Контент


Содержание журнала № 9 2023

Актуальная тема: Работа с понятиями

В.В. Ковригин. Как организовать работу с понятиями на уроках обществознания и в проектной деятельности по гуманитарным предметам.
Статья посвящена презентации авторской методики работы с терминами, разработанной на основе кругов Эйлера. Отмечено, что в современной науке и методике преподавания гуманитарных предметов допускается весьма вольготное и неточное определение понятий, что затрудняет усвоение их смысла школьниками и привносит опыт необязательности выводов науки.
Ключевые слова: термины, понятийный аппарат, определение, дефиниция, методика обществознания.

История и обществоведение

Т.А. Пучина. Новые документальные источники по истории военной службы в России.
В статье затронуты редко обсуждаемые в российской историографии вопросы боеготовности вооруженных сил России допетровского периода. Представлены данные, собранные автором на основе документального материала РГАДА, характеризующие военно-техническое состояние корпораций служилых людей «приборной службы», составляющих большинство населения пограничных регионов юга России. Обращается внимание на необходимость введения в исторический оборот новых документальных источников по истории вооруженных сил России, уточняющих картину военного потенциала страны накануне преобразований.
Ключевые слова: раннее новое время, предпосылки петровских реформ в военной области, документальные источники.

Д.А. Миляева. Этапы становления и развития поликультурного образования в Индонезии.
В статье представлен анализ исторического контекста языкового многообразия Индонезии с XVI в. по настоящее время и принятых образовательных документов в течение данного периода. По результату исследования выявлены и описаны этапы становления поликультурного образования в Индонезии.
Ключевые слова: поликультурное образование, образование Индонезии, образовательные реформы.

И.В. Крючков. Геополитические интересы России, США, НАТО в Европе в начале XXI века.
В статье раскрываются актуальные аспекты развития отношений между Россией и странами НАТО, прежде всего, США в контексте европейской региональной безопасности в начале XXI в. На основании исторического анализа основных этапов развития отношений между Россией и НАТО анализируются основные геополитические мотивы и интересы действий двух сторон, обосновываются причины конфликта. Трансформация геополитических интересов России и НАТО в новом столетии обусловлена прохождением нескольких циклов стабильности и кризиса, которые предопределили современный расклад сил на европейском континенте. Текущий этап кризиса отношений между Россией и НАТО является результатом невозможности достижения компромисса между сторонами конфликта по вопросу об архитектуре военной безопасности в Европе.
Ключевые слова: геополитика, Россия, НАТО, Украина, Холодная война, США.

С.В. Ермоленко. Совершенствование качества подготовки иностранных военнослужащих в военно-учебных заведениях СССР в 1949-1985 годах.
Исследуя деятельность преподавательского состава при организации профессиональной подготовки иностранных военнослужащих в военно-учебных заведениях СССР, автор статьи отмечает, что она имела первостепенное значение в работе военно-учебных заведений. В 1949-1985 гг. методика проведения учебных занятий постоянно совершенствовалась и полностью соответствовала ее основным принципам, использовавшимся в советских военных учебных заведениях. Обучение иностранных офицеров было связано с рядом серьезных особенностей в работе преподавателей, которые должны были учитываться в интересах успешного выполнения учебного плана.
Ключевые слова: повышение качества подготовки; иностранные военнослужащие; преподаватели; военно-учебные заведения СССР; эффективность преподавания; педагогическое мастерство; русский язык.

Д.М. Мефодин. Политико-воспитательная работа в составе советских войск в Афганистане в ходе решения задач по охране и обороне объектов на территории ДРА.
Исследуемая тема имеет актуальную историко-политическую направленность. Автор публикации провел анализ политико-воспитательной работы в составе советских войск в Афганистане в ходе решения задач по охране и обороне объектов на территории этой страны, которая осуществлялась командирами, политическими органами, партийными и комсомольскими организациями, имевшая многообразные формы и специфические особенности, обусловленные характером выполнявшихся советскими войсками задач в Афганистане.
Ключевые слова: Афганистан, политико-воспитательная работа, исламская оппозиция, оборона тыловых объектов, занятия по политической подготовке, агитационный отряд, афганское население, противодействие вражеской пропаганде.

В.В. Номогоева, Ж.А. Калимолдина. Антропонимические элементы в составе топонимов Восточного Казахстана.
В статье показано, что антропонимы являются источником информации о жизни населения конкретного региона, с помощью которой можно получить сведения об истории народа, его традициях, хозяйственной деятельности предков, о среде, в которой они выросли и об особенностях национального мировоззрения.
Ключевые слова: топонимика, антропонимия, микротопонимы, волость, колонизация, рудники.

