Контент


Содержание журнала № 4 2024

Актуальная тема: Методический потенциал современного школьного учебника истории

М.В. Короткова. Методические подходы и дискуссионные проблемы создания современного учебника истории: отечественный и зарубежный опыт.
Статья посвящена проблемам разработки методических подходов к созданию современного учебника. Автор рассматривает различные точки зрения и ракурсы многолетних дискуссий вокруг современного учебника истории. В статье более детально рассматриваются классификации, структура и функции современного учебника, а также требования к его созданию. Автор приводит примеры из отечественного и зарубежного опыта.
Ключевые слова: учебник истории, структурные компоненты, функции учебника, дискуссии по учебнику истории, тенденции развития учебника, требования к современному учебнику.

И.С. Майоров. Методические подходы к использованию визуальных источников в современном учебнике истории.
В данной статье рассматривается актуальность и правомерность использования визуальных источников в современном учебнике истории. Отмечается, что внедрение визуальных источников в методический аппарат учебников позволит обучающимся лучше понять и изучить представленный в учебнике теоретический материал. Предпринята попытка изучить и систематизировать существующие на сегодняшний день методические подходы к использованию визуальных источников в учебнике истории.
Ключевые слова: визуальные источники, изобразительные источники, учебник истории, исследовательские навыки, визуальное средство, наглядность, исторические источники.

В.Ж. Цветков. Опыт урочной деятельности и внеурочных форм работы как дополнение к базовому учебнику истории (на примере педагогической практики народного учителя СССР Т. И. Гончаровой).
В статье рассматривается проблематика использования разнообразных урочных и внеурочных форм учебной деятельности в процессе преподавания отечественной истории в средней школе. Отмечается, что несмотря на значение подобного формата работы одним из важных базовых элементов для преподавания остается учебник истории. Тем не менее, не следует преувеличивать его значение, поскольку для полноценного восприятия истории необходимо комплексное, разнообразное изучение учебного материала по отечественной истории. В этом отношении может оказаться весьма полезным опыт педагогов-новаторов 1980-х гг. советской школы, в частности, педагогическая практика народного учителя СССР Татьяны Ивановны Гончаровой. В статье дается краткая характеристика используемых ею учебно-методических и воспитательных приемов. Это актуально с точки зрения глубокого осмысления, понимания той тематики, которая сообщается в учебнике. Также данный опыт позволяет установить более продуктивный контакт учителя с учащимися в ходе проводимого учебного процесса.
Ключевые слова: учебник отечественной истории, Гончарова Татьяна Ивановна, урочная деятельность, внеурочная работа, педагоги-новаторы.

История и обществоведение

С.Е. Лазарев. «Двигались, так сказать, на ощупь»: как бывшие школьники и студенты воспринимают сегодня события перестройки.
Автор настоящей статьи, посвящённой последним годам существования СССР, осуществил анкетирование очевидцев того времени — бывших школьников и студентов, а ныне ответственных работников разных сфер жизнедеятельности и пенсионеров. Из результатов опроса следует, что все респонденты получили в 1982-1991 гг. прекрасное образование, ностальгируют по своему детству, дружбе в школе, пионерской и комсомольской юности. Несмотря на признание того, что руководством были в те годы допущены определённые ошибки, большинство опрошенных считают, что Советский Союз можно было спасти, если бы стране больше повезло с политическим лидером и меньше было бы доверия к Западу.
Ключевые слова: авария на Чернобыльской АЭС, антиалкогольная кампания, Афганская война, гласность, Михаил Сергеевич Горбачёв, научно-технический прогресс, национальные движения, образование, освоение космоса, отмена цензуры, перестройка, период застоя, распад Союза Советских Социалистических республик, школа.

В.Л. Даноян. Разработка и введение Городового положения 1846 года для Санкт-Петербурга.
В статье изучается государственная деятельность по подготовке и введению в действие нового Городового положения 1846 года в Санкт-Петербурге. Анализируются основные статьи «Положения о новом общественном устройстве Санкт-Петербурга» и другие документы, относящиеся к реформированию общественного управления в столице.
Ключевые слова: городское общественное самоуправление, законодательство, городская дума, реформы, полное собрание законов Российской империи, Городовое положение, комиссии, Николай I.

С.В. Джунджузов, С.В. Любичанковский. Учебно-методическое обеспечение темы школьного курса истории: «Оренбургский край в период Революции и Гражданской войны (1917-1920 годов)».
На примере темы «Оренбургский край в период Революции и Гражданской войны (1917-1920 гг.)» характеризуется содержание соответствующих глав и параграфов учебного пособия «История Оренбургского края» и хрестоматии «Оренбуржье в XX — начале XXI в.». Обзор учебного материала позволяет сделать вывод о комплексном подходе к учебно-методическому обеспечению преподавания исторического краеведения в образовательных учреждениях Оренбургской области. Встраивание регионального компонента в школьный курс истории России направлено на актуализацию оценочного отношения учащихся к событиям, значимым для истории их родного края. Раздел «Сохраненное время» и тематическая подборка исторических источников нацелены на обретение навыков самостоятельного анализа документов и приобщению к исследовательской деятельности.
Ключевые слова: гражданская война, история, краеведение, Оренбургский край, революция, учебное пособие, хрестоматия.

Методика

Н.Г. Масюкова, А.Б. Анисимова. Формирование у обучающихся умения работать с визуальными источниками исторической информации.
Авторы статьи знакомят с опытом работы по формированию у обучающихся умения работать с изображениями (на примере почтовых марок).
Ключевые слова: умение работать с изображениями, почтовые марки, блокада Ленинграда.

С.А. Фокина. Формирование читательской грамотности на уроках истории через использование образных речевых средств.
В статье рассмотрен способ формирования читательской грамотности на уроках истории в V-XI классах средствами фразеологии.
Ключевые слова: читательская грамотность, пословицы, поговорки, крылатые выражения, идиомы.

И.Н. Бурганова. Методические аспекты применения онлайн-курса в рамках школьного исторического образования.
В данной статьей предлагается разработанный и апробированный авторский открытый образовательный онлайн-курс «Всеобщая история. Краткий курс» на базе платформы Stepik.
Ключевые слова: Stepik, цифровизация образования, онлайн-курс, электронно-образовательные ресурсы, образовательные платформы, онлайн-обучение, массовый открытый онлайн курс.

Труды молодых ученых

Ю.О. Сорожкина. Изменение облика Белграда в контексте модернизации Сербии на рубеже XIX-XX веков.
В 1878 г. Сербия окончательно стала независимым государством, что вынуждало ее встать на путь модернизации. Белград как столица молодого государства первым подвергся всесторонней трансформации.
Ключевые слова: Белград, политические процессы, модернизация, Сербия.

Опубликовано в Журнал в 2024 году, Содержание.


Комментарии (0)

Будьте в курсе обсуждения, подпишитесь на RSS ленту комментариев к этой записи.



Разрешены некоторые HTML теги

или используйте trackback.

*