Контент


Э.Н. Абдулаев. Элективные курсы: нормативно-правовое регулирование и литература

Элективные курсы (курсы по выбору учащихся) были введены в отечественную систему образования в результате утверждения Министерством образования Концепции модернизации российского образования на период до 2010 г. на старшей ступени общего образования (приказ от 18.07.2002 № 2783; концепцию можно скачать по официальному адресу: http://www.ed.gov.ru/ob-edu/noc/rub/groun/505/). В соответствии с Концепцией модель общеобразовательного учреждения с профильным обучением на старшей ступени должна включать в себя следующие типы учебных предметов: базовые общеобразовательные, профильные и элективные. Элективные курсы – обязательные для посещения курсы по выбору учащихся, входящие в состав профиля обучения на старшей ступени школы.

Элективные курсы реализуются за счет школьного компонента учебного плана и выполняют две функции. Одни из них могут «поддерживать» изучение основных профильных предметов на заданном профильным стандартом уровне. Другие служат для внутрипрофильной специализации обучения и для построения индивидуальных образовательных траекторий. Количество элективных курсов, предлагаемых в составе профиля, должно быть избыточно по сравнению с числом курсов, которые обязан выбрать учащийся. По элективным курсам единый государственный экзамен не проводится. При этом примерное соотношение объемов базовых общеобразовательных, профильных общеобразовательных предметов и элективных курсов определяется пропорцией 50:30:20.

Приведенные в Концепции примерные учебные планы для некоторых профилей предусматривают, что ученик выбирает 3 курса из 5–6, предлагаемых школой; число недельных учебных часов за два года обучения, отводимых на эти курсы, – 12 (только технологический профиль предусматривает 24 часа).

В той же Концепции в рамках так называемой предпрофильной подготовки на второй ступени общего образования предусмотрены «курсы по выбору». Основная функция таких курсов – профориентационная. В этой связи число таких курсов должно быть по возможности значительным. Они должны носить краткосрочный и чередующийся характер, являться своего рода учебными модулями. Курсы по выбору необходимо вводить постепенно. Единовременное введение целого спектра разнообразных курсов по выбору может поставить ученика (семью) перед трудноразрешимой задачей. Необходима целенаправленная, опережающая работа по освоению учеником самого механизма принятия решения, освоения «поля возможностей и ответственности».

Следует отметить, что хотя Концепция разделяет элективные курсы для старшей школы и курсы по выбору для второй ступени общего образования, в повседневной практике и многочисленных публикациях за теми и другими закрепилось общее наименование элективных курсов.

В целях реализации Концепции и разъяснения ее положений был принят еще ряд нормативно-правовых документов, затрагивающих проблему элективных курсов. В первую очередь следует упомянуть Информационное письмо об элективных курсах в системе профильного обучения на старшей ступени общего образования Департамента общего и дошкольного образования Министерства образования РФ от 13.112003 г. № 14-51-277. Согласно ему, элективные курсы как бы «компенсируют» во многом достаточно ограниченные возможности базовых и профильных курсов в удовлетворении разнообразных образовательных потребностей старшеклассников. По назначению выделяются несколько типов элективных курсов. Одни из них могут являться как бы «надстройкой» профильных курсов и обеспечить для наиболее способных школьников повышенный уровень изучения того или иного учебного предмета. Другие элективы должны обеспечить межпредметные связи и дать возможность изучать смежные учебные предметы на профильном уровне (например, «История искусств» для гуманитарного профиля). Третий тип элективных курсов поможет школьнику, обучающемуся в профильном классе, где один из учебных предметов изучается на базовом уровне, подготовиться к сдаче ЕГЭ по этому предмету на повышенном уровне. Еще один тип элективных курсов может быть ориентирован на приобретение школьниками образовательных результатов для успешного продвижения на рынке труда («Делопроизводство» или «Деловой английский язык»). Наконец, познавательные интересы многих старшеклассников часто могут выходить за рамки традиционных школьных предметов, распространяться на области деятельности человека вне круга выбранного ими профиля обучения. Это определяет появление в старших классах элективных курсов, носящих «внепредметный» или «надпредметный» характер.

