Актуальная тема: Актуальность изучения истории Холокоста
Е.Е. Вяземский. Актуальность изучения истории Холокоста в современной российской школе, организациях высшего и дополнительного профессионального (педагогического) образования.
В статье обоснована актуальность изучения истории Холокоста как трагедии ХХ века, показана значимость этой темы для нравственного воспитания молодежи, предлагаются подходы к изучению Холокоста в системах общего среднего, высшего и дополнительного профессионального образования.
Ключевые слова: сущность и история Холокоста, геноцид еврейского населения как преступление против человечества, нравственные уроки Холокоста.
И.А. Альтман, М.В. Гилева. История Холокоста в вопросах и ответах.
В статье приводятся ответы на часто встречающиеся вопросы об истории Холокоста, причинах необходимости изучения этой темы и сохранения памяти об одной из самых больших трагедий XX века. Статья может служить исторической справкой и методологическим инструментом для организации и проведения уроков, внеурочной деятельности, лекций, семинаров и иных мероприятий по теме Холокоста.
Ключевые слова: Холокост, Великая Отечественная война, Вторая мировая война, Международный день памяти жертв Холокоста, историческая память.
История и обществоведение
Н.Г. Масюкова. Научно-методическое сопровождение учителей Ставропольского края в процессе изучения и преподавания темы Холокоста.
Автор знакомит с опытом работы по научно-методическому сопровождению учителей Ставропольского края в процессе изучения и преподавания истории Холокоста.
Ключевые слова: научно-методическое сопровождение учителей, Холокост, оккупация Ставрополья.
С.А. Курасов, Г.С. Егорова. Преподавание истории Холокоста в контексте
образовательного и воспитательного пространств региона.
В статье на примере Владимирской области рассматриваются возможности объединения ресурсов различных образовательных организаций в преподавании истории Холокоста и создания единого образовательного и воспитательного пространства в регионе.
Ключевые слова: образовательное пространство, воспитательное пространство, преподавание истории Холокоста, событийный подход.
Т.А. Файн. Взаимосвязь трагедии и нравственных уроков Холокоста в публицистической, документальной и художественной литературе.
Автор раскрывает взаимосвязь трагедии и нравственных уроков Холокоста в публицистической, документальной и художественной литературе; показывает опыт Еврейской автономной области по изучению уроков Холокоста и сохранению памяти его жертв.
Ключевые слова: Холокост,нравственные уроки Холокоста, трагедия Холокоста, публицистическая, документальная и художественная литература, аннотированный список литературы, опыт Еврейской автономной области.
С.В. Александрова. Фотодокументы как средство развития визуальной грамотности школьников при изучении темы Холокоста.
В статье рассматривается проблема использования фотодокументов при изучении темы Холокоста. Анализируется состояние визуализации темы и организации познавательной деятельности учащихся по данной теме как авторами школьных учебников истории, так и учителями в методических разработках уроков и занятий по теме Холокоста.
Ключевые слова: визуализация, визуальная грамотность, фотодокументы, Холокост.
Т.Б. Пасман. История Холокоста во внеурочной деятельности: рекомендации по подготовке учащихся к школьным, региональным и международным конкурсам и конференциям.
В статье приведены методические рекомендации по подготовке исследовательских и проектных материалов для участия в Международном конкурсе «Память о Холокосте — путь к толерантности».
Ключевые слова: Холокост, внеурочная деятельность, толерантность, международная конференция.
С.А. Тиханкина. Организация проектной деятельности на основе проекта «Освободители».
Автор знакомит с возможностями организации проектной деятельности в школе при изучении истории Холокоста.
Ключевые слова: проект, выставка, Аушвиц, Холокост.
В.М. Кузнецов. Память о Холокосте в исследовательской и проектной деятельности учащихся (на материалах Челябинской области).
В статье обобщается опыт участия педагогов и школьников Челябинской области в Международном конкурсе работ «Память о Холокосте — путь к толерантности». Представлен обзор информационных, исследовательских, творческих и социальных проектов по истории Холокоста.
Ключевые слова: история Холокоста, содержательная линия «История и Память», личностные образовательные результаты, Международный конкурс, Челябинская область, проектная деятельность, исследовательская деятельность.
И.Л. Каменчук, С.А. Геращенко. Воспитание толерантности современных школьников на примере мероприятий Недели памяти, посвященной Международному дню памяти жертв Холокоста (опыт Саратовской области).
