Актуальная тема: Год педагога и наставника
И.В. Крутова. Формирование описательных умений в обучении истории и обществознанию.
В статье актуализируется важность формирования описательных умений в обучении истории и обществознанию в современной школе.
Ключевые слова: описательные умения, рассказ, пересказ, характеристика, составление плана, описание.
О.Т. Ковешникова. Формирование у учащихся умения описывать учебную картину.
В статье представлены методические пути формирования у учащихся умения описывать учебную картину.
Ключевые слова: методика обучения истории, описательные умения учащихся, учебная картина.
История и обществоведение
В.Н. Захаров, Я.В. Соловьев. Налоги в России в XVIII — начале XX века. Часть 2: после Петра I.
Статья является второй в цикле статей о налогах в Российской империи. В статье рассматривается развитие налоговой системы в XVIII в. после Петра I, делается вывод о том, что при его преемниках не произошло значительных изменений в налоговой системе, при Екатерине II была только усовершенствована система налоговых органов.
Ключевые слова: налоги, налоговая система, подушная подать, Российская империя, реформы Екатерины II.
В.В. Тихонов. Советское общество брежневской эпохи в зарубежной историографии.
В статье дается обзор зарубежной историографии советского общества брежневского периода (вторая половина 1960-х — начало 80-х гг.). Дается ее периодизация, анализируются основные концепции. Делается вывод о том, что историки отказались от односторонних представлений и стремятся рассмотреть развитие советского общества в контексте общемирового развития.
Ключевые слова: брежневский период, зарубежная историография, советология.
М.А. Бычков. «Новый курс» Шона Лемасса.
Период работы правительства Шона Лемасса (1959-1966) стал временем значительных изменений в жизни ирландского государства и общества. Ирландская политика изоляция в годы Второй мировой войны стала причиной сложной экономической и политической ситуации. Целью политики Лемасса, получившего название «Новый курс», было преодоление проблем путем выхода на мировую политическую и экономическую арену. Политика «Нового курса» способствовала модернизации Ирландии.
Ключевые слова: Вайтэкер Томас Кеннет, Ирландия, Лемасс Шон, «Новый курс», Фианна Фойл.
Н. Мартинес-Варкарсель. Учебник и самостоятельная работа в школе: вклад ученических заметок в распознавание общественных кризисов.
В 2012-2016 гг. в автономном сообществе Мурсия (Испания) было проведено исследование преподавания истории в средней школе. В нем приняли участие 200 учащихся из 136 учебных заведений провинции, а также студенты первого курса бакалавриата. Анализ результатов исследования под углом зрения прогностической функции учебников дает утвердительный ответ на вопрос о том, могут ли учебники быть барометром общественных настроений и политических взглядов. Но вопрос о показателях распознавания кризисов остается открытым. На основе полученных визуальных и количественных данных были проанализированы сценарии интерпретации работы с учебником.
Ключевые слова: История Испании, учебник истории, качественный анализ.
А.С. Хрипунов. Санитарно-профилактическая деятельность земского самоуправления в начале XX века (на примере Шуйского уезда Владимирской губернии).
В статье рассматриваются основные направления деятельности Шуйского уездного земства по предотвращению.
Ключевые слова: Российская империя, Шуйский уезд, краеведение, здравоохранение, местное самоуправление.
Методика
А.И. Кострюкова. Исторические документы как средство коммуникативного развития школьников.
В целях повышения качества исторического образования и формирования метапредметных умений обучающихся автор предлагает использовать методику написания сочинений на основе исторических документов. Автор приводит классификацию исторических документов Е.Е. Вяземского и О.Ю. Стреловой, а также формулирует систему работы над созданием текстов в жанрах заметки и сочинения-рассуждения на уроках истории по каждому типу исторических документов на примере фрагментов исторических источников из учебника по курсу всеобщей истории VIII кл. Практическая значимость статьи состоит в разработке универсального алгоритма работы над заметкой и сочинением-рассуждением на основе всех типов исторических документов.
Ключевые слова: исторические документы, метапредметные умения, методика работы с историческими документами, сочинение на основе исторического документа, заметка, сочинение-рассуждение.
О.Ю. Ужан. Формы и методы формирования опыта творческой деятельности старших школьников в ходе интегрированного обучения.
