Контент


Формирование и диагностика читательской грамотности в курсе региональной истории

Ольга Юрьевна Стрелова – доктор педагогических наук, профессор, профессор кафедры теории и методики обучения, Хабаровский краевой Институт развития образования, г. Хабаровск.

Цикл моих статей о формировании читательской грамотности (далее – ЧГ) в школьных курсах истории был опубликован в журнале «Преподавание истории в школе» . Но, просматривая последующие публикации на ставшую модной тему, прихожу к выводу, что «воз и ныне там». Авторы методических разработок игнорируют основные принципы конструирования ЧГ-заданий: комплексность, компетентность, проблемность, личную значимость проблемы, внеучебный контекст, неопределенность в способах действий, диагностичность , в результате чего последние превращаются в традиционные упражнения на развитие познавательных умений или в полигон для применения «инновационных технологий».
В данной статье подойдем к проблеме конструирования ЧГ-кейсов с практической стороны, рассмотрим вышеперечисленные принципы в действии, а попутно – возможности региональных учебных пособий в этом благородном деле. Мы уже знакомили читателей нашего журнала и с методической концепцией , и с ресурсами комплекса по истории Дальнего Востока России в обеспечении ценностно-смыслового единства образовательного пространства России .
В втором пособии – «История Дальнего Востока России в Новое время (XVII – XVIII вв.) , – адресованном семи- и восьмиклассникам, фрагментов исторических источников стало больше. Подчеркнем, не источников информации, а Текстов культуры со всеми вытекающими отсюда образовательными возможностями, обязательствами и эффектами!
По сравнению с первой книгой для учащихся 5–6-х кл., первоисточники стали объемнее, разнообразнее по своему происхождению (исторические документы, научно-популярные статьи, официальные приказы, личные свидетельства и др.) и формату (словесно-печатные, визуальные, электронные и др.). Каждый источник сопровождается вопросами и заданиями двух типов:
– большинство вопросов и заданий к источникам информации соотносятся с ЧГ-заданиями первого уровня: «поиск и извлечение информации», и второго уровня: «интеграция и интерпретация информации, извлеченной из источника»;
– вопросы и задания к историческим источникам (Текстам культуры) на этом не останавливаются и двигают воображение, эмоции, мышление читателя дальше – к «осмыслению и оценке формы / содержания прочитанного» (ЧГ-задания третьего уровня), к «переносу нового опыта в практику / нестандартные ситуации» (ЧГ-задания четвертого уровня).
ЧГ-кейс в составе (1) мотивирующей ситуации, (2) одного или нескольких связанных с темой кейса текстов, (3) заданий всех четырех уровней (табл. 2) и (4) с развернутой системой проверки и оценки результатов достаточно объёмны, поэтому в учебниках используются только его фрагменты . Здесь же представим ЧГ-кейс полностью, но на основе одного исторического источника – фрагмента сочинений Н.М. Карамзина (это будет сплошной одинарный текст, к которому можно добавить новые тексты и новые задания, например, в задании 5).
Отнесемся к сочинению Н.М. Карамзина как Тексту культуры, обратив внимание на время и обстоятельства его создания, мировоззрение автора и его интенции в начале кейса, а в конце – поразмышляв об идеях Н.М. Карамзина в свете современной исторической науки и общественного самосознания. В комментариях и обобщающей таблице (табл. 1) объясним не только методический замысел каждого задания, но и его диагностические возможности .
Н.М. Карамзин о Сибири
В начале XIX в. просвещенное российское общество зачитывалось многотомной «Историей государства Российского», выходившей из-под пера «первого русского историографа» Николая Михайловича Карамзина. Этим и другими своими трудами он многое сделал для формирования национального самосознания соотечественников и геополитического образа Российской империи. Но чем для современных россиян являются идеи Карамзина, в частности, о начавшемся в XVI в. движении русских в Сибирь и исторической миссии России?
Прочитайте текст и выполните задания.

«…В то самое время малочисленная шайка бродяг, движимых и грубою алчностию к корысти и благородною любовию ко славе, приобрела новое Царство для России, открыла второй новый мир для Европы, безлюдный и хладный, но привольный для жизни человеческой, ознаменованный разнообразием, величием, богатством естества, где в недрах земли лежат металлы и камни драгоценные, в глуши дремучих лесов витают пушистые звери, и сама природа усевает обширные степи диким хлебом; где судоходные реки, большие рыбные озера и плодоносные цветущие долины, осененные высокими тополями, в безмолвии пустынь ждут трудолюбивых обитателей, чтобы в течение веков представить новые успехи гражданской деятельности, дать простор стесненным в Европе народам и гостеприимно облагодетельствовать излишек их многолюдства. <…>
Но история не ведала Сибири до нашествия Гуннов, Турков, Моголов на Европу: предки Аттилины скитались на берегах Енисея; славный Хан Дизавул принимал Юстинианова сановника Земарха в долинах Альтайских; Послы Иннокентия IV и Св. Людовика ехали к наследникам Чингисовым мимо Байкала, и несчастный отец Александра Невского падал ниц пред Гаюком в окрестностях Амура. Как данники Моголов узнав в XIII веке юг Сибири, мы еще ранее, как завоеватели, узнали ее северо-запад, где смелые Новогородцы уже в XI веке обогащались мехами драгоценными. В исходе XV столетия знамена Москвы уже развевались на снежном хребте Каменного Пояса или древних гор Рифейских, и Воеводы Иоанна III возгласили его великое имя на берегах Тавды, Иртыша, Оби в пяти тысячах верстах от нашей столицы. Уже сей Монарх именовался в своем титуле Югорским, сын его Обдорским и Кондинским, а внук Сибирским, обложив данию сию Могольскую, или Татарскую, Державу <…>
Тени Ермака и его усопших сподвижников манили Россиян довершить легкое завоевание края неизмеримого, от Каменного Пояса до Северной Америки и Восточного океана, где, в течение веков, надлежало сойтися пределам нашего отечества с пределами Испанских владений; где ожидали нас не только богатые рудники, драгоценные плоды звероловства, выгодная мена Китайская, но и слава мирного гражданского образования диких народов…»
История государства Российского. Том IX. Глава VI.

1. К какому времени в этом фрагменте «Истории государства Российского» относится описание Сибири? Выберите ОДИН ответ:
1) XI в.
2) XIII в.
3) XV в.
4) XVIII в.

Характеристика задания 1.
Содержательная область оценки: чтение для познавательных целей.
Компетентностная область оценки / уровень ЧГ-умений: формулировать выводы на основе обобщения отдельных частей текста / II.
Уровень сложности задания: низкий.
Формат: тест с выбором одного верного ответа.
Объект оценки (действие): находить и извлекать одну или несколько единиц информации, расположенных в разных фрагментах текста.

Полный вариант статьи доступен в эл. версии журнала. КУПИТЬ

Опубликовано в Статьи, Статьи за 2024 год.


Комментарии (0)

Будьте в курсе обсуждения, подпишитесь на RSS ленту комментариев к этой записи.



Разрешены некоторые HTML теги

или используйте trackback.

*