В статье рассматривается опыт воспитания толерантных качеств у учеников посредством изучения Холокоста. Формы организации труда и техники, а также основные направления деятельности в рамках Недели Памяти 2019 г.
Ключевые слова: толерантность, формирование толерантной образовательной среды, гуманизация образования, изучение Холокоста, феномен спасения.
Н.К. Фролова, С.В. Виноградова. Организация воспитательной работы с подростками по теме «Холокост» как одно из направлений работы школьного дискуссионного клуба «Компас».
Авторы знакомят с организацией деятельности школьного дискуссионного клуба для подростков по теме «Холокост», акцентируя внимание на некоторых формах работы при осуществлении проектов краеведческой направленности «Побег из Собибора: остаться в живых!» и «Война и мир Лизы Чапник».
Ключевые слова: Холокост, лагерь смерти, Собибор, узники, восстание, Гродно, Белосток, гетто, связной подполья, дискуссионный клуб, организация деятельности, рукописная книга.
Методика
Ю.В. Першина. Урок «Холокост на территории СССР» (X класс).
В статье приведен пример разработки современного урока истории России в соответствии с ФГОС и Историко-культурным стандартом.
Ключевые слова: урок-практикум, Холокост, СССР.
Т.А. Полковникова. Холокост и блокада Ленинграда: две трагедии Второй мировой войны на страницах дневников Анны Франк и Лены Мухиной.
Автор рассматривает проблему сохранения памяти о блокаде Ленинграда и Холокосте в связи с совпадением памятных дат, знакомит с возможностями работы с текстами дневников Анны Франк и Лены Мухиной.
Ключевые слова: Холокост, блокада Ленинграда, Аушвиц, Освенцим, дневники, памятные даты.
Н.В. Останина. Осмысление подвига руководителей восстания в Варшавском гетто в категориях нравственности.
Автор предлагает обсудить с обучающимися значение подвига руководителей восстания в Варшавском гетто в категориях нравственности.
Ключевые слова: нравственность, нравственный поступок, подвиг, Варшавское гетто, молодежь гетто, стратегии выживания, Холокост.
О.Н. Цветкова. Методические рекомендации преподавания темы «Милосердие. Нравственный выбор на примере деятельности Праведников народов мира».
Автор предлагает модель занятия (урока, внеклассного мероприятия), на котором ученики получат возможность познакомиться с темой Праведников Народов Мира, как составной части истории Холокоста.
Ключевые слова: Холокост, Праведники народов мира, нравственный выбор.
О.М. Петровская. Из опыта преподавания истории Холокоста в средней школе.
Автор знакомит с собственным опытом работы по преподаванию изучения истории Холокоста в средней школе.
Ключевые слова: трагедия Холокоста, подлинные документы, персонификация истории, спасители, акция «100 добрых дел для моей родины», Почеп.
С.М. Чуканова. Методическая разработка учебного занятия «Нет Хрустальной ночи!».
Автор знакомит с разработкой тематического занятия для учащихся среднего и старшего звена, показывает возможность интеграции проблемных вопросов темы «Холокост» в учебный процесс.
Ключевые слова: новейшая история, этнос и национальные отношения, обществознание и граждановедение, учебная деятельность, Холокост, геноцид, Хрустальная ночь.
Выход этого номера считаю свидетельством того, что профессиональное сообщество и российское общество в целом осознают необходимость сохранения памяти о Холокосте. Особенно важно, что в ведущем методическом журнале опубликованы результаты практической работы по этой теме из различных регионов страны, разработки конкретных учебных занятий.
Замечательная инициатива редакции журнала и НПЦ «Холокост» уже реализована практически, тематический номер журнала уже вышел в свет. Очень здорово и своевременно! Материалы этого номер будут очень интересны и для управленцев сферы образования, и для педагогических работников. Было бы здорово сделать такой выпуск журнала традиционным, хотя бы раз в два года…
Большое спасибо за выпуск, в котором рассматривается методический аспект такой важной темы. Традиционный выпуск журнала с практической направленностью позволит учителям в системе освещать данную тему. Обмен опытом — очень важная составляющая преподавательской деятельности. Разработки конкретных учебных занятий будут интересны и полезны как молодым, так и опытным учителям. Спасибо инициаторам этой идеи и авторам за публикации.