Контент


Профессиональная педагогическая культура учителя истории и обществознания (к осмыслению опыта подготовки учителей истории и обществознания для современной школы в Институте истории и политики МПГУ)

Евгений Евгеньевич Вяземский – доктор педагогических наук, профессор, профессор кафедры методики преподавания истории ФГБОУ ВО «Московский педагогический государственный университет», Москва; Елена Витальевна Саплина – кандидат педагогических наук, доцент, заведующий кафедрой методики преподавания истории ФГБОУ ВО «Московский педагогический государственный университет», Москва; Татьяна Вячеславовна Гудкова – старший преподаватель кафедры методики преподавания истории ФГБОУ ВО «Московский педагогический государственный университет», Москва; Юрий Владимирович Романов – старший преподаватель кафедры методики преподавания истории ФГБОУ ВО «Московский педагогический государственный университет», Москва.

Культура – это как раз то, что остается, когда всё остальное забыто (Умберто Эко)
В Институте истории и политики Московского педагогического государственного университета кафедрой методики преподавания истории был проведен «круглый стол», участниками которого стали преподаватели кафедры и студенты старших курсов. В рамках «круглого стола» обсуждались актуальные вопросы подготовки учителя истории и обществознания, в частности вопрос о профессиональной педагогической культуре учителя истории и обществознания. Этот вопрос был рассмотрен в контексте актуальной для российского образования проблемы – какой учитель истории и обществознания нужен для работы в современной российской школе ХХI века? Какой профессиональной культурой должен обладать выпускник педагогического университета? В итоге проведенной дискуссии сформировалось обобщенное мнение участников «круглого стола», что комплексной интегративной характеристикой подготовленности педагога к выполнению своей педагогической миссии является обладание сформированной профессиональной педагогической культурой.
Выпускники Института истории и политики Московского педагогического государственного университета (МПГУ) получают образование, которое позволяет им успешно заниматься разноплановой профессиональной деятельностью в сфере социально-гуманитарного образования, просвещения, культуры, общественных проектов, массовой информации.
Для всех названных сфер деятельности можно сформулировать общие компетенции, которыми должны обладать выпускники исторического факультета педагогического университета для успешной профессиональной деятельности. В своей совокупности эти компетенции должны помочь выпускнику педагогического университета стать компетентным педагогом, обладающим сформированной профессиональной педагогической культурой. Рассмотрим понятие профессиональной культуры педагога (учителя истории и обществознания) на основе отрефлексированного опыта подготовки студентов в Институте истории и политики Московского педагогического государственного университета (МПГУ).
Поставим вопрос – что представляет собой профессиональная педагогическая культура?
Понятие педагогической культуры рассматривалось в работах Е.В. Бондаревской, И.Ф. Исаева, Н.В. Кузьминой, В.А. Сластенина, Н.Е. Щурковой и др. В.А. Сластенин, И.Ф. Исаев, А.И. Мищенко рассматривали педагогическую культуру как целостную систему общечеловеческих педагогических ценностей, творческих способов педагогической деятельности и профессионального педагогического поведения, в основе которых заложена готовность к непрерывному профессиональному и личностному саморазвитию и самообразованию в течение всей жизни.
Эти ученые выделили в педагогической культуре следующие компоненты:
1. Гуманистическая педагогическая позиция, которая в свою очередь включает в себя изначальную индивидуальную позицию, морально-мировоззренческие компоненты, творческо-рефлексивный компонент.
2. Профессионально-личностные качества учителя – эмпатия, толерантность, креативность, способность к рефлексии.
3. Толерантность – проявляется как личностное качество в отношении к убеждениям, верованиям, взглядам, позициям, реальному поведению различных людей.
4. Креативность – готовность к творческому переосмыслению основных направлений профессиональной деятельности.
5. Рефлексия – приобретенная сознанием способность сосредоточиться на самом себе и овладеть самим собой как предметом, обладающим своей специфической деятельностью, своим специфическим знанием.
6. Профессиональные знания – высокий уровень теоретического обобщения, перенос его в стандартные ситуации .
Профессиональную педагогическую культуру можно определить в контексте общей культуры. Начнем с исходного базового понятия «культура». Культура – это всё, что создано человеческим трудом: технические средства и духовные ценности, научные открытия, памятники литературы и письменности, политические теории, правовые и этические формы, произведения искусства и т. д.
В широком смысле культура – это исторически обусловленный динамический комплекс постоянно обновляющихся во всех сферах общественной жизни форм, принципов, способов и результатов активной творческой деятельности людей. Профессиональная педагогическая культура учителя современной российской школы должна позволить педагогу обеспечить педагогические условия для реализации основных функций российской школы, включая образование, воспитание и развитие школьников.
Согласно Е.В. Бондаревской, под педагогической культурой подразумевается совокупность норм, правил поведения, проявление педагогического такта, педагогической техники и мастерства, педагогическая грамотность и образованность; это динамическая система педагогических ценностей, способов деятельности и профессионального поведения преподавателя, это тот уровень образованности, с помощью которого передают профессиональные знания .
Проводя исследование онтологических характеристик профессионально-педагогической культуры, И.Ф. Исаев рассмотрел культуру и механизм ее функционирования на четырех уровнях: «На первом уровне культура выступает как диалектическое единство материальной и духовной культуры; на втором – как проявление профессиональной культуры отдельных групп людей; на третьем – как педагогическая культура, носителями которой являются люди, занимающиеся воспитательной практикой как на профессиональном, так и на непрофессиональном уровнях; на четвертом – как профессионально-педагогическая культура, т. е. конкретная педагогическая деятельность на профессиональном уровне».

Полный вариант статьи доступен в эл. версии журнала. КУПИТЬ

Опубликовано в Статьи, Статьи за 2024 год.


Комментарии (0)

Будьте в курсе обсуждения, подпишитесь на RSS ленту комментариев к этой записи.



Разрешены некоторые HTML теги

или используйте trackback.

*