Холокоста в сборниках конференции «Преподавание военной истории в России и за рубежом».
Автор анализирует статьи сборника с точки зрения отражения в них темы Холокоста, сохранения памяти о геноциде еврейского народа.
Ключевые слова: Холокост, военная история, образование, культура памяти, Великая Отечественная война.

Труды молодых ученых

Н.А. Ростов. Историческая память о Второй республике и современность.
В статье рассматриваются политические процессы современной Испании в контексте эволюции исторической памяти о Второй Республике.
Ключевые слова: Испания, Вторая республика, ИСРП, Унидас Подемос, Вокс, Народная партия, историческая память.

А.О. Санкаров. Проблема формирования мусульманской идентичности в Республике Башкортостан.
В статье анализируется идентичность мусульман в Республике Башкортостан с целью установления особенностей её формирования. Выдвигается предположение о незавершенности оформления мусульманской идентичности из-за слабой дифференциации религиозной и этнической идентичностей.
Ключевые слова: мусульманская идентичность, дискурсивная традиция, мусульманскость, Республика Башкортостан, нациестроительство, субъектность, традиция ислама, социокультурный кризис, индивидуальные нарративы, этническая история.

А.И. Розанов. А.И. Успенский (1873-1938) — ученый, педагог, общественный деятель.
Искусствовед Александр Иванович Успенский (1873-1938) известен также как основатель Московского археологического института. Александр Иванович был также профессиональным архивистом, что определило методы его исследования и особенности педагогической деятельности. Насущная задача — восстановить имя А.И. Успенского, как одного из российских просветителей и создателей отечественной исторической науки. Настоящая статья служит именно этой задаче.
Ключевые слова: археология, археолог, архивист, дореволюционный, искусствознание, образование, А.И. Успенский.

Д.В. Лобанов. Некрополь князей Голицыных в Донском монастыре.
Статья посвящена эволюции и особенностям формирования фамильного некрополя князей Голицыных в Донском монастыре. В своей работе автор опирается на большой круг архивных источников, часть из которых вводится в научный оборот впервые.
Ключевые слова: Донской монастырь, некрополь, князья Голицыны, усыпальница.

Опубликовано в Журнал в 2021 году.


Комментарии (2)

Будьте в курсе обсуждения, подпишитесь на RSS ленту комментариев к этой записи.

  1. Никита Ковалев пишет:

    В статье Кремера И.В. о методике проведения урока «Причины Северной войны» (урок истории в VIII классе), на стр. 50, где представлена рабочая карта к уроку, есть опечатки, видимо, вызванные невнимательным копированием: в задании 1 (логическая цепочка) дважды использована фраза «Взятие Азова», что не совпадает с расшифровкой цепочки в тексте (с. 47-48); в задании 2, где должны быть указаны участники антишведского союза, дважды скопировано имя Фредерика IV, хотя должно остаться пустое место под возглавляемую им страну.



Разрешены некоторые HTML теги

или используйте trackback.

*