Контент


К вопросу об оптимизации структуры и выполнения задания № 19 ЕГЭ по истории в формате 2024 года на определение исторического понятия и его фактологическую конкретизацию

Владимир Викторович Горский – кандидат исторических наук, доцент, доцент кафедры истории России Института истории и политики, Московский педагогический государственный университет, Москва.

В комплекте заданий ЕГЭ по истории под номером 19 обязательным элементом является задание, предполагающее «раскрытие смысла» исторического понятия и его конкретизирующую иллюстрацию на примере исторического факта, относящегося к истории России, максимально оцениваемое в два первичных балла. Корректное выполнение этого задания, на первый взгляд, не самого сложного, предполагает, однако, владение не только достаточными для его выполнения знаниями по предмету, но и знания элементов формальной логики в части теории понятий, а также навыков их применения для построения адекватных логическим критериям определений содержания понятий (собственно, их смысла).

Оба плана решения поставленной задачи имеют определённые сложности в рамках подготовки на уровне программы не только базового, но и профильного среднего образования, на которых имеет смысл остановиться в преддверии очередной экзаменационной кампании.

Прежде всего, нужно отметить, что в настоящее время в курсе среднего образования отсутствует такой предмет как «логика», содержание которого предполагает изучение основ логики понятий и теории их определения, поэтому учащиеся не знакомы с правилами построения логически корректных определений, если только отдельные учителя, сами владея этими правилами, не интегрируют соответствующие элементы в свою работу по тем или иным предметам. В результате, как показывает практика работы со студентами исторического факультета (или, как он теперь называется, Института истории и политики) Московского государственного педагогического университета, который готовит учителей истории и обществознания, не только первокурсники, но и учащиеся старших курсов не понимают разницы между понятием и термином, между объёмом и содержанием понятия, между родом и видом понятий и не владеют правилами логически точных определений. То же самое выявляется и в беседах с учителями-предметниками, причём с немалым стажем практической работы. А критерии оценивания, которыми рекомендует руководствоваться ФИПИ, предполагают наличие соответствующих знаний и умений.

Обратимся к демоверсии комплекта вопросов для ЕГЭ по истории, выложенной для общего ознакомления на сайте ФИПИ. При оценивании первого элемента задания на высший балл в качестве основного условия наряду с отсутствием фактических ошибок указывается: «содержание понятия корректно раскрыто через родовую принадлежность понятия и, если это необходимо, его видовое(-ые) отличие(-я)». Это есть ни что иное, как отсылка к логическому правилу составления определения понятия, о котором в его общем виде имеет представление далеко не всякий учащийся и даже не каждый учитель.

Правда, нужно отметить, что предложенная формулировка этой отсылки вызывает определённые вопросы с точки зрения соответствия её самой указанным правилам, поскольку не представляется возможным дать определение понятия только через указание на род (что предполагается замечанием «если это необходимо»), поскольку без такового указания определяемый вид будет тождественен по содержанию своему роду, т. е. более общему понятию. По другому принципу иногда определяются философские категории, т. е. понятия, имеющие предельно общее содержание (и то их можно обобщить через понятие «философская категория», после чего указать на их особое содержание, отличное от содержания других философских категорий). Впрочем, в курсе истории мы с такими категориями не сталкиваемся. Во всяком случае, их определение при прохождении ЕГЭ по истории давать не придётся. Есть ещё так называемые генетические определения, в которых перечисление существенных видовых признаков заменяется указанием на обуславливающий их способ возникновения, но в нашем случае они вряд ли будут достаточны, а если это так, то данный момент должен быть подробнее отражён в критериях оценки. Таким образом, этот критерий оценки задания № 19 очевидно нуждается в уточнении, но его можно сделать и после этого понять смысл критерия, что, безусловно, фундаментально важно для получения за это задание максимального балла только после обращения к элементам теории понятий в рамках формальной логики.

Исходя из принципиальной важности прояснения логических основ определения для выполнения рассматриваемого задания ЕГЭ, вспомним некоторые их положения. Теория понятия – объёмный раздел логики, но для наших целей нужно ответить в определённой последовательности на несколько принципиально важных вопросов.

