Проблема формирования массового сознания актуальна всегда и везде. Но особенно важной она представляется применительно к 1930-м гг. в СССР, поскольку накануне Великой Отечественной войны властью буквально за несколько лет интенсивной идеологической кампании было сформировано совершенно особое отношение граждан к своей стране. Это был не просто патриотизм в нашем сегодняшнем понимании (как чувство любви к Родине), а «чувства постоянной мобилизационной готовности, чувства безграничной, активной любви к своей Родине»[1], т. е. действенность, способность к самоотвержению – именно те качества, которые, по нашему глубокому убеждению, и стали важнейшей составляющей победы в войне. Поэтому инструментарий идеологического воспитания (включавший в качестве своего важнейшего компонента и школьное историческое образование) требует пристального анализа.
С середины 1930-х гг. теория построения социализма в отдельно взятой стране окончательно сменила в СССР ранее доминировавшую идею мировой революции. Колоссальные изменения во всех сферах жизни общества сопровождались мощной идеологической кампанией. Ее основной задачей стало утверждение новых ценностных ориентиров, прежде всего воспитание патриотизма, тех «волевых качеств, которые так необходимы каждому гражданину СССР в нынешней сложной международной обстановке»[2].
Важнейшим инструментом реализации этой задачи стала история, поэтому 1930-е гг. ознаменовались масштабными изменениями в сфере исторической науки и образования, вообще в отношении к истории власти и общества. «Сталин готовился к войне и понимал, что необходимо готовить к ней массовое историческое сознание, для чего необходимо было формировать новую историческую идеологию, охватывающую население страны призывного возраста, т. е. студентов и старших школьников. Удобнее всего это было сделать через школьные учебники и истфаки университетов. Фигура Покровского не была заменена каким-либо иным авторитетным историком, она была заменена фигурой Сталина», – отмечается в современной литературе[3].
В 1934–1935 гг. была развернута широкая кампания по пересмотру истории, цель которой состояла в переоценке русского прошлого и взаимоотношений разных народов, вошедших в состав Советского Союза. Еще в 1931 г. И.В. Сталин заявлял, что «старую Россию» на протяжении всей ее истории будто бы «непрерывно били» (и монгольские ханы, и турецкие беи, и шведские феодалы, и польско-литовские паны), но уже с 1934 г. история все той же России становится чередой блестящих побед и самоотверженной борьбой за них[4]. Если до 1930-х гг. Российская империя официально признавалась «тюрьмой народов», а активная завоевательная политика Российского государства осуждалась как «колониальная», то в «Кратком курсе истории СССР» (1937 г.) ракурс освещения истории взаимоотношений России с вошедшими в ее состав нерусскими народами в корне изменился. Утверждалась мысль о цивилизаторской роли Русского государства, способствовавшего преодолению вековой отсталости многих наций и народностей. В этом отношении Советский Союз выглядел преемником России, что позволило многим исследователям говорить о восстановлении националистических, «имперско-русских» традиций, еще недавно (в 1925 г.) называвшихся И.В. Сталиным «великорусским шовинизмом». Ф.И. Шаляпин в письме к дочери Ирине из Парижа в декабре 1937 г. с удовлетворением отмечал на основании содержания радиопередач из Москвы «перемену в настроении российском», выразившуюся в постоянном прославлении понятий «Родина, отечество, гордимся русским человеком»[5].
Существенно трансформировался идеал исторического деятеля, находившегося в центре внимания и профессиональных исследований, и художественно-исторической литературы. Если в 1920-е гг. ее главным героем был революционер, вождь народных масс, декабрист, рабочий на баррикадах, то в 1930–1940-е гг., когда революционная тема осталась, но несколько отодвинулась на второй план, важнейшими, «сюжетообразующими» стали образы государственных деятелей и защитников страны. Иногда эти две роли соединялись в одной личности (Петр I, Иван Грозный, Александр Невский, Дмитрий Донской), иногда оставалась одна из них – военная (А.В. Суворов, М.И. Кутузов, П.А. Багратион и др.). В ряде художественных произведений «без главного героя» повествование было построено на изображении многих солдат и матросов, благодаря чему в сознании читателя формировался собирательный образ мужественного и самоотверженного русского воина, который и был в данном случае главным героем («Цусима», «Севастопольская страда», «Порт-Артур» и др.).
