Алексей Владимирович Лубков – доктор исторических наук, профессор, академик РАО, ректор Московского педагогического государственного университета; Михаил Васильевич Новиков – доктор исторических наук, профессор, Заслуженный деятель науки РФ, заведующий кафедрой теории и методики профессионального образования Ярославского государственного педагогического университета им. К.Д. Ушинского.
Одним из самых распространенных трендов исторической науки XXI века в разных странах является своеобразная трактовка исторических событий в угоду тем или иным политическим и национальным интересам, что находит свое отражение на страницах учебников истории. В свое время мы отмечали это при анализе текста учебника «История Латвии», насыщенном различными мифами. Эта тенденция проявилась и при подготовке коллективного международного учебного пособия (Болгария, Грузия, Молдова, Россия, Румыния, Украина, Турция) «Черное море: история взаимодействия» как одного из проектов Совета Европы. Представитель Украины из Киева тогда подготовил предварительный текст мифологического характера, согласно которому, в частности, Крым у Турции в XVIII в. отвоевали запорожские казаки, а Россия, русская армия, Екатерина II, Григорий Потемкин и др. там даже не упоминались. Лишь наше обращение к координаторам проекта и замена представителя Украины на адекватного преподавателя истории уберегли это уникальное издание от такой грубой фальсификации.
История Второй мировой войны в том или ином варианте представлена в учебниках истории практически всех стран, в них отражается в том числе и политическая конъюнктура в вопросах определения прежде всего виновников начала войны, вклада держав в общую победу над европейским и японским фашизмом и др. Так, например, имея в целом общую точку зрения по проблеме виновников войны, некоторые российские и китайские историки расходятся в вопросе определения решающего вклада в разгром Японии, первые оставляют это за СССР, вторые – за Китаем.
Подписание в 2014 г. в Пекине договора о создании Союза китайских и российских педагогических университетов создало важные предпосылки для развития сотрудничества по самым различным направлениям, в том числе и в сфере исторического образования, включая проведение совместных научных конференций , чтение лекций в университетах Пекина, Уханя, Синьсяна, Гуйлиня, Чунцина, Нанкина, Чанчуня, Сучжоу, в Институте всеобщей истории Академии общественных наук КНР и др., обмен студентами, аспирантами и преподавателями.
Наш личный опыт знакомства с китайскими учебниками истории, а также российскими учебниками истории, в которых отражается тема участия Китая и СССР во Второй мировой войне, привел к выводу о неадекватности этого отражения, причем как в российских, так и в китайских учебниках истории.
В наших предыдущих публикациях мы обратили внимание на схематичное и поверхностное рассмотрение в российских вузовских и школьных учебниках истории событий Китайской антияпонской войны 1937–1945 гг. как важной составляющей азиатского театра военных действий Второй мировой войны . Нами было отмечено, что в большинстве школьных учебников, активно используемых в учебном процессе в настоящее время, как правило, приводится лишь факт начала японо-китайской войны в 1937 г., причем как войны отдельной, японо-китайской, никак не связанной с событиями Второй мировой войны. Исключением стала линейка учебников по «Новейшей истории» О.С. Сороко-Цюпы и А.О. Сороко-Цюпы, в которых подчеркивается факт принадлежности событий 1937–1945 гг. в Китае к истории Второй мировой войны. В то же время нами было отмечено, что и в этих учебниках при рассмотрении таких вопросов, как «Капитуляция Японии», «Жертвы. Потери» авторы даже не упоминали о вкладе Китая в победу над Японией и о китайской цене этой победы.
Китайские авторы и составители учебников по современной истории Китая и учебников по новейшей всемирной истории, как и авторы любой другой страны, в отборе материала для включения в учебники естественно ориентируются на достижения национальной историографии. Наше знакомство с некоторыми работами китайских историков свидетельствует о сохранении дискуссионных вопросов в оценке ключевых проблем истории Второй мировой войны, что неизбежно отражается на содержании школьных и вузовских учебников истории.
В качестве примера можно привести дискуссию в современной китайской историографии о месте и дате начала Второй мировой войны. Существует точка зрения, поддерживаемая политическим руководством страны, что началом Второй мировой войны следует считать «инцидент 18 сентября 1931 г.», когда военно-фашистские круги японской армии приступили к захвату трех Северо-Восточных провинций Китая, причем период с 18 сентября 1931 г. до 2 сентября 1939 г. (объявление Великобританией и Францией войны Германии) объявляется первым этапом Второй мировой войны. Китайские историки подчеркивают, что концепция 14-летней антияпонской войны принята в учебниках истории для средней школы, чтобы китайская молодежь помнила историю и извлекала из нее уроки. Кроме того, по их мнению, освещение участия Китая в мировой антифашистской войне на протяжении 14 лет положительно сказывается на международном статусе Китая .
Немало китайских историков поддерживают версию о том, что началом Второй мировой войны является «инцидент 7 июля 1937 г.», начало полномасштабной японской агрессии против Китайской Республики. Они аргументируют свою точку зрения исходя из характера Второй мировой войны, которая в целом была антифашистской, а не войной против агрессоров вообще. Поскольку фашистский режим в Италии был установлен в 1922 г., нацистский режим в Германии утвердился в 1934 г., а в Японии «милитаристский фашизм» взял под контроль государственную власть в 1937 г., мировая антифашистская война не могла начаться ранее 1937 г., следовательно, версия 1931 г. объявляется несостоятельной.
Может показаться парадоксальным, но многие китайские историки считают началом Второй мировой войны нападение Германии на Польшу 1 сентября 1939 г. и объявление ей на следующий день войны Великобританией и Францией. Они не считают это проявлением европоцентризма, т. к. в тот период Европа действительно являлась и экономическим, и политическим центром мира. Именно в Европе к началу Второй мировой войны сложились два блока крупнейших империалистических держав, которые начали вооруженную борьбу за доминирование в мире, вышедшую за рамки европейского континента и принявшую глобальный характер. Утверждается, что германо-польская война была не просто конфликтом между двумя этими государствами, она стала катализатором военного столкновения двух военно-политических блоков. Что касается дальневосточного театра военных действий, то сторонники версии 1 сентября 1939 г. заявляют, что «инцидент 7 июля 1937 г.» был лишь очередной агрессией Японии против Китая, Тихоокеанская война между Японией и США еще не началась, США еще не вошли в один из военных блоков, следовательно, японо-китайская война не имела характеристик мировой войны.
Комментарии (0)
Будьте в курсе обсуждения, подпишитесь на RSS ленту комментариев к этой записи.