Ольга Владимировна Нефедова – кандидат исторических наук, доцент Мурманского арктического государственного университета, г. Мурманск.
Уже более десяти лет в педагогической практике активно применяется формирующее оценивание как комплексный метод не только диагностики учебного процесса, но в первую очередь как особая система, направленная на достижение результатов как личностных, так метапредметных и предметных. М.А. Пинская так характеризует оценивание для обучения: оно встроено в процесс преподавания и учения и является их существенной частью; предполагает обсуждение и общее признание учебных целей учителями и учениками. В связи с этим формирующее оценивание вовлекает учеников в самооценивание, обеспечивает обратную связь; вовлекает и учителя, и учеников в процесс рассмотрения и рефлексии данных оценивания .
В рамках формирующего оценивания предлагается использовать разнообразный набор инновационных локальных методик и технологий, среди которых адаптированное тестирование, ментальные карты, опросники, рубрики и др. При этом существует ряд конкретных приемов, которые не являются новыми, но обладают серьезным потенциалом, который в условиях постановки новых образовательных задач может стать важным фактором реализации системно-деятельностного подхода реализации исторического образования. Речь идет об историческом диктанте, который, на наш взгляд, совершенно незаслуженно забыт. Хотя при условиях правильного применения он отвечает всем характеристикам формирующего оценивания и может быть встроен в процесс обучения, эффективно и оперативно обеспечивать обратную связь, обеспечивая не только диагностику и актуализацию знаний, но и формирование умений и навыков как предметных, так и метапредметных.
На протяжении десятков лет в педагогической практике сформировалась методика проведения предметных диктантов, в том числе и исторических, которые позволяют осуществлять контроль знаний и умений учащихся на уроках. В то же время возможности исторического диктанта сводятся только к репродуктивному контролю усвоения исключительно знаниевой составляющей предметного содержания. Учителя часто используют исторический диктант исключительно как перечень вопросов, на которые обучающиеся должны дать незамедлительные и краткие ответы: написать дату по названному событию, понятие по определению или, наоборот, определение по названному понятию, узнать историческую личность по описанию и многие другие подобные короткие задания. Считается, что с помощью исторических диктантов можно проверить ограниченную область знаний обучающихся: историческую терминологию, хронологию событий и явлений, «некоторые формулировки причин, следствий и научных фактов» .
Так как время на каждый ответ строго регламентировано и достаточно мало, эта форма оценивания, по мнению учителей истории, не позволяет в полной мере проверить умения, которыми овладели обучающиеся при изучении той или иной темы. Распространено убеждение, что быстрота проведения исторического диктанта является не только достоинством, но и значимым недостатком, т. к. ограничивает область проверяемых дидактических единиц.
Другими словами, в этом понимании исторический диктант весьма неэффективен даже для проверки знаний, не говоря уже об умениях и навыках. Для этой формы контроля знаний и умений обучающихся отводится лишь дополнительная роль, заключающаяся в том, что она снимает часть нагрузки с остальных форм и может быть применена в сочетании с другими формами контроля.
В статье мы постараемся предложить ряд приемов для нового видения роли исторического диктанта в рамках формирующего оценивания как новой системы диагностики в обучении и для обучения в рамках системно-деятельностного подхода.
Структура исторических знаний учащихся традиционно рассматривается как система исторических представлений (о фактах прошлого, об историческом времени и пространстве); система исторических понятий; способов познания и понимания истории: о причинно-следственных связях, закономерностях исторического развития, исторической науке. В этом контексте и предложим систему исторических диктантов.
Исторические диктанты в контексте формирования исторических представлений
Знания об историческом времени и пространстве можно проверить на основе иллюстративного и картографического материала. Так, например, предложим ученикам VII кл. в процессе изучения тем «Смутное время» и «Первые Романовы» диктант, в котором по иллюстративному и картографическому материалу ребята должны будут показать не только знания, но в первую очередь сформированность своих мыслительных навыков.
Комментарии (0)
Будьте в курсе обсуждения, подпишитесь на RSS ленту комментариев к этой записи.