Ирина Владимировна Грибан – кандидат исторических наук, директор музея истории Уральского государственного педагогического университета; Олег Николаевич Грибан – кандидат педагогических наук, доцент кафедры рекламы и связей с общественностью Уральского государственного педагогического университета.
Статья подготовлена при поддержке Российского гуманитарного научного фонда (РГНФ), проект № 15-01-00339.
9 мая 2015 г. Россия отметила 70-летие Победы в Великой Отечественной войне. Масштабность приуроченных к этому событию мероприятий свидетельствует о наличии в современном российском обществе двух тенденций.
С одной стороны, четко выраженное стремление руководства страны актуализировать прошлое, которое является символом и основой национальной идентичности. Великая Отечественная война по-прежнему остается центральным эпизодом коллективной памяти россиян, тем событием, которое объединяет общество, поскольку затронуло каждую семью и является значимым для абсолютного большинства жителей нашей страны независимо от вероисповедания, национальной принадлежности, возраста. Проблема сохранения памяти о Великой Отечественной войне приобретает особое значение в современном внешнеполитическом контексте и условиях политизации истории, когда вокруг интерпретаций исторических событий разворачиваются настоящие «войны памяти»[i].
С другой стороны, с каждым годом все сложнее сохранять память о войне. Все меньше остается ветеранов, непосредственных участников тех героических событий, которые могут о ней рассказать. Для большинства представителей молодого поколения россиян Великая Отечественная становится событием, память о котором носит весьма абстрактный характер и формируется не столько на основе общения с носителями личных воспоминаний, сколько при помощи компьютерных игр, видеохроник и фильмов, далеко не всегда высокого качества.
В XXI в. информационных технологий и неограниченных потоков информации традиционные инструменты коммеморации (памятники, музеи, библиотеки, архивы, выставки и даже фильмы) если и не теряют своей актуальности, то постепенно отходят на второй план[ii]. Современная молодежь большую часть свободного времени проводит в сети Интернет, предпочитая получать информацию во всемирной паутине, а не в библиотеках и музеях. Ответом на вызов времени стало появление новых средств коммеморации прошлого. Как отмечает американский политолог Ж.-В. Мюллер, «новейшие электронные технологии сбора и воспроизводства данных обусловили фундаментальный поворот в мнемонических технологиях, который по своему значению, возможно, равен изобретению печатного станка и угасанию устной памяти… после эпохи Возрождения»[iii]. Средства ретрансляции памяти вышли на новый уровень, что выразилось в последние годы в создании огромного количества веб-сайтов, цель которых – актуализировать и ретранслировать знания о прошлом, в том числе о Великой Отечественной войне.
Электронные ресурсы обладают рядом преимуществ по сравнению с традиционными коммеморативными практиками. Во-первых, практически повсеместное распространение Интернета позволяет одновременно охватить большую аудиторию, и, в первую очередь, представителей молодого поколения, которые являются самыми активными пользователями сети. Во-вторых, веб-ресурсы содержат информацию из библиотек и архивов, которая в оф-лайн режиме доступна далеко не всем. Кроме того, разработка сайтов – зачастую более экономный и менее энергозатратный вариант распространения информации, чем, к примеру, создание музеев или открытие мемориальных комплексов. Веб-сайты как инструмент сохранения памяти обладают еще одним преимуществом: некоторые из них интерактивны, т. е. дают пользователям возможность поучаствовать в развитии ресурса, наполнении его контентом. Вместе с тем электронные ресурсы как инструмент коммеморации обладают и существенными недостатками. Во-первых, достаточно сложно контролировать и оценивать качество представленной на них информации, которая не всегда должным образом структурирована, что затрудняет ее использование. Во-вторых, как правило, создание таких ресурсов не сопровождается рекламными кампаниями и многие действительно полезные и интересные проекты неизвестны широкой аудитории.
В данной статье систематизированы и представлены наиболее масштабные и значимые из существующих на данный момент ресурсов, напрямую или косвенно связанных с тематикой Великой Отечественной войны и выполняющих, помимо информационной и просветительской, коммеморативную функцию.