1934-й год ознаменовался масштабными изменениями в преподавании истории. 15 мая ЦК ВКП(б) и СНК СССР приняли постановление «О преподавании гражданской истории в школах СССР». В нем решительно осуждались прежние подходы к преподаванию общественных дисциплин в школе, когда «вместо преподавания гражданской истории в живой и занимательной форме с изложением важнейших событий и фактов в их хронологической последовательности с характеристикой исторических деятелей учащимся преподносились абстрактные схемы». Подчеркивалось, что «решающим условием прочности усвоения учащимися курса истории является соблюдение историко-хронологической последовательности в изложении исторических событий с обязательным закреплением в памяти учащихся важных исторических явлений, исторических деятелей, хронологических дат»[6]. Данным постановлением было положено начало формированию содержания систематических школьных курсов истории в советский период, давалось указание о подготовке к июню 1935 г. новых учебников по истории, а также о восстановлении с сентября 1934 г. исторических факультетов МГУ и ЛГУ. 9 июня ЦК ВКП (б) утвердил постановление «О введении в начальной и неполной средней школе элементарного курса всеобщей истории и истории СССР». В системе АН СССР в 1936 г. был создан Институт истории.
Главной задачей стала подготовка преподавательских кадров. Исторические факультеты университетов и педагогических институтов, кафедры истории (а вслед за ними – этнографии, археологии), филиалы АН СССР с институтами истории были открыты в столицах союзных республик и других крупных городах страны. 7 июня 1934 г. Наркомпрос РСФСР принял постановление «О переподготовке учителей по истории неполных средних и средних школ», при МГУ были организованы годичные курсы усовершенствования преподавателей истории. В 1936 г. при Наркомпросе РСФСР появились курсы повышения квалификации учителей истории средних школ. Вопрос о постановке преподавания гражданской истории в школах обсуждался на заседаниях обкомов ВКП(б) в разных регионах страны.
Началось или возобновилось издание журналов «История в средней школе» (с 1934 г.; впоследствии стал называться «Преподавание истории в школе»), «Историк-большевик», «Исторический журнал» (ранее именовался «Борьба классов»), ряда других периодических изданий ( «Исторические записки» и т. п.).
Работа по составлению учебников и учебных пособий находилась под пристальным контролем И.В. Сталина. Утвержденные Наркомпросом РСФСР московская и ленинградская авторские группы с июля 1934 г. начали работу над составлением учебников «по элементарной истории СССР (с краткими сведениями по всеобщей истории для начальной школы)». 26 января 1936 г. ЦК ВКП (б) и СНК СССР приняли постановление «Об учебниках по истории», в котором предписывалось объявление конкурса на лучший учебник, в первую очередь – по элементарному курсу истории СССР. 27 января было опубликовано сообщение «В Совнаркоме Союза ССР и ЦК ВКП (б) о положении в исторической науке и преподавании истории».
Неоднократно и на разном уровне историками обсуждались замечания И.В. Сталина, С.М. Кирова и А.А. Жданова к конспектам учебников по истории СССР и новой истории для вузов, написанные в августе 1934 г. и опубликованные в «Известиях» 27 января 1936 г. В «Замечаниях…» авторам (Н.Н. Ванагу и др.) ставилось в вину, что они «слепо копируют затасканные и совершенно ненаучные определения всякого рода буржуазных историков, забывая о том, что они обязаны преподать нашей молодежи марксистские, научно-обоснованные определения». Требовалось провести «коренную переработку конспекта в духе изложенных выше положений, при этом должно быть учтено, что речь идет о создании учебника, где должно быть взвешено каждое слово и каждое определение, а не о безответственных журнальных статьях, где можно болтать обо всем и как угодно, отвлекаясь от чувства ответственности»[7].