Что такое понятие? Понятие – это форма мысли, которая отражает наиболее существенные общие признаки сходных по их совокупности объектов. Понятие формируется в процессе осмысления представлений о конкретных объектах путём сопоставления их внешних признаков, сущностных признаков, создающих их качественную определённость и выявляемых путём применения мыслительных процедур анализа и синтеза, абстрагирования наиболее существенных признаков от всех остальных и обобщения этих признаков в единую мысль-форму, содержанием которой они становятся. Например, понятие «император» включает в себя такие существенные признаки, отличающие его качественным образом от других монархов, как «глава государства, имеющего имперское устройство» и «получивший / принявший соответствующий титул». Понятие – это начало и основа рационального (в науке – теоретического) уровня освоения действительности. Совокупность существенных признаков объектов, охватываемых понятием (входящих в его объём), образует содержание понятия.

Что из себя представляет мыслительная процедура определения понятия? «Так как характернейшей чертой понятия, отличающей его от простого представления, является точность, с какой в содержании понятия указываются существенные признаки, то отсюда следует, что важнейшей логической операцией или первым логическим действием над понятием будет установление его содержания. Действие это называется определением понятия. Определить понятие – значит указать, какие существенные признаки мыслятся в его содержании».

Как правильно с точки зрения логики нужно строить определение? «Как всякая деятельность мышления, определение может быть правильным и неправильным. Правильное определение, т. е. определение, указывающее существенные признаки понятия, выражается в форме предложения, в котором подлежащее есть само определяемое понятие, сказуемое же содержит в себе перечисление существенных признаков определяемого. Логическое определение не есть простое пояснение значения слова – вроде тех, которые содержатся в толковых словарях, например, в толковом словаре Ушакова. Логическое определение не есть и простая подстановка одного слова вместо другого. Логическое определение раскрывает для мысли признаки, которые мыслятся наукой в содержании понятия».

Каким критериям должно отвечать корректное определение? Для построения правильного определения необходимо, чтобы оно отвечало следующим условиям:

1) соразмерность (точное соответствие объёма определяющего понятия – указания на существенные признаки объектов, входящих в него – определяемому понятию); оно не должно быть ни чрезмерно узким, ни чрезмерно широким (например, определение «холоп – это зависимый человек» будет чрезмерно широким, потому что понятие «зависимый человек» шире по объёму, чем понятие «холоп», является по отношению к нему родовым и включает в себя ещё закупов, рядовичей, наймитов, кабальных людей, крепостных крестьян и др.);

2) отсутствие смыслового круга (попытки определить понятие через то, что само может стать понятным только через определяемое; как частный случай логического круга рассматривается тавтология; например – «централизованное государство есть государство, возникающее в результате централизации»);

3) положительный характер или, во всяком случае, наличие положительной составляющей (определение не должно быть построено только на указании признаков, которые НЕ принадлежат данному понятию; например – «меч – оружие, не имеющее в своей конструкции такого элемента, как древко и не предназначенное для ведения боя на средней и дальней дистанции»)

4) ясность (отсутствие двусмысленности, субъективно воспринимаемой образности, метафоричности; например – «крепостной крестьянин – это почти что раб»).

Какой должна быть форма корректного определения? «Во многих случаях перечисление всех таких признаков – слишком продолжительное занятие. Существует способ определения понятия без подробного перечисления всех его существенных признаков. Состоит этот способ в том, что указывается, во-первых, ближайший род, к которому это определяемое понятие принадлежит, и, во-вторых, указывается особый признак (или признаки), посредством которого данное понятие как вид отличается от всех других видов указанного рода.

Полный вариант статьи доступен в эл. версии журнала. КУПИТЬ

Опубликовано в Статьи, Статьи за 2024 год.


Комментарии (0)

Будьте в курсе обсуждения, подпишитесь на RSS ленту комментариев к этой записи.



Разрешены некоторые HTML теги

или используйте trackback.

*