Письмо в номер
В.С. Безрукова. Интеграция исторического и обществоведческого знания, человек как субъект истории.
В статье предлагается рассмотреть новые подходы к повышению воспитательного потенциала исторического образования школьников, такие, как интеграция обществоведческого и исторического знания, его антропологизация, увеличение созидательного контента изучаемых текстов и др.
Ключевые слова: субъект истории, антропность истории, школьное образование, вузовское образование, история общества и человека.
История и обществоведение
А.С. Божич. Александр II и общественные настроения 1860-х годов.
В статье анализируются различные аспекты реакции российского общества на внутреннюю политику самодержавия в 1860-е гг.
Ключевые слова: император Александр II, реформы, общество, власть, дворянство, интеллигенция.
Е.С. Гицевич. «Филологическое обозрение». Анализ и характеристика журнала.
Данная статья посвящена анализу журнала «Филологическое обозрение», издаваемому с 1891 по 1902 гг. в Российской Империи. В ходе анализа содержания, состава и коллектива авторов мы приходим к выводу, что данный журнал может по праву считаться первым отечественным специализированным периодическим научным изданием по античному миру. Выводы данной работы опираются на количественные данные, собранные при рассмотрении всех выпусков журнала. Они позволяют установить тенденции развития журнала.
Ключевые слова: антиковедение, классическая филология, институциализация, научный журнал, переодика, организация науки, дореволюционная Россия.
Д.А. Крысин. Личность Б.Н. Ельцина в школьных учебниках истории XXI века.
Статья содержит историографический обзор школьных учебников, посвящённых изучению личности и реформ Б.Н. Ельцина. К личности Ельцина относятся по-разному. При жизни были те, кто им восхищался и оказывал поддержку, но были и те, кто ненавидел его и критиковал. На современном этапе его называют лидером демократии и реформатором, однако некоторые историки критикуют его реформаторские идеи и внешнюю политику. В этом отношении рассмотрены и проанализированы исторические источники разных периодов в рамках школьной программы предмета «история».
Ключевые слова: историография, реформа, Ельцин, роль Ельцина, школьные учебники по истории, историографический обзор.
Е.И. Гончарук. Становление высшего гуманитарного образования в Донбассе.
В статье исследуются основные этапы становления и развития высшего гуманитарного образования в Донбассе на примере Сталинского государственного педагогического института (СГПИ). В работе проанализирована история вуза от момента его создания в 1937 г. до преобразования в Донецкий государственный университет в 1965 г. Основное внимание акцентируется на изучении организационной структуры пединститута, динамики кадрового состава преподавателей, контингента студентов, что впоследствии позволило вузу трансформироваться в первый классический университет Донбасса.
Ключевые слова: Сталинский государственный педагогический институт, материально-техническая база, образование, управление, кадры, история, школа.
А.С. Алымов. Историография деятельности войск НКВД против вооруженного националистического подполья в западной части СССР в 1939-1956 годах.
Исследуемая тема имеет актуальную историко-политическую направленность. После вхождения в состав СССР новых западных территорий в состав Украинской и Белорусской ССР в 1939 г. силовое противодействие вооруженному националистическому подполью оказывали войска НКВД СССР. Эти структуры, используя оперативные методы, выявляли членов вооруженного националистического подполья, места базирования отрядов и их руководителей, проводили операции по их ликвидации.
Ключевые слова: Белорусская ССР, Украинская ССР, внутренние и пограничные войска НКВД, белорусские, украинские националисты, немецкие разведывательные службы, гитлеровские агенты и диверсанты, националистическое подполье в западной части Белоруссии и Украины.
Методика
Л.Н. Алексашкина. Развитие науки и техники в Новейшее время как объект познавательной деятельности школьников при изучении истории.
В статье представлена методическая разработка, посвященная развитию науки и техники в Новейшее время. Автор приводит рекомендуемые для изучения сюжеты для подготовки тематических уроков в старших классах школы.
Ключевые слова: образовательные приоритеты, активная познавательная деятельность школьников, творческие задания.
Д.В. Буяров. Формирование читательской грамотности на уроках всеобщей истории в X классах.
В статье рассматривается характеристика методов и приемов по формированию читательской грамотности на уроках всеобщей истории у обучающихся X классов. Акцентируется внимание на использовании различных типов текста: сплошных, несплошных, смешанных, составных, а также разнообразных заданий, направленных на развитие таких умений как нахождение и извлечение информации из текста, интеграция и интерпретация текста, умение осмысливать и оценивать текст и использовать полученные знания в практических целях. Предлагается развитие читательской грамотности с использованием таких инновационных методических приемов как инсерт, синквейн, ментальная карта и др.
Ключевые слова: читательская грамотность, читательские умения, текст, источники информации.
В.М. Кузнецов, Е.В. Кузнецова, Ю.В. Першина, А.В. Скутнев. Профессиональная ориентация на учебных занятиях «Восстание под предводительством Емельяна Пугачева» в социально-гуманитарных классах (опыт регионов Урала и Поволжья).
В статье обобщается эффективный опыт педагогов Урала и Поволжья по изучению истории восстания под предводительством Емельяна Пугачева (1773-1775 гг.) с учетом региональных и этнокультурных особенностей образовательных программ. Представлена методика организации практической работы в малых группах «архивистов», «экономистов», «литературоведов» и другой профессиональной направленности.
Ключевые слова: профильное обучение, внеурочная деятельность, профессиональная ориентация, краеведение.
Я.А. Левин, С.О. Буранок. Разработка и теоретические основы геймификации курса региональной истории.
Статья посвящена такому сложному и многоаспектному вопросу как применение геймификации в качестве методологии занятий по темам региональной истории. Выбор тематики обусловлен тем, что в контексте преподавания краеведческих сюжетов игровые технологии в целом используются редко. Рассмотрены теоретические основы понятий геймификация и эдьютейнмент. Кратко рассмотрена история данных понятий за рубежом и в России. Тезисно проанализированы основные формы, которые могут применяться в рамках образовательного процесса для реализации процесса геймификации образования. Рассмотрение темы также потребовало более пристального знакомства с самим понятием игра и его пониманием в современной науке, что позволило проследить трансформацию игр в такую сложную образовательную технологию. Также рассмотрены история применения этой методологии в образовании и различных иных отраслях деятельности. На основании изложенного рассмотрены также основные достоинства геймификации и эдьютейнмента как его более развитой формы в качестве методики обучения. Также в рамках изучения темы рассмотрены перспективные примеры использования игр как вспомогательного образовательного контента. Сделаны выводы о перспективности использования игровых технологий в обучении. Статья базируется на отечественных и зарубежных материалах по теме.
Ключевые слова: геймификация, эдьютенмент, игровая технология, игра, региональная история, краеведение.
ЕГЭ и ОГЭ
Е.Р.В. Пазин.Тематические тесты по разделу «Человек».
В публикации приводятся тематические тестовые задания по разделу «Человек» курса обществознания 10 класса.
Ключевые слова: обществознание, тесты, ЕГЭ.
Комментарии (0)
Будьте в курсе обсуждения, подпишитесь на RSS ленту комментариев к этой записи.