Объявленный конкурс на учебник по истории был совершенно реальным, в жюри было представлено 6 рукописей[8]. Победу одержал авторский коллектив под руководством А.В. Шестакова, но и его учебник потребовал существенной доработки (поэтому он получил вторую премию, первая присуждена не была)[9]. Участникам конкурса, а затем авторскому коллективу А.В. Шестакова были созданы все условия для разработки и последующей доработки учебника. В частности, авторы имели все возможности знакомиться с дореволюционным российским и зарубежным опытом, некоторые зарубежные учебники даже специально переводились на русский язык (лучшим был признан учебник по истории Франции Лависса). Были составлены методические разработки, обобщающие опыт издания иностранных учебников по истории. Учебник А.В. Шестакова переиздавался до 1955 г., выдержал на русском языке 25 изданий (общим тиражом почти 7 млн экземпляров) и стал ориентиром для многих других советских учебников по отечественной истории.
В последующие годы работа по составлению и корректировке учебников продолжилась. В 1940 г. в Институте истории АН СССР были подведены итоги обсуждения учебников и работы над ними.
Для успешной подготовки научных и педагогических кадров Наркомпрос разрешил приступить к подготовке аспирантов по историческим дисциплинам. Президиум АН СССР присудил степень доктора по общественным наукам первой группе советских историков. В 1935 г. при Институте истории Коммунистической академии была утверждена комиссия по присуждению ученых степеней и званий. После упразднения Комакадемии в феврале 1936 г. все ее учреждения и основные кадры передали в ведение АН СССР. Для аспирантов и преподавателей организовали также цикл лекций, раскрывающих задачи изучения истории СССР по ряду конкретных вопросов, касающихся истории революционного движения в России и зарубежной Европе. Была составлена «Летопись важнейших событий истории СССР (1917–1935 гг.)».
В мае 1935 г. состоялось организованное Наркомпросом РСФСР Всесоюзное совещание работников исторических факультетов университетов и институтов, на котором подводились годичные итоги выполнения постановления о восстановлении гражданской истории, обсуждались вопросы политико-воспитательной работы на факультетах. 14 июня того же года ЦК ВКП(б) принял постановление «О пропагандистской работе в ближайшее время», в котором первостепенной задачей называлось изучение истории партии. Особо вопрос о преподавании истории ВКП(б), а также о работе исторических журналов обсуждался на совещании преподавателей Института красной профессуры, созванном отделом партийной пропаганды и агитации ЦК ВКП(б) 17–20 октября 1935 г. В 1939 г. начала работу Высшая партийная школа при ЦК ВКП(б).
В 1937 г. в Институте истории АН СССР была составлена схема многотомной истории СССР. В работе над изданием принимали участие представители филиалов АН СССР. 9 апреля 1938 г. в Москве состоялось Всесоюзное совещание историков, созванное для обсуждения этого «обобщающего труда по истории всех народов СССР»[10]. Как в Москве, так и в других городах страны проходили конференции и заседания, посвященные различным проблемам истории народов СССР и мировой истории, деятелям науки и культуры. Работа конференций широко освещалась в прессе, нередко сопровождалась организацией выставок для привлечения внимания общественности, повышения интереса к подобным мероприятиям у разных категорий граждан.
На прежней интерпретации истории в аранжировке скончавшегося «академика в буденовке» Михаила Николаевича Покровского не просто велено было поставить жирный крест – в повседневный обиход гуманитариев И.В. Сталин дозволил вернуть «ряд наиболее ценных по фактическому материалу немарксистских работ русских и западноевропейских историков». «Немедленно приступить к изданию Ключевского», – начертал Сталин в апреле 1937 г. на записке заведующего Отделом печати и издательств ЦК ВКП(б) Б.М. Таля [11]. В возвращении «буржуазных историков» присутствовала определенная логика: «птенцы школы Покровского» были, как правило, людьми малограмотными и в новых условиях компрометировали курс большевистского руководства.