Методика

И.А. Лобанов, Е.К. Калуцкая. Методический маршрут проектирования современного урока обществознания (на примере тем раздела «Введение в философию», углубленный уровень).
В статье затрагиваются вопросы подготовки учителя к преподаванию обществознания на углубленном уровне в старших классах. Даются практические рекомендации по проектированию методического маршрута тем курса с учетом специфики углубленного уровня.
Ключевые слова: методический маршрут, углубленный уровень, обществознание, институциональный подход, ФГОС, ФОП.

Ж.А. Подольская. Как помочь ученику выбрать тему проекта? (Методические рекомендации для учителей по работе с учащимися на начальном этапе проекта).
В статье раскрываются методические рекомендации для учителей по подготовке учащихся к ведению проектной деятельности на начальном этапе. Приводятся авторские задания предлагаемых методов.
Ключевые слова: проект, проектная деятельность, начальный этап проекта, тема проекта, методические рекомендации, образование.

Н.А. Чиканова. Визуальные ресурсы в практике исторического образования.
Цель статьи — распространение опыта использования изображений в преподавании истории. Автор предлагает методику анализа визуальных источников, связанных с медицинской тематикой, что способствует формированию личностных, социальных, профессиональных компетенций. В статье анализируются изображения, востребованные для преподавания новейшей истории.
Ключевые слова: медицина, педагогика, изображения, фотографии, плакаты, личностные компетенции, профессиональные компетенции, методика анализа визуальных источников.

Е.А. Кочеткова. Формирование читательской грамотности на уроках истории и обществознания на примере темы Холокоста.
В данной статье рассматривается опыт развития навыков чтения и читательской культуры на уроках истории и обществознания. Мы изучаем, как использовать подходы к работе с сложными текстами, основанными на теме Холокоста. Также обсуждается значение развития навыков чтения в современной системе образования.
Ключевые слова: Холокост, Вторая мировая война, навыки чтения.

С.Н. Чикишева. Онлайн-инструменты, способствующие запоминанию больших объемов фактического материала для подготовки к ЕГЭ по истории.
В данной статье последовательно рассматриваются пять онлайн-сервисов, которые помогут выстроить процесс подготовки к ЕГЭ по истории рационально и продуктивно: Quizziz, Quizlet, LearningApp, Wordwall, Wizer.me.
Ключевые слова: ЕГЭ по истории, Отечественная культура, онлайн-инструменты, запоминание, подготовка к экзамену.

Труды молодых ученых

Е.Э. Сорокин. Редакционная политика журнала «Вестник Европы» в первой трети XIX века.
В статье рассматривается редакционная политика журнала «Вестник Европы» в первой трети XIX в. Особое внимание уделено деятельности редакторов журнала — Н.М. Карамзину, В.А. Жуковскому, М.Т. Каченовскому.
Ключевые слова: журнал «Вестник Европы», Н.М. Карамзин, В.А. Жуковский, М.Т. Каченовский, российская периодическая печать XIX в.

Д.Н. Караичев. Основные проблемы начального и среднего образования в школах Крымской области во второй половине 1950-х — начале 1960-х годов.
В настоящей работе предпринята попытка суммировать основные проблемы, с которыми столкнулось народное образование Крымской области во второй половине 1950-х — начале 1960-х гг., и пути их разрешения. Рассмотрены вопросы посещаемости и успеваемости учащихся, повышение профессиональных навыков преподавателей, решение кадрового вопроса, затронута тема по освоению новых для области предметов, а также получение учениками востребованных на производстве профессий.
Ключевые слова: СССР, Украинская ССР, Крымская область, производственное обучение, украинизация, начальное образование, среднее образование, стандарты и программы.

М.В. Большаков. Значение организации школьной этнографической экспозиции на примере музея «Гимназии №2» г. Зарайска.
В статье поднимается проблема важности организации школьных музеев в современных реалиях. На конкретном примере разбираются этапы создания тематической экспозиции в школе, а также формы работы, проводимые на её базе.
Ключевые слова: школьный музей, история России, краеведение, этнография, образование.

П.А. Боев. Конституционная реформа 1988 года как предпосылка к дезинтеграции Советского Союза.
Конституционная реформа 1988 г. стала поворотным моментом перестройки, заложившим основу дальнейших процессов дезинтеграции СССР. В данной статье будет предпринята попытка на базе анализа текста Конституции 1988 г. подтвердить данные причинно-следственные связи.
Ключевые слова: перестройка, Конституция 1988 года, М.С. Горбачёв, СССР.

Опубликовано в Журнал в 2023 году, Содержание.


Комментарии (0)

Будьте в курсе обсуждения, подпишитесь на RSS ленту комментариев к этой записи.



Разрешены некоторые HTML теги

или используйте trackback.

*