Количество веб-сайтов, создатели которых провозгласили главной целью сохранение памяти о событиях 1941–1945 гг. в преддверии 70-летия Победы резко увеличилось. Сегодня в интернет-пространстве можно найти и уникальные архивные данные, и мультимедийные карты, и сборники видео- и аудиоинтервью ветеранов. Каждый из таких веб-сайтов – уникальный, ни с чем не сравнимый ресурс, который имеет свою специфику, направленность и содержание.
Среди таких ресурсов следует выделить крупные информационные базы данных, созданные при государственной поддержке. Их главная цель – ретрансляция в массы и сохранение информации, которая на обычных носителях доступна лишь очень узкому кругу людей. Одним из уникальных и социально значимых, является обобщенный банк данных «Мемориал» (www.obd-memorial.ru), который содержит информацию о защитниках Отечества, погибших и пропавших без вести в период Великой Отечественной войны. В настоящее время на сайте размещено более 16,6 млн цифровых копий документов о безвозвратных потерях в период Великой Отечественной войны.
Не менее актуален и значим для современного российского общества электронный банк документов «Подвиг народа в Великой Отечественной войне 1941–1945 гг.» (www.podvignaroda.mil.ru). Это уникальный информационный ресурс открытого доступа, созданный по инициативе и при непосредственной поддержке Министерства обороны РФ, на котором размещены оцифрованные версии имеющихся в архивах страны документов о ходе и итогах боевых операций, подвигах и наградах участников Великой Отечественной войны.
В настоящее время ведутся масштабные работы по объединению проектов «Мемориал» и «Подвиг народа» в рамках сайта «Память народа» (pamyat-naroda.ru), на котором помимо данных о потерях и награждениях можно будет получить информацию о боевых операциях, а в перспективе предполагается возможность создания интерактивной карты боевого пути. Уникальность проекта заключается в том, что каждый житель нашей страны может найти информацию о своих родственниках, не обращаясь в архивы, не выходя из дома. Опыт работы со студентами показывает, что использование этих ресурсов вызывает у обучающихся неподдельный интерес, побуждает их обратиться к родителям за дополнительной информацией. Когда же удается выяснить что-либо о прадедушках (прабабушках), то это вызывает неподдельный восторг и гордость. Главный плюс данного проекта – интерактивность и доступность. При помощи этих ресурсов также можно развивать навыки поисково-исследовательской деятельности как у школьников, так и у студентов.
Продолжить поисковую работу в случае обнаружения информации на сайте «Память народа» можно при помощи ресурса «Помните нас» (pomnite-nas.ru), на котором размещены данные о памятниках и мемориальных досках воинам, погибшим при защите Отечества. В настоящее время на сайте представлено 13 484 объекта.
Вторую группу составляют ресурсы, которые носят информационно-методический характер. На них представлены справочные материалы об истории войны, вооружении и технике времен Великой Отечественной, биографии полководцев, песни и стихи о войне. Такие сайты являются незаменимой «копилкой» для учителей, преподавателей, организаторов воспитательной работы при подготовке к урокам и мероприятиям, поэтому пользуются большой популярностью. Примером является ресурс «1941–1945. RU» (1941-1945.ru), на котором есть рубрики «События до войны», «Энциклопедия войны (по годам)», «Краткое описание Великой Отечественной Войны (видеоролик)», «Герои Советского Союза», «Биографии полководцев», «Песни военных лет».
К подобным ресурсам относится сайт «9 Мая.ru» (www.9maya.ru), где представлен полный календарь боевой воинской славы на все 12 месяцев. Одной из задач авторы проекта считают сохранение памяти о подвиге советского народа. На сайте представлен видеоряд военного парада, рассказы о городах-героях, наградах войны, истории создания военных песен.
Высоким качеством оформления отличается сайт «Календарь Победы» (pobeda.elar.ru), реализованный сотрудниками корпорации ЭЛАР[iv], которые совместно с музеями, архивами и библиотеками занимались поисками малоизвестных и неизвестных широкой общественности сведений о боевых действиях на советско-германском фронте. Материал представлен в формате «вестников», в каждом из которых даны описания сражений, статьи из фронтовых газет, рассказы о подвигах и судьбах людей, военный фольклор (песни, стихи, анекдоты) и иллюстрированные материалы (плакаты, рисунки из газет). Весь представленный материал структурирован по отдельным операциям, сопровождается качественно представленными картографическими источниками, что позволяет использовать ресурс для подготовки к урокам и внеклассным мероприятиям.
