Контент


Содержание журнала № 3 2013

Актуальная тема: Методология преподавания истории — учебник для учителя

В.Э. Багдасарян.
Методология школьного учебника истории: опыт экспериментального подхода.
Статья посвящена анализу состояния методологической обеспеченности преподавания истории в современной российской школе. Выдвигается оценка о двойственном — ценностном и когнитивном кризисе методологии преподавания истории.

Ключевые слова: история, методология, факторная декомпозиция, ценности, исторический процесс, причинно-следственные связи.

А.А. Федулин, В.М. Клычников, В.Э. Багдасарян.
Разработка темы: «Последние годы сталинского правления» (XI класс) в методологии проекта «История России: учебник для учителя».
Статья представляет модель организации учебного процесса при изучении тематического блока «Последние годы сталинского правления» в XI классе средней школы. Одна из основных особенностей предложенного подхода состоит в применении методики факторной декомпозиции исторического процесса.

Ключевые слова: причинно-следственные связи; моделирование; исторические факторы; исторические герои России; иллюстративный материал; сталинский период.

 

История и обществоведение

Д.М. Котышев.
Киевская Русь, Древняя Русь, Русская земля (из истории становления восточнославянской государственности).
В статье рассматривается вопрос о соотношении понятий «Киевская Русь», «Древняя Русь» и «Русская земля», бытующих в источниках, научной и учебной литературе.

Ключевые слова: Древняя Русь, Киевская Русь, Русская земля, Среднее Поднепровье, Владимир Святославич, Ярослав Мудрый, Олег Святославич, Владимир Мономах.

 

Методика

И.В. Крутова., Л.П. Разбегаева.
Деятельностный подход в школьной практике обучения истории: взгляд методиста.
В статье обозначаются противоречия реализации деятельностного подхода в практике обучения истории в школе.

Ключевые слова: ФГОС, деятельностный подход, универсальные учебные действия, обучение истории.

О.Ю. Репухова.
Анализ остаточных знаний выпускников школ по истории Европейского средневековья.
Постановка проблемы остаточных знаний по курсу «Всеобщей истории».

Ключевые слова: Всеобщая история, средневековая Европа, остаточные знания.

В.М. Кузнецов.
Проведение «Урока Памяти», посвященного 70-летию разгрома советскими войсками немецко-фашистских войск в Сталинградской битве (методические рекомендации).
Статья посвящена методической разработке посвященной победе в Сталинградском сражении для учеников младших и старших классов.

Ключевые слова: Сталинградская битва, «урок памяти», методические рекомендации.

А.Л. Харитонов, Т.С. Антонова.
Инновационный учебно-методический комплекс «История России: XIX век».
В статье описаны особенности инновационного УМК для VIII классов.

Ключевые слова: электронное обучение, электронный учебник, история России, инновационный УМК, информационные технологии в образовании.

 

ЕГЭ и ГИА

Ю.Л. Рыбкина.
Система подготовки к ЕГЭ по истории России.
В статье предлагаются этапы деятельности учителя по подготовке учащихся к ЕГЭ по истории.

Ключевые слова: этапы подготовки к ЕГЭ, фрейм, тестирование, таблицы и схемы.

Р.В. Пазин.
Что делать с заданием С6 по истории?
В статье анализируется задание С6 ЕГЭ и предлагаются варианты его модификации.

Ключевые слова: ЕГЭ, историческое сочинение, историко-познавательная, информативно-коммуникативная и социально-мировоззренческая компетенции.

А.Ю. Морозов.
Историко-географический тренинг по участию России в международных коалициях в XIX веке.
Географически ориентированный тренинг для подготовки к ЕГЭ и ГИА.

Ключевые слова: ЕГЭ, межпредметные связи.

 

Сегодня в журнале – завтра на уроке

О.Б. Соболева.
Реализация нового ФГОС основного общего образования средствами современного учебника «Обществознание. 5 класс» Издательского Центра «Вентана-Граф».
Автор дает анализ современного учебника по обществознанию и показывает его преимущества.

Ключевые слова: обществознание, обучение, школа.

 

Труды молодых ученых

С.Д. Багдасарян.
Советский праздник в российской деревне 1920-х гг. Почему советизация праздничной крестьянской культуры в эпоху НЭПа проходила замедленно?
В статье освещается процесс советизации праздничной культуры в российской доколхозной деревне в период НЭПа. Отмечены особенности внедряемых советской властью торжественных ритуалов, их отличия от досоветских празднеств. Обосновано авторское мнение о затрудненности советизации крестьянской праздничной культуры в 1920-х гг., указаны причины этого.

Ключевые слова: большевики, деревня, крестьянство, культура, праздник, советизация, советская власть.

 

Также в номере

  • Обсуждение темы: «Актуальные вызовы методологии преподавания истории в школе».
  • Проверить знания легко! (Контрольно-измерительные материалы издательства «Вако»)
  • Новости науки, истории и археологии

Опубликовано в Журнал в 2013 году.


Комментарии (0)

Будьте в курсе обсуждения, подпишитесь на RSS ленту комментариев к этой записи.



Разрешены некоторые HTML теги

или используйте trackback.

*