В статье представлена краткая характеристика программы интегрированного курса «Россия и мир» и обозначены этапы формирования опыта творческой деятельности старших школьников в процессе интегрированного обучения: стимульно-продуктивный, аккумулирующий и развивающий. Приведенные во фрагментах интегрированных уроков формы, методы и приемы обучения на каждом этапе программы раскрывают внутреннюю структуру процесса формирования опыта творческой деятельности старших школьников, отвечают за адекватное воспроизведение взаимодействия между элементами данного процесса и имеют функциональное назначение.
Ключевые слова: метод, прием, средство, формирование, опыт, творческая деятельность, интегрированное обучение.
А.Э. Ларионов, О.Ю. Аренд. Советский плакат и карикатура периода Великой Отечественной войны как исторический источник и наглядное пособие на уроках истории.
Статья посвящена проблеме использования плакатов и карикатур периода Великой Отечественной войны для повышения эффективности исторического образования и патриотического воспитания в школах и учреждениях среднего профессионального образования. Военный плакат рассмотрен как исторический источник и наглядное пособие при изучении событий 1941-1945 гг. Рассмотрены варианты практического использования образцов советской визуальной пропаганды в учебно-воспитательном процессе. Указано на высокую роль педагога при изучении плакатов и карикатур военного времени. Сделан вывод о высоком познавательном и воспитательном потенциале данного типа исторических источников.
Ключевые слова: Великая Отечественная война, пропаганда, плакат, карикатура, патриотическое воспитание.
Н.Г. Масюкова. Методические аспекты преподавания темы «Нацистский оккупационный режим».
Автор знакомит с опытом работы по преподаванию темы «Нацистский оккупационный режим».
Ключевые слова: нацистский оккупационный режим, оккупация Ставрополья, Холокост, научно-методическое сопровождение учителей.
ЕГЭ и ОГЭ
В.П. Киселёв. Практикум по темам «Гражданство» и «Воинская обязанность и альтернативная гражданская служба» в рамках подготовки к ЕГЭ по обществознанию.
Данный практикум посвящен закреплению теоретических знаний по теме «гражданство» в объеме, необходимом для общего образования, а также отработке умений, проверяемых на ЕГЭ.
Ключевые слова: ЕГЭ, гражданство, воинская обязанность, Конституция Российской Федерации..
Труды молодых ученых
С.Н. Штейников. Духовная жизнь в Пермской губернии глазами жандармов.
В статье рассматривается деятельность чинов Корпуса жандармов Российской империи на территории Пермской губернии. Выявляется мало освещённая деятельность жандармов в отношении представителей древлеправославной церкви (старообрядчества), сектантов и священников Синодальной церкви.
Ключевые слова: Пермская губерния, старообрядцы, сектанты, Синодальная церковь, жандармы.
В.А. Лаптев. Процесс формирования ударных частей в 11-й армии Юго-Западного фронта (май-июль 1917 года).
В статье рассматривается специфика формирования ударных частей с мая по июль 1917 г. в 11-й армии Юго-Западного фронта. Ударные части или «части смерти» — особые военно-политические формирования, набиравшиеся на добровольческой основе, начиная с конца мая 1917 г. Они сыграли большую роль в первоначальных успехах летнего наступления русской армии. Именно в 11-й армии Юго-Западного фронта первыми стали записываться в ударные батальоны добровольцы, вступать в «части смерти» стали и целые воинские формирования.
Ключевые слова: 1917, Юго-Западный фронт, 11-я армия, ударные части, революционные батальоны, летнее наступление.
А.К. Булгынбаева. Реализация политики лишения избирательных прав в Казахстане в 1920-1930 годах XX века.
Автор исследует особенности осуществления избирательной кампании в Казахстане, избирательного процесса в стране в целом. В работе приводятся архивные документы о составе населения, лишенного избирательного права. Анализируются последствия ограничения политических и социально-экономических прав.
Ключевые слова: Казахстан, Центральная избирательная комиссия, инструкции, лишение избирательных прав, репрессии.
М.С. Малафай. Воспоминания П.П. Менделеева как источник по изучению дворянства после 1917 года.
В статье представлен анализ мемуаров русского общественного и государственного деятеля П.П. Менделеева, одного из деятелей Союза русских дворян в Париже и Российского земско-городского комитета помощи российским гражданам за границей.
Ключевые слова: русская эмиграция, русское дворянство, Павел Павлович Менделеев, мемуары, исторический источник.
Комментарии (0)
Будьте в курсе обсуждения, подпишитесь на RSS ленту комментариев к этой записи.