Актуальная тема: Высшее историческое образование и наука в ханты-мансийском автономном округе – Югре
С.Н. Васильева, В.И. Гребенюков.
20 лет высшего исторического образования в ХМАО — Югре: итоги и перспективы развития.
В статье раскрывается становление исторического образования на примере первого высшего учебного заведения округа.
Kлючевые слова: высшее историческое образование, подготовка специалистов, приоритетные направления.
М.А. Авимская, Д.В. Кирилюк.
Исторический факультет Сургутского государственного университета Югры: путь к зрелости.
Данная статья посвящена становлению исторического факультета Сургутского государственного университета.
Ключевые слова: историческая наука, университет, педагогическая практика, конференция, историческое образование.
В.В. Цысь, Я.Г. Солодкин, Л.В. Алексеева, А.И. Прищепа.
Историческая наука и сибиреведение в Югре: от любительского краеведения — к формированию научных школ.
В статье характеризуются основные направления и формы научной работы в Югре, подводятся итоги исследовательской деятельности.
Ключевые слова: наука, монография, диссертация, ученая степень, конференция, краеведение, музеи, издания, кафедра.
История и обществоведение
О.П. Цысь.
Четыреста лет сибирского православия.
В статье рассматриваются возникновение, эволюция, основные направления и результаты деятельности институтов Русской православной церкви в Сибири с конца XVI в. до наших дней. Затрагиваются проблемы влияния православия на религиозную жизнь сибиряков.
Ключевые слова: Сибирь, Русская православная церковь, миссионерство, епархия, приход, духовенство.
В.В. Цысь.
Трудовые армии периода Гражданской войны.
В статье рассматривается история и предпосылки создания, основные направления и результаты деятельности трудовых армий периода Гражданской войны. Отмечается, что трудовые армии явились органической частью политики военного коммунизма.
Ключевые слова: трудовая армия, военный коммунизм, всеобщая трудовая повинность, Гражданская война.
Я.Г. Солодкин.
О некоторых дискуссионных вопросах «Ермакова взятия» Сибири.
Статья посвящена проблемам экспедиции Ермака, положившей начало вхождению Сибири в состав Российского государства. Использованы сохранившиеся повествовательные, и документальные источники.
Ключевые слова: Сибирское ханство, Ермак, Кучум, «взятие» Сибири в 1582 г., экспедиции государевых воевод за Урал в 1585–1587 гг., русская колонизация Сибири, возникновение Азиатской России.
А.В. Прищепа.
Некоторые дискуссионные проблемы истории диссидентского движения в СССР.
В статье представлен процесс накопления исторических знаний о развитии диссиденского движения в СССР, отражены основные методологические концепции его изучения, дискуссионные вопросы периодизации формирования диссиденской оппозиции и оценки политического характера сопротивления правозащитников.
Ключевые слова: диссидент, оппозиция, права человека, демократическое движение, протест, репрессии.
В.Н. Зубов.
Отечественная историография середины ХХ века. Интеграционные процессы в Поволжье и Сибири в середине XVI века (на материале центральных изданий).
В статье раскрывается формирование в советской историографии официальных взглядов на процессы интеграции Нижнего и Среднего Поволжья в состав России, а также русско-сибирские отношения в середине XVI в.
Ключевые слова: восточная политика, «казанское взятие», «Избранная Рада», С.В. Бахрушин, С.О. Шмидт, Г.К. Красинский, И.И. Смирнов, Е.Н. Кушева.
Р.Я. Солодкин.
Русская армия второй половины XVI столетия в записках английских дипломатов (вопросы историографии).
В статье приводятся данные английской «Россики» о русских вооруженных силах эпохи И. Грозного и Б. Годунова в сообщениях первых английских дипломатов, побывавших в России.
Ключевые слова: Вооруженные силы Московского государства, записки англичан о России, Дж. Горсей, Дж. Флетчер, О.В. Скобелкин.
В.В. Митрофанов.
Исследовательские интересы С.Ф. Платонова на заключительном этапе творчества.
В статье использованы новые архивные материалы и наблюдения современных исследователей, на основе которых сделан вывод о многообразии научных интересов выдающегося русского историка С.Ф. Платонова. Оспорена точка зрения о том, что он был историком только одной темы — Смутного времени.
Ключевые слова: историография, монография, эпоха Ивана Грозного, реформы Петра Великого, история Новгорода Великого.
В.Н. Ерохин.
Современные подходы в изучении истории английской Реформации.
В статье рассмотрены подходы к изучению религиозной Реформации в Англии в современной британской историографии. Проанализированы основные идеи и достижения либерального и ревизионистского направлений в изучении Реформации.
Ключевые слова: Реформация в Англии, современная британская историография, либеральное направление, ревизионистское направление.
В.В. Познахирев.
Пленные турки глазами российских детей (вторая половина XIX — начало XX в.).
В статье приводятся уникальные воспоминания очевидцев-детей об их общении с турецкими военнопленными.
Ключевые слова: Российская империя, дети, турецкие военнопленные, этнос и национальные отношения.
Методика
Н.С. Салимова.
Начало присоединения Западной Сибири к России (конец XVI в.). Разработка урока для VI класса, посвященнjuj походу Ермака в Сибирь.
Методический материал о присоединении Западной Сибири к России.
Ключевые слова: Сибирь, Ермак, царь Иван IV, походы.
С.В. Горбунова.
Вхождение казахских земель в состав России. Материалы к урокам для VIII класса.
В публикации представлены документы и материалы, которые могут способствовать углубленному изучению процессов присоединения Казахстана к России.
Ключевые слова: Казахские жузы, присоединение Казахстана к России, подданство, пограничные конфликты.
Т.М. Захожая, Н.В. Фролова.
Формирование исторических понятий у школьников в условиях многонационального класса.
Авторы статьи предлагают ряд рекомендаций по формированию исторических понятий в условиях многонационального класса.
Ключевые слова: мигранты, многонациональные классы, обучение истории, исторические понятия.
ЕГЭ и ГИА
Е.М. Петропавловская.
КИМы ЕГЭ по истории: противоречия и проблемы.
В статье автор анализирует проблемы КИМ ЕГЭ по истории.
Ключевые слова: КИМ, ЕГЭ, противоречия, роль учителя.
Сегодня в журнале – завтра на уроке
О.А. Милевский.
«Народная воля» в зеркале современной российской историографии.
Статья рассматривает российскую историографию конца XX — начала XXI в. посвященную анализу деятельности революционной народнической организации «Народная воля».
Ключевые слова: историография, освободительное движение, народничество, «Народная воля», терроризм, революция, политическая борьба.
Н.В. Сапожникова.
Эпистолярное наследие России в истории русской культуры XIX — начала XX века (профильный уровень, X класс).
Эпистолярная переписка современников ХIХ — начала ХХ в. должна раскрываться в контексте изучения проблем уникального культурного наследия России и «осевого рубежа» отечественной истории.
Ключевые слова: эпистолярий, письмо, эпистолярный раритет, эпистолярное наследие, эпистолярный генофонд поколений, рукописная культура малых личностных форм.
Также в номере
- Предисловие к номеру
- Информационное письмо о Всероссийской научной конференции, посвященной 20-летнему юбилею высшего исторического образования в ХМАО — Югре
- Новости науки, истории и археологии
Комментарии (0)
Будьте в курсе обсуждения, подпишитесь на RSS ленту комментариев к этой записи.