Ольга Юрьевна Стрелова – доктор педагогических наук, профессор, профессор кафедры теории и методики обучения, Хабаровский краевой Институт развития образования, г. Хабаровск.
После цикла авторских статей о комплексном подходе к конструированию и использованию заданий на формирование читательской грамотности в школьных курсах истории и размышлений о потенциале функциональной грамотности в воспитании гражданственности, ответственности и многих других важных для жизни в современном мире личностных качеств обратимся к креативному мышлению. Оно представляет собой одну из двух новых грамотностей, которыми пополнились программы международных и национальных исследований оценки качества образования в 2018 – 2022 гг.
На «чистый» русский язык креативность можно перевести как «творчество» и … оказаться в плену житейских и профессиональных стереотипов о том, что развитием творческих способностей и разработкой творческих заданий по истории методисты занимаются давно и успешно!
Цель данной статьи – показать разницу между заданиями на формирование творческих способностей и креативного мышления и, соответственно, различия в методических подходах к конструированию заданий, проверке и оценке / диагностике и педагогической интерпретации результатов школьников в изучении истории.
Начнем с того, почему креативное мышление – это не хорошо (?) знакомое нам творчество и почему именно в таком качестве оно наряду с читательской грамотностью становится универсальной мета-компетенцией, необходимой каждому человеку.
В серии «Функциональная грамотность. Учимся для жизни» вышли два выпуска Сборника эталонных заданий по креативному мышлению, и оба раза их авторы обращаются к школьникам с одним и тем же вопросом: «Что такое креативное мышление?». Вместо готовых определений ребятам (а вместе с ними педагогам и родителям, приглашенным к беседе) предлагается выполнить серию образных и аналитических упражнений, чтобы прийти к заключению, что «креативность – это прежде всего способность нестандартно мыслить и оригинально выражать свои идеи, чувства, эмоции» (курсив – О.С.). Все выделенные в этом определении эпитеты авторы Сборника заранее обсудили и проиллюстрировали примерами, понятными подросткам, т. к. первые выпуски адресованы учащимся 5–7-х кл.
Теперь задумаемся, почему способность креативно мыслить (вместе с другими грамотностями) должна быть свойственна каждому современному человеку. Как только речь заходит о современности, на страницах учебников обществознания всплывает понятие «информационное общество», а на уроках, возможно, еще говорят о VUCA-мире. Но оказывается, что уже пришло время с ним расстаться и пожаловать в BANI-мир! Поскольку эти акронимы мало известны российским педагогам, кратко остановимся на трех моделях-концепциях мира и сообразных им требованиях к профессионалу (табл. 1). Последнюю строчку в эту таблицу добавим сами из-за очевидной отсылки каждой модели к «твердым / мягким навыкам» или Я-компетенциям.
Таблица 1
Модели-концепции мира | ||
SPOD | VUCA | BANI |
Сформирована и характеризует мир, существовавший до массового распространения вычислительной техники и Интернета | Сформирована под влиянием холодной войны, когда технологии стали развиваться быстрее смены одного поколения (конец 1980-х – 2020-е гг.) | Сформирована под влиянием климата и глобальных системных изменений (с 2020 г. – …) |
Steady – устойчивый | Volatility – изменчивость | Brittle – хрупкий |
Predictable –предсказуемый | Uncertainty – неопределенность | Anxious – тревожный |
Ordinary – простой | Сomplexity – сложность | Nonlinear – нелинейный |
Definite – определенный | Ambiguity – неоднозначность | Incomprehensible – непостижимый |
Профессионал должен обладать знаниями, навыками, умениями, особенностями личности, которые позволяют надежно и результативно выполнять специфическую деятельность в самых разных условиях | Больше внимания уделяется не только самому профессионалу и его
деятельности, но и исследованиям его трудовой среды, корпоративной, организационной культуры |
На первом плане внутренние ресурсы человека, структура личности, позволяющие профессионалам успешно адаптироваться к изменяющимся внешним условиям |
III уровень – компетенции, связанные с конкретными действиями, рабочим поведением | II уровень – компетенции, обусловленные особенностями личности, профессиональной позиции и окружающей среды | I уровень – компетенции, обусловленные духовно-нравственными качествами личности |
Hard skills | Soft skills | Self—competence |
В первые два десятилетия XXI в. VUCA-модель помогла бизнес-компаниям позиционировать себя во все более неопределенной среде, разрабатывать гибкие стратегии, лучше понимать своих клиентов и конкурентов, и – как следствие – принимать эффективные решения. Теперь же «BANI, – считает изобретатель этих моделей Джамаис Кашио (Jamais Cascio), – это способ лучше оценивать текущее состояние мира и реагировать на него». Футуролог не только охарактеризовал ключевые вызовы BANI-мира, но уже подготовил рецепты «противоядия» для бизнеса.
Комментарии (0)
Будьте в курсе обсуждения, подпишитесь на RSS ленту комментариев к этой записи.