Контент


Формирование системы умений школьников в практике обучения истории: вчера, сегодня, завтра

Марина Владимировна Короткова – доктор исторических наук, профессор, профессор кафедры методики преподавания истории Института истории и политики, Московский педагогический государственный университет, Москва.

Системно-деятельностный подход в обучении школьников предполагает наличие четко проработанной системы дефиниций, которые являются ключевыми для определения результатов обучения. Поэтому проблема формирования умений, компетенций, универсальных учебных действий (далее – УУД), определение их статуса и содержания является актуальной. Данная статья ставит своей задачей рассмотреть параметры дискуссий вокруг проблемы умений, четко обозначить структуру понятия, скорректировать список формируемых умений, наметить методические аспекты их формирования на уроках истории.
В методике обучения истории в настоящее время пересматривается традиционный список умений обучающихся, наблюдается размывание четких границ в определении самого понятия «умение», не установлена взаимосвязь понятия «умение» с другими дефинициями, определяющими деятельностную сторону учебного процесса. Так, УУД определяются как общеучебные, в большей степени организационные действия ученика, без которых не может сформироваться ни одно специальное предметное умение, а компетенции возвращают нас к триаде – «знать, уметь, владеть».
В дидактике и методике нет единого мнения по поводу самого понятия «умение». Согласно первой точке зрения, умения – это автоматизированные действия, играющие вспомогательную роль и входящие в состав навыка. Дидакты считают умения начальной ступенью овладения навыком. Ю.К. Бабанский писал: «Умение – сознательное владение приемом (совокупностью способов осуществления действий), а навык – доведенное до автоматизма умение» . Н.А. Лошкарева выделила умения, которые трансформируются в навыки и сложные умения, в состав которых входят некоторые навыки . Сегодня эта точка зрения устарела.
Вторая точка зрения определяет умение как способность достигать цели деятельности на основе знаний и приобретенных навыков. А.В. Усова, А.А. Бобров писали: «Умение – готовность личности к определенным действиям и операциям в соответствии с поставленной целью на основе имеющихся знаний и навыков» . Близко к данной точке зрения определение методистов А.Г Колоскова и Г.В. Клоковой, которые определяли умение как «способность осознанно достигать цели деятельности на основе знаний и навыков, притом в изменяющейся обстановке» . Эта точка зрения господствовала до конца ХХ в.
В соответствии с третьей точкой зрения, умением можно считать сознательное владение мыслительными операциями. Известный теоретик разработки проблемы умений Н.И. Запорожец под умением понимала способность ученика, основанную на знаниях и навыках, достигать сознательно поставленной цели в новых условиях. Под специальными умениями применительно к истории она понимала мыслительные операции (анализ, синтез, обобщение), а под навыками – «автоматическое выполнение действий в результате овладения приемами учебной работы (навыки чтения, письма и т. д)» .
Четвертая точка зрения признает за умением освоение новых действий и делает акцент на самостоятельности в применении освоенных действий. В.В. Барабанов и Н.Н. Лазукова дали в своем учебнике такое определение: «Умение – способность ученика к осуществлению осознанных действий, обеспечивающих самостоятельное познание прошлого» . А.Т. Степанищев полагает, что «умение – это результат овладения новым действием, основанном на каком-либо правиле и использовании его в процессе решения поставленных задач» . Для того, чтобы умение сформировалось, необходима самостоятельная деятельность ученика, в которой он проявляет заинтересованность, инициативу и творческий подход.
Пятая позиция следующая: умение – сознательное и свободное владение приемами учебной работы, которые ученик может применять при изучении любого материала. Умение показывает высокую степень овладения учеником приемами. П.В. Гора считал, что развитие умений надо доводить до уровня самостоятельного поиска и творческого применения разнообразных исторических знаний и методических приемов . Под навыком методисты понимают автоматизированное действие (чтение, письмо, работа на компьютере), которое необходимо при формировании первичных умений. Основным признаком умения является способность ученика последовательно применять всю совокупность учебных и умственных действий, составляющих прием, при изучении нового, отличного от ранее изученного материала или при решении незнакомых познавательных задач .
В Федеральном государственном образовательном стандарте умения обозначены в контексте УУД и общеучебных навыков: определять самостоятельно цели деятельности, определять пути их достижения, способы действий, оценивать выполненную работу, организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность, обладать ИКТ-компетенциями . В то же время упоминаются важнейшие мыслительные операции – классифицировать, выявлять причинно-следственные связи, строить логические рассуждения и умозаключения, делать выводы.
В дидактических работах УУД определяются как «совокупность способов действий обучающихся (а также связанных с ними навыков учебной работы), обеспечивающая самостоятельное усвоение новых знаний, формирование умений, включая организацию этого процесса» . УУД включают все возможные действия общеучебного характера, а именно – регулятивные (планирование, управление, контроль, оценка деятельности), коммуникативные (ведение диалога, взаимодействие и сотрудничество со сверстниками) и познавательные (общеучебные, учебно-логические и учебно-информационные) . Нам представляется, что специальные предметные учебные умения являются важной составной частью УУД.