Вновь активизировалась краеведческая и музейная деятельность, по которой власти нанесли ощутимый удар в конце 1920-х – начале 1930-х гг. 10 июня 1937 г. СНК РСФСР принял постановление «О реорганизации краеведческой работы в центре и на местах». При этом контроль за ней возлагался непосредственно на Наркомпрос РСФСР и органы народного образования республик. Были открыты ряд краеведческих и исторических музеев. Институт истории АН СССР с 1939 г. организовал работу по составлению многотомной истории Москвы, которую предполагалось завершить к 800-летнему юбилею столицы.
Огромное влияние на историческую науку и преподавание истории оказала публикация «Краткого курса истории ВКП(б)». В мае 1937 г. в журнале «Большевик» было опубликовано письмо И.В. Сталина «Об учебнике истории ВКП(б)» со схемой периодизации, адресованное составителям учебника. 14 ноября 1938 г. ЦК ВКП(б) принял постановление «О постановке партийной пропаганды в связи с выпуском «Краткого курса истории ВКП(б)»», определившее задачи исторической науки и ракурс подачи исторической тематики в прессе и печати. В редакциях периодических изданий обсуждались поставленные задачи и проводилась необходимая «перестройка журналов»[12]. 1, 17 и 23 марта 1939 г. на заседаниях Ученого совета Института истории АН СССР обсуждали доклад А.В. Шестакова «Историческая наука в свете “Краткого курса истории ВКП (б)”». Затрагивались все периоды отечественной истории, начиная с этногенеза народов СССР и образования русского национального государства[13].
Особое внимание уделялось военно-исторической тематике. В 1938 г. Были опубликованы тезисы ЦК ВКП(б) «К 20-летию РККА и Военно-Морского Флота». Открылись военно-исторические музеи (в Москве, на Бородинском поле, в Сталинграде), о чем всегда сообщалось в центральной прессе. С августа 1939 г. при Наркомате обороны СССР началось издание «Военно-исторического журнала». Торжественно отметили ряд юбилейных дат русской военной истории, в частности, в 1939 г. – 230-летие разгрома шведов под Полтавой. В апреле 1940 г. в Военной академии РККА им. М.В. Фрунзе состоялось совещание преподавателей военной истории, на котором обсуждалось сообщение комиссии Политического управления о научно-исследовательской работе по военной истории.
В связи с началом Великой Отечественной войны приоритетной стала тема национально-освободительной борьбы народов СССР (прежде всего русского народа), тесно взаимосвязанная с военной историей. На сессии Отделения истории АН СССР обсуждались вопросы борьбы славян против германской агрессии, при этом докладчиками неоднократно подчеркивалась культурно-историческая общность славянских народов. Продолжение исследований по данной проблематике, а также составление «Летописи Отечественной войны» признали главными задачами научного сообщества. На состоявшемся 12 октября 1941 г. в Москве антифашистском митинге ученых было принято обращение «К ученым всего мира».
Бюро научной пропаганды АН СССР организовывало публичные лекции выдающихся ученых страны. Государственный исторический музей в Москве подготовил передвижную выставку «Героическая оборона Москвы в прошлом и настоящем и разгром немецких войск под Москвой в 1941 г.». Аналогичная по теме выставка открылась в Центральном музее Красной Армии 23 февраля 1942 г. Торжественными заседаниями, научными конференциями и выставками было отмечено в 1942 г. 700-летие Ледового побоища. На протяжении всех военных лет ученые-историки принимали самое активное участие в развернувшейся в стране мощной антифашистской агитационно-патриотической кампании, поддерживали у советских людей с помощью множества исторических аналогий и примеров веру в победу.