Отметим, что в сравнении с Концепцией письмо значительно расширило допустимую тематику элективных курсов, сделав ее практически безграничной.

В письме говорилось, что по заданию министерства Национальный фонд подготовки кадров (НФПК) провел конкурс учебно-методических пособий по элективным курсам. В результате конкурса были подготовлены программы, учебные и методические материалы по 8–10 элективным курсам по каждому учебному предмету. Эти материалы позже были опубликованы в виде отдельных сборников для образовательных областей (серия «Элективные курсы в профильном обучении»). Сборник для образовательной области «Обществознание» можно бесплатно посмотреть и скачать на официальном сайте Министерства образования и науки РФ по адресу: http://mon.gov.ru/files/materials/4657/Obshestvoznanie.pdf. В сборнике во вступительной статье (авторы – эксперты НФПК К.Г. Митрофанов и К.П. Поливанова) рассматриваются такие вопросы, как специфика содержания и способы преподавания элективных курсов по общественным дисциплинам; типы социально-гуманитарных элективных курсов; способы работы в рамках элективных курсов. Также в сборнике приведены три подробные программы элективных курсов (в том числе, на мой взгляд, очень интересный курс «История техники» В.Ф. Хотеенкова и Л.Ф. Ивановой) и семь кратких программ, которые могут быть использованы как образцы при составлении преподавателями собственных элективных курсов.

Действующий Федеральный базисный учебный план и примерные учебные планы для образовательных учреждений РФ, реализующих программы общего образования (официальный адрес: http://www.ed.gov.ru/ob-edu/noc/rub/standart/) предусматривает, что выбирая различные сочетания базовых и профильных учебных предметов и учитывая нормативы учебного времени, установленные действующими санитарно-эпидемиологическими правилами и нормативами, каждое образовательное учреждение, а при определенных условиях и каждый обучающийся вправе формировать собственный учебный план. Такой подход, по замыслу авторов, оставляет образовательному учреждению широкие возможности организации одного или нескольких профилей, а обучающимся – выбор профильных и элективных учебных предметов, которые в совокупности и составят его индивидуальную образовательную траекторию. Элективные учебные предметы, согласно плану, выполняют три основных функции:

1) развитие содержания одного из базовых учебных предметов, что позволяет поддерживать изучение смежных учебных предметов на профильном уровне или получать дополнительную подготовку для сдачи единого государственного экзамена;

2) «надстройка» профильного учебного предмета, когда такой дополненный профильный учебный предмет становится в полной мере углубленным;

3) удовлетворение познавательных интересов обучающихся в различных сферах человеческой деятельности.

Примерные учебные планы для некоторых профилей (носящие рекомендательный характер), отводят на изучение элективных учебных предметов (а также учебные практики, проекты, исследовательскую деятельность) от 6 до 20 ч.

В IX кл. часы регионального (национально-регионального) компонента и компонента образовательного учреждения рекомендуется отводить на организацию предпрофильной подготовки обучающихся с разделением их на группы.

Методические письма о преподавании учебных предметов в условиях введения федерального компонента Государственного стандарта общего образования (их можно посмотреть по официальному адресу http://www.ed.gov.ru/ob-edu/noc/rub/standart/mp/1443/) также дают некоторые рекомендации по элективным курсам. Впрочем, в Методическом письме о преподавании учебного предмета «История» почти дословно воспроизводятся формулировки Федерального базисного учебного плана, но также говорится, что совокупное учебное время, отведенное в учебном плане на учебные предметы федерального компонента (базовые обязательные + профильные + базовые по выбору), не должно превышать 2100 часов за два года обучения; если это совокупное время оказывается меньше 2100 часов, то образованный резерв может быть использован для формирования элективных курсов. В рамках предпрофильной подготовки письмо рекомендует историко-краеведческий учебный модуль, ориентированный на приоритетное изучение современной истории региона и предполагающий активное использование межпредметных связей с обществознанием. Он включает содержательный материал, способный подготовить учащихся не только к осознанному выбору социально-гуманитарного профиля, но и более конкретного направления будущей предвузовской подготовки.