В отдельную группу можно выделить ресурсы, цель которых – сохранение личной памяти о Великой Отечественной войне. На них размещены воспоминания фронтовиков. Такие ресурсы имеют огромное историческое и социальное значение. Например, «Я помню» (iremember.ru), созданный по инициативе общественного деятеля, историка-любителя А. Драбкина. На сайте представлены текстовые версии воспоминаний, а также аудиозаписи ветеранов войны. Все материалы сгруппированы по родам войск, что облегчает поиск и использование информации. Особенность данного ресурса – интеграция с порталом «Подвиг народа». Если в базе электронного архива есть данные о награждениях интервьюируемого, то их можно просмотреть, нажав на кнопку «Наградные листы».
Задачу сохранения воспоминаний о войне призван выполнять и существующий с 2010 г. проект «Наша общая Победа» (www.41-45.su). На этом сайте собраны уникальные видеозаписи ветеранов войны. Недостатком сайта является плохое структурирование материала, не все разделы достаточно тщательно наполняются контентом.
Одним из самых старых проектов подобного типа является ресурс «Победители» (www.pobediteli.ru), созданный еще к 60-летию Победы в Великой Отечественной войне. Особенностью этого сайта является наличие мультимедийной карты войны.
Большинство проектов, посвященных войне, не предполагают участия пользователей в наполнении контентом. Исключение составляет ресурс «Бессмертный полк» (moypolk.ru) – виртуальное воплощение всероссийской акции, которая в этом юбилейном году охватила миллионы людей, принявших в ней участие. В настоящее время на сайте размещено 282 103 истории об участниках Великой Отечественной, изложенные внуками и правнуками победителей.
Помимо проектов, реализованных на федеральном уровне, в процессе подготовки к празднованию юбилея Победы появилось большое количество сайтов, созданных различными организациями, инициативными и творческими людьми, неравнодушными к истории страны. Уникальным по количеству собранного материала является проект «Военный альбом» (waralbum.ru) – цифровой архив фотографий Второй мировой войны. Сайт существует с 2009 г., в настоящее время на нем представлено более 24 000 снимков. Он оснащен удобной системой навигации через разделы каталога, календарь с памятными датами, запечатленными на фотографиях. Если нажать на название события в календаре, открывается соответствующая фотография.
Среди наиболее интересных проектов, реализуемых в Свердловской области, необходимо отметить интернет-проект «Живая история» (живаяистория-ургпу.рф), разработанный студентами и работниками Уральского государственного педагогического университета. Цель проекта – создание инновационного патриотического интернет-ресурса для проведения в режиме on-line всероссийских конкурсов, семинаров, видеопрезентаций, конференций и массового вовлечения в систему патриотического воспитания различных социальных слоев населения. В рамках реализации проекта в течение 2013–2014 гг. был создан цикл документальных 40-минутных фильмов по истории Великой Отечественной войны: «Сталинград: ты весь – победа жизни!», «Подвигу лежит дорога в вечность: боевой путь в воспоминаниях ветеранов Уральского добровольческого танкового корпуса», «1943: уральцы на Огненной дуге», «Операция «Багратион» в воспоминаниях уральцев», посвященных 70-летию победы в Сталинградской и Курской битвах, народному подвигу по формированию Уральского добровольческого танкового корпуса и освобождению республики Беларусь. Фильмы, основанные на воспоминаниях ветеранов Великой Отечественной войны, были распространены в средних и высших учебных заведениях Свердловской области, а также размещены для скачивания на сайте. Подобные проекты, безусловно, способствуют патриотическому воспитанию молодежи и сохранению преемственности поколений.
Следует отдельно отметить ресурсы, которые относятся к традиционным средствам сохранения памяти, но представлены с помощью новых информационных технологий и тем самым обретают «второе дыхание». К ним относится виртуальная версия одного из самых интересных и современных в техническом плане российских музеев – музея-заповедника «Сталинградская битва» (www.stalingrad-battle.ru). Детально проработанная виртуальная экскурсия предоставляет уникальную возможность каждому жителю страны в любое время суток посетить музей.