Таким образом, именно во время войны проверялись на прочность результаты проведенной в 1930-е гг. идеологической перестройки, в ходе которой одним из главных инструментов формирования патриотизма стала история, а средствами ее изучения, популяризации и актуализации – образование, художественно-историческая литература, кино, театр, пресса. В итоге было сформировано такое понимание патриотизма, которое смогло объединить все народы СССР против фашизма.
Ключевые слова: история, патриотизм, СССР.
Keywords: history, patriotic, the USSR.
Примечания
[1] Хигерович Р. Незаслуженно забытые пьесы // Правда. 1941. № 32 (2 февраля). С. 4.
[2] Там же.
[3] И.В. Сталин. Историческая идеология в СССР в 1920–50-е годы: Переписка с историками, статьи и заметки по истории, стенограммы выступлений. Сборник документов и материалов. Ч. 1. 1920–30-е годы / Сост. М.В. Зеленов. СПб., 2006. С. 185.
[4] См. об этом: Кожинов В. Россия. Век ХХ-й. (1901–1939). М., 2002. С. 307.
[5] Кириленко К.Н., Коробова Н.А. Судьба архива Ф.И. Шаляпина. Письма к дочери Ирине // Встречи с прошлым. Сб. материалов. М., 1990. Вып. 7. С. 296.
[6] История – в школу: создание первых советских учебников. М., 2008. С. 45–46.
[7] Там же. С. 122.
[8] Участие в конкурсе рассчитывал принять и писатель М.А. Булгаков: созданная им рукопись учебника объемом в 180 машинописных страниц сохранилась в архиве. Но после очередных критических высказываний в его адрес в советской прессе (и не укладываясь в сроки) Булгаков отказался от участия в конкурсе.
[9] См.: Савельева Т.Н. Первенец советских учебников по истории СССР // Книга. М., 1979. Сб. XXXVIII.
[10] 50 лет советской исторической науки. Хроника научной жизни. 1917–1967 / Сост. А.И. Алаторцева, Г.Д. Алексеева. М., 1971. С. 210.
[11] Степанов А., Коротков А., Мельчин С. Как вернули Соловьева и Ключевского // Родина. 2008. № 6. С. 25–28.
[12] 50 лет советской исторической науки… С. 212, 214.
[13] Там же. С. 214.
Благодарю за столь интересную статью! К сожалению автор статьи не указал что третьим истфаком в СССР стал истфак Саратовского Государственного Университета им. Н.Г. Чернышевского, представителем которого я и являюсь. Очень мало было написано о развитии исторической науки в годы ВОВ, и повествование обрывается на начале войны. Интересно было бы узнать позицию автора по поводу создания политического мифа в историческом памяти русского народа о Александре Невском. В остальном довольно целостный исчерпывающий материал о предвоенных годах, делающий честь автору статьи
Спасибо за Ваш комментарий. Тема довольно обширная, автор не мог при всем желании осветить в сравнительно небольшой статье все ее аспекты. К тому же по Александру Невскому недавно вышло на русском языке фундаментальное исследование Ф. Беньямин Шенк «Александр Невский в русской культурной памяти» (М.: НЛО, 2007), после которого, наверное, можно только добавлять о восприятии этого образа после 2000 г. — все, что было раньше, автор рассмотрел под микроскопом 🙂
Уважаемый Александр! Спасибо за Ваш комментарий. Поскольку я специально занимаюсь именно предвоенным периодом, то на нем и остановилась обзорно, что обусловлено небольшим объемом журнальной статьи. Развитие исторической науки в военный период — отдельная большая тема, я же считала своей задачей показать процесс реабилитации истории в сфере науки и образования, обозначить основные проявления этой тенденции. Хотелось бы подробнее пообщаться об историческом образовании в Саратовском университете, если у Вас есть материал, напишите (gordinelena@yandex.ru). Может быть, я тоже смогу быть чем-то полезной. Гордина Елена.