В Методическом письме о преподавании учебного предмета «Обществознание» говорится, что в зависимости от особенностей школы, интересов учащихся и запросов их родителей, готовности учителей или возможностей привлечения специалистов учебный план школы может включать элективные курсы, углубляющие, расширяющие или дополняющие знания, получаемые в профильных курсах. Это могут быть курсы, во-первых, позволяющие более обстоятельно изучить какой-либо раздел профильного курса («Предпринимательство», «Менеджмент», и т. п.). Во-вторых, возможны курсы, отражающие «пограничные» области знаний («Экономическая социология». «Политическая психология» и т. д.). В-третьих, целесообразно разработать междисциплинарные курсы, объединяющие знания из курсов истории и теоретических дисциплин (например, «Современный мир», «Философия истории», «История государства и права»), или знания об определенном объекте (например, курс «Человек», объединяющий знания из философской и социальной антропологии, социологии, социальной психологии, этики, культурологи).  В-четвертых, полезно организовать изучение в классах социально-гуманитарного профиля курсов, дающих знания по областям знаний, не представленным в стандартах (например, логики или общей психологии).

Методическое письмо о преподавании права указывает, что правовая проблематика в основной и старшей школе также может изучаться в составе элективных курсов. Их количество и наименование разрабатываются образовательными учреждениями в зависимости от реальных условий и обеспеченности педагогическими кадрами. В практике правовой подготовки накоплен положительный опыт преподавания таких элективных курсов, как «История права», «Основы правоведения», «Избирательное право», «Права потребителей», «Права ребенка» и др.

Наконец, следует еще упомянуть «Рекомендации по организации профильного обучения на основе индивидуальных учебных планов обучающихся» (Приложение к письму Департамента общего и дошкольного образования от 20.04.2004  № 14-51-102/13, официальный адрес: http://www.ed.gov.ru/ob-edu/noc/rub/groun/). Согласно ему общеобразовательное учреждение может быть в целом не ориентировано на конкретные профили, однако за счет значительного увеличения числа предлагаемых профильных и элективных курсов предоставлять  обучающимся (в том числе в форме учебных межклассных групп) возможность в полной мере реализовать свои индивидуальные профильные образовательные программы. Перечень и содержание элективных курсов определяются школой (компонент образовательного учреждения).

Наиболее авторитетным автором, пишущим об элективных курсах, является А.Г. Каспржак (редактор упоминавшегося выше сборника для образовательной области «Обществознание» и ряда других сборников). Его работу «Элективные курсы в средней школе: задачи, организация и содержание» можно бесплатно скачать по адресу: http://som.fio.ru/Resources/Drachlerab/2006/04/A2.doc. Другой популярный автор – Г.А. Воронина (см. например: «Элективные курсы: алгоритмы создания, примеры программ. Практическое руководство для учителя». М.: Айрис-пресс, 2006). Об элективных курсах также много рассказывается в книгах, посвященных профильному обучению.

Сегодня вышло множество авторских элективных курсов для профильного и предпрофильного обучения. Отметим изданный «Дрофой» сборник 11-ти программ элективных курсов по истории (М. Пономарев и др. авторы; М., 2007); сборник «Элективные курсы по истории России. X–XI классы» (составители Н. Григорьева и Н. Чеботарева; М.: Глобус, 2007); сборник для предпрофильного обучения в IX кл. «Программы элективных курсов. Обществознание. Литература. Экономика» (М.: Дрофа, 2006) и др. В серии «Элективные курсы» издательства «Дрофа» изданы пособия для старшеклассников по политологии, политическим идеологиям ХХ века, становлению гражданского общества и др. Следует, однако, заметить, что количество предлагаемых элективных курсов по истории и обществознанию существенно уступает числу таких курсов по математике, информатике и некоторым другим дисциплинам.  Особенно ощущается недостача курсов для предпрофильной подготовки. Публикации данного номера нашего журнала призваны отчасти восполнить этот пробел.

Опубликовано в Статьи за 2009 год.


Комментарии (0)

Будьте в курсе обсуждения, подпишитесь на RSS ленту комментариев к этой записи.



Разрешены некоторые HTML теги

или используйте trackback.

*