Не менее интересен самый масштабный виртуальный музей Великой Отечественной войны, созданный в Республике Татарстан (tatfrontu.ru). Сайт имеет 7 разделов. Первый – «Книга памяти» – был создан с помощью редакции одноименного проекта. В базу данных (более 400 тыс. чел.) внедрен интеллектуальный электронный поиск, чтобы каждый человек мог найти своего родственника. Второй раздел – «Каталог коллекций». В нем представлены коллекции по военной тематике всех музеев Татарстана. Помимо этого на сайте есть следующие разделы: «Галерея», в котором представлены мультимедийные материалы о войне; «Страницы славы», вместивший в себя рассказы о героических подвигах защитников Отечества; «Память», состоящий из списка мемориалов республики, общественных организаций и поисковых отрядов. В разделе «Энциклопедия Победы» размещена интерактивная карта республики, на которой отображены все значимые объекты войны – воинские захоронения, эвакуированные детские сады, военные госпитали, промышленные предприятия и т. д. В разделе «Районы» посетители сайта могут найти всю информацию о событиях войны том или ином районе.
Менее масштабный, но также весьма содержательный виртуальный музей Победы «Навечно в памяти» (pobeda.poklonnayagora.ru). был создан сотрудниками Центрального музея Великой Отечественной войны 1941–1945 гг.
Обзор основных сайтов, посвященных Великой Отечественной войне, позволяет сделать ряд выводов. Большое количество разнообразных по сути и содержанию онлайн-ресурсов о Великой Отечественной войне, существующих в настоящее время, свидетельствует о значимости этого исторического события для современного российского общества. Тот факт, что многие проекты создаются без государственной поддержки волонтерами, историками-любителями, демонстрирует, что стремление сохранить «ускользающую» память о войне сегодня – не только государственная задача, реализуемая представителями политической элиты, но и насущная потребность самого общества. Очевидно, что веб-сайты сегодня становятся своеобразными «местами памяти» наряду с музеями, архивами, мемориальными комплексами[v]. Их преимущество в том, что они способны охватить многомиллионную аудиторию и открыты для посещения в любое время суток из любой точки страны. Некоторые ресурсы имеют интерактивный характер, что дает возможность пользователям участвовать в их развитии, наполнении контентом, сохранении коллективной памяти о Великой Отечественной войне.
Примечания
[i] Бордюгов Г.А. «Войны памяти» на постсоветском пространстве. М., 2011. С. 58–64; Грибан И.В. «Расколотая память»: советско-германские отношения 1939–1941 гг. в историографии Украины // Уральский исторический вестник. 2014. № 4. С. 64–75.
[ii] Коммеморация – сохранение памяти о значимых событиях прошлого. Под коммеморативными практиками понимается набор способов, с помощью которых в обществе закрепляется, сохраняется и передается память о прошлом (сооружение памятников и музеев, отмечание на государственном и местном уровне памятных дат). Подробнее см.: Мегилл А. Историческая эпистемология. М., 2007.; Нора П. Франция – память. СПб., 1999.; Ачкасов В.А. «Политика памяти» как инструмент строительства постсоциалистических наций // Журнал социологии и социальной антропологии. 2013. № 4. С. 106–123.
[iii] Müller J.-W. Introduction: the power of memory, the memory of power and the power over memory // Memory and Power in Post-War Europe. Studies in the Presence of the Past. Cambridge, 2004. P. 1–35.
[iv] ЭЛАР – российская компания, занимающаяся созданием и наполнением электронных архивных баз.
[v] «Места памяти» – понятие, введенное французским ученым П. Нора в начале 1980-х гг. Этим термином Нора обозначает места, в которых, по его мнению, воплощена национальная память – это памятники, эмблемы, праздники, торжества в честь людей и событий, погребальные речи, похвальные слова.
Комментарии (0)
Будьте в курсе обсуждения, подпишитесь на RSS ленту комментариев к этой записи.