Контент


Календарь образовательных событий и воспитание культуры памяти российских школьников как актуальная задача педагогов

Евгений Евгеньевич Вяземский – доктор педагогических наук, профессор, заведующий кафедрой методики преподавания истории, ФГБОУ ВО «Московского педагогического государственного университет»; Ольга Юрьевна Стрелова – доктор педагогических наук, профессор, профессор кафедры теории и методики обучения Хабаровского краевого института развития образования.

Данная статья продолжает серию наших публикаций в журнале «Преподавание истории в школе», начатую в конце 2019 – начале 2020 гг.

В первой статье были сформулированы и обоснованы теоретико-методические подходы к подготовке и проведению тематических уроков по Календарю образовательных событий, приуроченных к государственным и национальным праздникам России, памятным датам и событиям российской истории и культуры (далее – Календарь). Впервые в современной теории и практике обучения истории Календарь был представлен как ресурс гражданско-патриотического воспитания школьников, актуализации и разработки специального – коммеморативного – направления в содержании гуманитарного образования. Поясним, что под коммеморацией понимается способ, с помощью которого укрепляется и передается память о прошлом. В этой же статье мы познакомили педагогов с новым методическим пособием, в котором показали научно-обоснованные и экспериментально проверенные способы подготовки тематических уроков коммеморативной направленности по Календарю образовательных событий на основе историко-культурологического, многофакторного, системно-деятельностного подходов к образованию современных школьников.

В других статьях были представлены сценарии двух конкретных тематических уроков: ко Дню Неизвестного солдата (3 декабря) и Дню российской науки (8 февраля).

Все названные статьи и методическое пособие призваны помочь педагогам понять основы коммеморативной политики России, познакомить школьников с современными коммеморативными практиками нашей страны и зарубежья, содействовать развитию культуры памяти и опыта участия в мероприятиях по Календарю образовательных событий, которые не являются праздниками в буквальном (повседневном) значении этого слова.

Что же стало поводом к новой статье?.. Можно назвать и теоретические, и практические соображения. Среди теоретических и научно-исторических мотивов к написанию данной статьи стимулом для авторов стал стремительный рост общественного внимания к вопросам исторического сознания, исторической памяти, коммеморативной политики.

Вопросы коммеморативной политики, культуры памяти сегодня привлекают широкое общественное внимание. В международной практике в социально-гуманитарных науках в последние два десятилетия понятия «историческая память», «культура памяти», «культура истории», «практики памяти и коммеморации» включаются в популярные темы междисциплинарных исследований. В современном мире увлечение мемориальными исследованиями и коммеморативными практиками стало широким и публичным, что способствовало интеграции этих тем в учебные планы, образовательные программы школ и университетов. Подготовка историков этого направления осуществляется во многих крупных учебных заведениях Европы, Северной Америки и Австралии. Начиная с последнего десятилетия ХХ века в разных странах, в том числе и в России, у политического класса возникает интерес к социальным представлениям о прошлом, существующем в современном обществе. Среди внешних по отношению к гуманитарной науке причин востребованности этой тематики можно назвать несколько факторов. Для любой социальной группы представления о прошлом весьма значимы для самоидентификации, а для лидеров группы характерно стремление к акцентировке тех или иных событий прошлого, связанных с формированием данной группы или с решением актуальных задач, стоящих сегодня перед данной группой, стратой, государством. В свою очередь, политические оппоненты заинтересованы в формировании альтернативного образа прошлого, в котором роль значимых для данной группы исторических событий, наоборот, преуменьшается. Среди политических кругов в разных странах сформировалось представление, что прошлое – это конструкция, которая создается в настоящем. Для иллюстрации этого тезиса можно в частности привести пример как изменялась трактовка исторических событий октября 1917 г. в России в общественном сознании в диапазоне от октябрьского переворота (этот термин нередко употребляли сами участники революционных событий) до Великой октябрьской социалистической революции и Великой российской революции 1917 г., которая сегодня плавно уходит или вытесняется из массового сознания россиян. Это и не удивительно. Для российского политического класса актуальна задача не разрушения образа дореволюционной России, а формирование позитивного политического ориентира. Какова же в этой ситуации может быть позиция учителя истории по отношению к интерпретации образа прошлого? Полагаем, что учитель как гражданин и профессионал заинтересован в достоверности формируемого у его учеников образа прошлого. Иными словами, учитель истории не может не быть заинтересован в воспитании у своих учеников культуры исторической памяти о прошлом. Сказанное выше отчасти характеризует теоретические и практические мотивы к написанию данной статьи.