Другим дискуссионным вопросом остается проблема классификации умений школьников. Дидактические классификации умений сводятся к умениям организационного характера. С.Г. Воровщиков и Д.В. Татьянченко взяли за основу классификации Ю.К. Бабанского и Н.А. Лошкаревой и дали следующую классификацию: учебно-управленческие, учебно- информационные (умения работать с текстами и реальными объектами), учебно-логические (анализ, синтез, сравнение, обобщение, решение проблем) . Методисты. В.В. Барабанов и Н.Н Лазукова, практически следуя дидактической классификации, поделили умения на информационные, мыслительные, организационные и коммуникативные .
Стандартная общепринятая классификация выделяет четыре группы умений: информационные, мыслительные, организационные и коммуникативные. Информационные умения – способность учащихся осуществлять самостоятельно осознанные действия, связанные с приобретением, фиксацией и воспроизведением исторических знаний из исторических источников. К таким умениям относят: поиск исторических источников, извлечение и анализ информации, фиксацию информации и ее воспроизведение в устной и письменной форме.
Мыслительные умения – способность учащихся осуществлять мыслительные действия, связанные с познанием прошлого. К ним относятся исторический анализ, сравнение и систематизация, теоретические обобщения и формулирование выводов, исторические оценки объектов прошлого. Организационные умения – способность учащихся к систематическому участию в познавательной деятельности на основе осознанного планирования своей работы, знания и способы ее рациональной организации. Эти умения еще называют регулятивными. К ним относят: определение целей своей деятельности, планирование их реализации; регулярное осуществление осмысленных действий, саморегуляция своего поведения в учебном процессе при выполнении всех требований.
Коммуникативные умения – способность учащихся к продуктивному взаимодействию со всеми участниками процесса обучения, включая общение в информационном поле и за его пределами, групповая и парная работа, реализация продуктивного общения при выполнении заданий .
Однако для методистов-историков наиболее ценным является разработка классификации специальных умений, учитывающих специфику изучения исторического материала. Н.И. Запорожец выделила следующие умения учащихся, формируемые при изучении истории: 1) умение локализации исторических фактов во времени и пространстве; 2) умение анализировать исторический материал; 3) умение синтезировать и обобщать исторический материал; 4) умение сопоставлять и сравнивать однородные исторические факты; 5) умение формулировать и обосновывать выводы, логически правильно строить доказательство; 6) умение излагать исторический материал . В основу данной классификации положены мыслительные умения.
П.В. Гора в свое время предложил следующую классификацию умений: 1) умение излагать образы людей, представлять близкие к действительности образы исторический событий; 2) умение анализировать исторические факты, выделять и обобщать их существенные признаки, определять исторические понятия и пользоваться ими; 3) умение сравнивать исторические события, находя признаки сходства, различия, выделять частное и особенное; 4) умение прослеживать диалектику общественного развития путем сравнения различных исторических процессов; 5) умение находить путем анализа, синтеза, обобщения, абстракции объективные связи между историческими событиями, устанавливать причинно-следственные связи; 6) применять теоретические знания для самостоятельного понимания и усвоения исторических фактов . В этой классификации основной акцент сделан на образных и логических (интеллектуальных) умениях.
М.В. Короткова и М.Т. Студеникин дополнили эту классификацию и выделили пять групп умений: умения воссоздавать исторические образы (образные умения), умения анализировать исторические источники и осмысливать теоретический материал (логические умения), картографические, хронологические и оценочные умения .
Л.Н. Алексашкина выделяет следующие специальные умения при обучении истории: работа с хронологией, картой, умение работать с фактами и историческими источниками, умения исторического описания (реконструкции), умения анализа и объяснения, умение рассматривать версии и оценки, умения излагать материал, умения применять знания .
Е.Е. Вяземский и О.Ю. Стрелова выделили следующие умения: 1) образные умения – описывать исторические факты, воссоздавать образы и картины прошлого, рассказывать о ярких событиях; 2) логические умения – выявлять причинно-следственные связи, сопоставлять объекты прошлого, называть основные черты, характерные признаки, объяснять понятия; 3) оценочные – давать аргументации, оценки фактам, раскрывать своеобразие событий и явлений, выявлять иерархию причин и следствий .
Сегодняшний день настоятельно требует обновления вышеуказанных перечней специальных умений школьников, формируемых на уроках истории. Относительно недавно появился новый тип умений – коммуникативные умения. В дидактике их назвали интерактивными умениями и предложили такой список: умение взаимодействовать друг с другом; умение обмениваться информацией; умение совместно решать проблемы; умение моделировать ситуации; умение оценивать действия членов группы и т. д. .

Полный вариант статьи доступен в эл. версии журнала. КУПИТЬ

Опубликовано в Содержание, Статьи за 2023 год.


Комментарии (0)

Будьте в курсе обсуждения, подпишитесь на RSS ленту комментариев к этой записи.



Разрешены некоторые HTML теги

или используйте trackback.

*