Если развивать вопрос о практических мотивах к актуализации темы воспитания культуры исторической памяти школьников, то, конечно, следует обратиться к документам государственной образовательной политики. Каждому учителю истории в российской школе следует обратить внимание на новый документ, подготовленный в аппарате Министерства просвещения РФ и направленный руководителям органов управления сферой образования. Обратимся к этому документу государственной образовательной политики.

Министерство просвещения Российской Федерации в письме от 5 июня 2020 г. № ВБ-1206/04 известило о готовности Календаря образовательных событий на 2020 / 2021 учебный год, который пройдет под девизом «Год памяти и славы» (2020 г.). В отличие от предыдущих лет в сопроводительном письме нет дополнительных комментариев, но в сам Календарь внесены новые даты и направления.

К тому же новый календарь опубликован вскоре после инициативы Президента России В.В. Путина внести изменения в Федеральный Закон «Об образовании в Российской Федерации» по вопросам воспитания обучающихся. Предложено пункт 2 статьи 2 изложить в следующей редакции: «воспитание – деятельность, направленная на развитие личности, создание условий для самоопределения и социализации обучающихся на основе социокультурных, духовно-нравственных ценностей и принятых в российском обществе правил и норм поведения в интересах человека, семьи, общества и государства, формирование у обучающихся чувства патриотизма и гражданственности, уважения к памяти защитников Отечества и подвигам героев Отечества, к закону и правопорядку, человеку труда и старшему поколению, взаимного уважения, бережного отношения к культурному наследию и традициям многонационального народа Российской Федерации, к природе и окружающей среде».

Два этих обстоятельства позволяют:

– во-первых, продолжить начатый дискурс о воспитании культуры памяти на основе образовательных событий коммеморативной направленности;

– во-вторых, предложить педагогам и руководителям общеобразовательных организаций и организаций дополнительного образования научно-педагогические подходы к составлению программ воспитания на основе Календаря образовательных событий, приуроченных к государственным и национальным праздникам Российской Федерации, памятным датам и событиям российской истории и культуры.

Напомним, что, согласно Письму Минпросвещения России (2019 г.), Календарь образовательных событий издается «в целях приобщения обучающихся к культурным ценностям своего народа, базовым национальным ценностям российского общества, общечеловеческим ценностям в контексте формирования у них российской гражданской идентичности».

В основе Календаря лежит Федеральный закон «О днях воинской славы и памятных датах России» с последующими изменениями и дополнениями.

В статье 1 этого закона перечислены Дни воинской славы России, а в статье 1.1 – памятные даты России.

В преамбуле Закона первые трактуются как «дни славы русского оружия», учрежденные «в ознаменование славных побед российских войск, которые сыграли решающую роль в истории России». К ним, в частности, в статье 1 отнесены:

18 апреля – День победы русских воинов князя Александра Невского над немецкими рыцарями на Чудском озере (Ледовое побоище, 1242 г.);

21 сентября – День победы русских полков во главе с великим князем Дмитрием Донским над монголо-татарскими войсками в Куликовской битве (1380 г.);

7 ноября – День проведения военного парада на Красной площади в городе Москве в ознаменование двадцать четвертой годовщины Великой Октябрьской социалистической революции (1941 г.);

7 июля – День победы русского флота над турецким флотом в Чесменском сражении (1770 г.);

10 июля – День победы русской армии под командованием Петра I над шведами в Полтавском сражении (1709 г.);

9 мая – День Победы советского народа в Великой Отечественной войне 1941–1945 гг. (1945 г.) и др.

Памятные даты тоже связаны с важнейшими событиями Российского государства и общества; не все носят военно-политический характер, зато представляют историю России как часть всемирной истории и культуры. В статье 1.1 того же Федерального закона в список памятных дат, например, включены:

Полный вариант статьи доступен в эл. версии журнала. КУПИТЬ

Опубликовано в Статьи за 2020 год.


Комментарии (0)

Будьте в курсе обсуждения, подпишитесь на RSS ленту комментариев к этой записи.



Разрешены некоторые HTML теги

или используйте trackback.

*